«Составление описательного рассказа об апельсине»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зеленковская Юлия Александровна

Конспект

НОД по развитию речи

«Составление описательного рассказа об апельсине с использованием сенсорно-графической

схемы В.К. Воробьёвой»

для детей старшей группы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска "Детский сад № 72  "Мир детства"

Конспект

НОД по развитию речи

«Составление описательного рассказа об апельсине с использованием сенсорно-графической

схемы В.К. Воробьёвой»

для детей старшей группы

        

                                                                           

                                                                 

                                                                                                                         Автор:  

                                                                                                   Зеленковская Ю.А.,

                                                                              воспитатель первой  категории

Новосибирск-2017

 «Составление описательного рассказа об апельсине»

Цель:   формирование  у детей умения  составлять  описательный рассказ о  фрукте.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение  составлять  описательный рассказ об апельсине ,  используя в качестве наглядной опоры сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой                                  

   - формировать  умение использовать сенсорные каналы (зрительный, тактильный, обонятельный, вкусовой) для получения информации о признаках предмета (цвете, форме, величине, запахе, вкусе, особенностях поверхности)

- упражнять в использовании прилагательных при составлении рассказа, согласуя их в роде, числе, падеже с существительным «апельсин»                                                             -упражнять в словообразовании  "кисло-сладкий"  

- упражнять в образовании относительных прилагательных                                                                                                                              - упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, предложений с однородными прилагательными                    

  - упражнять в развитии длительного плавного выдоха

  -уточнить знания детей о значении фрукта.

     Развивающие:

- развивать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации)

- развивать умение отвечать полными  предложениями

- развивать основные психические процессы - зрительно-пространственная память, внимание,  образное и словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательность, отзывчивость                                                                                               - воспитывать  умение сотрудничать друг с другом, слушать ответы сверстников, помогать в случае необходимости.

Материалы: картинка апельсина и апельсинового дерева, целый апельсин и разрезанный на кусочки, игрушка белого медведя, посылка, загадка об апельсине,  картинки с условными обозначениями для составления рассказа.

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".

Содержание организованной образовательной деятельности детей:

1. Организационный этап.

В. Ребята к нам в гости пришел  белый медведь. Вчера он получил  необычную посылку. Прежде чем  ее открыть, надо отгадать загадку. А у медведя ничего не получается, предлагаю ему помочь. Согласны? (ответы детей)

В. загадывает детям загадку:

С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. 

Дети отгадывают загадку, воспитатель  открывает посылку и показывает апельсин. Медведь грустный, потому что не знает, что это такое. В.  предлагает детям рассказать  медведю об апельсине.

1. Основная часть.

1.В.: «Что нам помогает  увидеть апельсин – его цвет, форму, величину? (ответы детей)

В.:"Правильно, глаза» ( помещаем на мольберте  карточку с изображением глаза)

В.: «Мы посмотрели на апельсин  и увидели, что он..( оранжевого  цвета)(ответы детей)

Карточку, которая обозначает цвет помещают напротив изображения глаза.

Что  еще мы  узнаем об апельсине, если посмотрим на него? (форму) Какой апельсин по форме? (ответы детей). Что мы можем сказать о величине апельсина? (ответы детей). После ответа на  вопрос ставятся соответствующие карточки ».

Далее воспитатель обобщает: «Мы увидели глазами, что апельсин  оранжевый, круглый, большой. Повторите, что мы увидели?». Несколько детей  повторяют   предложение.

2. В.:  «Что  нам помогает определить запах апельсина?»  Размещается карточка с изображением носа.

В.: «Что можно сказать об апельсине,  если понюхать его? Он…» ( ароматный, душистый, помочь, если нужно). Выставляется  карточка с условным изображением запаха.

Воспитатель обобщает: «Когда мы понюхали апельсин, то узнали, что он ароматный, душистый». Повторяют  предложение 2-3 ребенка.

Упражнение на развитие правильного физиологического дыхания «Приятный запах»

Дети  вдыхают запах апельсина  и на выдохе произносят фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

3.В.: "С помощью чего мы можем потрогать апельсин? (рука). Выставляется  карточка". Просит потрогать апельсин: «Что мы узнали об апельсине, когда его потрогали?» (твердый, шершавый или негладкий, холодный ).

Воспитатель размещает условные обозначения : твердый, холодный, шершавый.  Далее обобщает: «Когда мы потрогали апельсин, то узнали, что он  твердый, шершавый, холодный». Просит повторить предложение 2-3 детей.

Динамическая пауза

Оранжевое небо, (Встали, руки вверх.)

Оранжевое море, (Присели, руки вниз.)

 Оранжевая зелень, (Встали, руки в стороны.)

 Оранжевый верблюд.( Руки на пояс.)

Оранжевые мамы (Прыжки на левой ноге.)

Оранжевым ребятам (Прыжки на правой ноге.)

 Оранжевые песни (Прыжки на двух ногах.)

Оранжево поют! (Хлопки в ладоши.)

4. В.: «Что мы должны сделать, чтобы узнать, какой апельсин на вкус?» (ответы детей).  Размещается  на мольберте изображение рта: «Что вы узнали об апельсине, когда попробовали его?  (сладкий, кислый). Чем наполнился ваш рот?» (соком). Выставляется карточка с  символом «сочный», «сладкий», «кислый». В.: "Когда апельсин чуть кислый  и чуть сладкий, то можно сказать, что он кисло-сладкий".  Воспитатель обобщает: «Когда мы попробовали  апельсин, то узнали, что он кисло-сладкий,  сочный». Предложение повторяют 2-3 ребенка.

5. Воспитатель показывает карточку со знаком вопроса: «Это знак вопроса. К какой группе предметов  можно отнести апельсин?» (ответы детей). «Где растут фрукты?» На мольберте появляется знак вопроса и изображение дерева.

В.: "Обратите внимание, на апельсиновом дереве много апельсинов. Зачем же нужно много апельсинов?"( в пищу - едим, получают сок, можно использовать, когда печем печенье или торт и т.д.).

В.:  "Для чего нужно есть апельсины?" ( много витаминов, особенно витамина "С")

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"
Мы делили апельсин; (
двумя руками держат предполагаемый апельсин)
Много нас, а он один. (показ сначала десять пальцев, а потом один)
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
А для волка — кожура.
 (бросательное движение руками)
Он сердит на нас, беда!!!
(делаем испуганный вид)
Разбегайтесь кто куда!!!
(делаем движения руками в стороны)

Далее воспитатель, опираясь на схему, (показывая на каждую карточку) повторяет рассказ об апельсине.

 «Это апельсин. Мы посмотрели на апельсин и увидели, что он оранжевый, круглый, большой. Когда мы потрогали апельсин, то узнали, что он холодный, шершавый (негладкий), твердый. Мы понюхали апельсин и узнали, что апельсин  ароматный, душистый. Когда мы попробовали апельсин, то узнали, что он кисло-сладкий, сочный. Апельсин- это фрукт, он растет на дереве. Он полезный, в нем много витаминов».

Детям предлагается самостоятельно рассказать об апельсине, опираясь на образец, данный воспитателем.

3. Рефлексия

Воспитатель спрашивает детей, что они сейчас делали,  благодарит детей за рассказы, все были внимательные, дружные. Обращает внимание, что медведь понял, что такое апельсин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей

•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи «Составление описательного рассказа об игрушках с использованием мнемодорожки»

Конспект занятия № 2 по развитию описательной речи у детей среднего возраста с помощью мнемосхемы....