«Знакомство с творчеством В.М. Васнецова»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Воротнева Елена Васильевна

Образовательная деятельность в красном круге (развитие речи)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_tvorchestvom_v.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с творчеством В.М. Васнецова»

Задачи:

— познакомить детей с биографией художника

— сформировать представления детей о В.М. Васнецове, как о творческой личности

— прививать любовь к искусству

— развивать, речь детей, память, мышление, внимание.

- развивать детскую инициативу и самостоятельность

- Скажите мне- мир искусства – это что за мир? Кто знает? (ответы детей). Обобщает ответы детей.

- Вот послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир.

Жил- был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка одинаково красивых потом он увидел вазу- и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате.

На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир.

Художник нарисовал множество красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей –и тогда Волшебный мир красоты -пейзажистов, откроется.

Ребята, сегодня я вас приглашаю в картинную галерею  великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, вот его портрет. Виктор Михайлович родился в 1848 году, это было очень давно, с тех пор прошло уже более 150 лет. Это было так давно, что еще на свете не было ваших бабушек и дедушек. Виктор Михайлович родился в далекой русской деревне Лопьял Вятской губернии.

Раньше школ для маленьких детей не было, и образование Васнецову дал его отец. Отец рассказывал ему про звезды, показывал созвездия. А еще отец учил его любить родную природу, родные деревни и города. Васнецов со своим отцом ходили по широким полям, по таежным глухим лесам, которые находились рядом с их деревней, ходили вдоль извилистых речек. Именно родная русская природа сильно повлияла на будущего художника. С детских лет Васнецов слышал былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках пели русские женщины.

Вся красота, окружавшая Васнецова с детства, открыла в нем талант художника. Еще в детстве Виктор Михайлович Васнецов очень любил рисовать, он мечтал стать художником. Но раньше было очень сложно выбрать профессию по своему желанию, мальчики должны были получить ту профессию, которая была у отца, а отец Васнецова был священником, поэтому он пошел учиться в семинарию.

( Пояснения воспитателя: семинария – это специальное учебное заведение, в котором учат на священника). Каждую свободную минуту в семинарии Васнецов рисовал. Рисование стало для него главным делом в жизни. Он попросил отца разрешить ему уйти из семинарии и поехать учиться на художника. Отец разрешил и Васнецов уехал в Санкт-Петербург, поступил там в Академию художеств. Виктор Михайлович за свою жизнь написал очень много картин. Большинство из которых находятся в Москве в Третьяковской галерее.

Перед тем как построить здание Третьяковской галереи Васнецова попросили нарисовать, каким это здание могло бы быть, он нарисовал, и по его рисункам здание было построено.

Воспитатель: Ребята, я вам рассказала о Викторе Михайловиче Васнецове, теперь вы знаете, где он рос, что любил, почему стал художником. А сейчас я предлагаю вам пройти со мной в зал и рассмотреть там картины Виктора Михайловича Васнецова.

Дети рассматривают картины

Дети ходят по залу, рассматривают картины. (1,5-2 минуты).

Воспитатель: -Ребята, вы сейчас посмотрели картины Виктора Михайловича Васнецова, скажите, что вы видите общего в этих картинах.

(Ответы детей: Картины по сказкам)

Воспитатель: -Совершенно верно, картины, которые мы видим здесь, написаны по сказкам и былинам.

Воспитатель: -А теперь давайте поговорим о каждой из этих картин. Подойдите, пожалуйста, сюда перед вами картина «Алёнушка». Эта картина была первой из картин по сказкам.

— К какой сказке была написана эта картина?

(«Сестрица – Алёнушка и братец – Иванушка»)

— Кого мы видим на картине? (Ответы детей)

— Где она находится? (Ответы детей)

— Посмотрите на лицо Аленушки. Какие у нее глаза? (Печальные) Волосы? (Волосы выбились из кос, растрепались).

Обратите внимание, что небо тоскливое, бледно-серое, вызывает печальное настроение. Эти приемы помогают художнику создать впечатление, что природа, окружающая девочку, тоскует и переживает вместе с ней. Картина немного грустная, но прекрасная.

Воспитатель: — Ребята теперь подойдите к этой картине, я думаю, что ее название вы мне назовете сами. (Ответы детей: «Снегурочка»).

— Совершенно верно. Воспитатель: — Эту картину Васнецов написал, когда гостил у своего друга в Подмосковье, у этого друга был огромный дом и там всегда гостило много людей. И часто они ставили спектакли. И вот как-то зимой решили поставить спектакль «Снегурочка». Васнецов тоже играл в этом спектакле, ему досталась роль Деда Мороза. Спектакль был сыгран прекрасно и после спектакля художник написал эту картину.

-Что вас поразило больше всего? Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? (Ответы детей)

Воспитатель: — А теперь давайте рассмотрим картину «Богатыри». Обратите внимание на эту картину, Васнецов изобразил здесь русских богатырей в полной силе, важных и непобедимых. Художник специально поднял линию горизонта и у нас создается впечатление, что мы смотрим на богатырей снизу вверх.

  Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

   На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

   Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

   Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

   В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

   Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

   Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

   Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

— Как вы считаете, кто из троих Илья Муромец.

— Послушайте отрывок из былины об Илье Муромце.

(Чтение отрывка из былины, дающий описание Илья Муромца):

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец, сын Иванович

Из-под славного города из-под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей, словно лютый зверь,

Он сам на коне, словно ясен сокол…

Воспитатель: — Помогает ли вам этот отрывок понять, кто из троих Илья Муромец? (Ответы детей)

— Мы с вами читали эту былину и знаем имена всех богатырей, давайте вспомним их имена. (Алеша Попович, Добрыня Никитич).

— Совершенно верно, а кто из богатырей был самым молодым? (Алеша Попович)

— Как вы считаете, кто из этих богатырей Алеша Попович? (Ответы детей)

— Правильно, а имя третьего богатыря? (Ответы детей)

— Да правильно, мы с вами рассмотрели картину «Богатыри»» и определили имена каждого из богатырей.

— Понравилась ли вам эта картина? Почему? (Ответы детей)

— А кому из вас эта картина понравилась больше, чем другие? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: — Ребята, сейчас мы с вами рассмотрели картины Васнецова. Картины действительно чудесные, мы как будто с вами попали в сказку.

Воспитатель: — Теперь вы знаете, что каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. И сегодня вы узнали, что Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную русскую природу, русские сказки и былины и эту любовь он передал в своих картинах.

Воспитатель: — Кто-нибудь из вас хотел бы увидеть другие картины Васнецова по сказкам? (Ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам разделиться. Самостоятельно вы можете вообразить себя художниками и дополнить нашу галерею своей картиной или иллюстрацией к сказке

Совместно со мной мы посмотрим отрывок из мультфильма  «Три Богатыря» и попытаемся разрешить их спор.

- Что вы чувствуете, глядя на эти рисунки?

Какое настроение у вас от нарисованных картин?

Хотите ли вы стать художниками и почему? (Да, потому что художники видят красивое в окружающей нас жизни и выражают эту красоту в своих произведениях. Они делают нашу жизнь красивее, прекраснее, добрее)

Заключительная часть, итог:

- Дети, где мы сегодня с вами побывали? (на выставке, в картинной галерее)

- Картины – репродукции каких художников мы рассматривали? (Шишкина, Левитана, Саврасова, Васнецова)

- Дети, а что нового, интересного узнали на занятии?

Ребята вы все большие молодцы! Вы все почувствовали красоту и доброту от увиденного и услышанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

Открытый просмотр. Непосредственно образовательная деятельность по окружающему миру Знакомство с творчеством художника М.В. Васнецова

Это не просто занятие, а экскурсия в музей, где хранятся репродукции картин ( иллюстраций к русским народным сказкам и былинам) М.В. Васнецова....

Конспект занятия "Знакомство с творчеством В.М.Васнецова и И.И.Шишкина"

Занятие для подготовительной группы знакомит детей с творчеством русских живописцев анализируя их знаменитые полотна....

Непосредственно образовательная деятельность: беседа в старшей группе «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова».

Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»Тема: Знакомство с творчеством Ю. А. ВаснецоваПрограммное содержание:Воспитывать у дошкольников интерес к изобраз...

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Ю.А. Васнецова

Конспект занятия "Знакомство с творчеством Ю.А. Васнецова по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"...

Презентация дидактического пособия " Знакомство с творчеством Ю,А Васнецова, художника иллюстратора через русские сказки"

Цель данного пособия:Создание условий  к приобщению  детей к искусству  через  знакомство с творчеством  художника-иллюстратора  русских народных  сказок  Ю.А В...

Конспект ООД во второй группе раннего развития «Земляничка» Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова «Сказочные котики»

Очень важно знакомить детей с творчеством отечественных авторов. В лёгкой игровой форме детям прививаются патриотические чувства...