«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пенкина Елена Васильевна

Цель: Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_svyaznoy_rechi.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей 

             «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Пенкина Елена Васильевна

МБДОУ детский сад №5 «Ласточка»г. Павлово

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

 Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в парке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте –  монологическая и диалогическая.

Каждая из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.   Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Дети  дошкольного возраста очень тянутся  к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды - это рассказ и пересказ.

 Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

Прежде всего, родителям необходимо выразительно прочитать рассказ, который ребёнку предстоит пересказать. После чтения провести беседу, основное значение которой – выяснить, правильно ли ребёнок понял содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы.

Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.

 Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.

Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Спросите мнение ребенка, как бы он поступил  в той или иной ситуации. Объясните значение непонятных, новых слов ребенку.

 Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

  • Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т.п.);

б) рассказы по сериям картинок с последовательно развивающимся действием (от 4-х и более);

в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.

г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.

 Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев, часто сочиняют целые серии приключений. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-либо героя: родители запишут текст со слов ребенка, а малыш нарисует картинки. Детские фантазии и сказки легко записать на диктофон. Если ваш ребёнок пока не очень увлекается сочинительством, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите придумать предысторию события или продолжить действие.

 

Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.

Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.

Описание

1 часть - название предмета (например, шкаф);

2 часть - перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой);

3 часть - оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый).

Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.

Жесткая структура рассказа:

1 часть - с чего все началось;

2 часть - развитие событий;

3 часть - чем закончилось.

Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.

1 часть - тезис;

2 часть - доказательство;

3 часть - вывод.

  • Вызвать интерес ребенка  к театрализованной деятельности.

 Необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, для развития диалогической речи. Можно разыграть с ним сказку, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами могут быть и обычные игрушки.

 

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Просто чаще играйте с ребёнком! Ведь игра – основной вид деятельности детей.

 

Предлагаю вашему вниманию  игры и упражнения для развития связной речи детей.

 Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Вспомним случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? Как выглядит? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Изменение ситуации в знакомых сказках»

- Давай сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И по этому чему-то другому принц также нашел ее».

Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?

Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.

- «Посадил дед не репку, а...» Что?» Рассказываем новую сказку.

- «Испекла бабка не колобок, а...» Что?»

Затем подводим ребёнка к самостоятельному изменению сказки и рассказу новой.

«Закончи сказку»

Расскажите ребенку начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Предложите продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

«Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; все ножницы; все ложки; все книги. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

 

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаю вам успеха!

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Нищева Н. «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа». – М.:Детство-Пресс, 2010.
  2. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников». – М.: Просвещение, 1985.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Совершенствование связной речи». – М.: Социально-политический журнал. Ассоциация «Гуманитарий», 1994.
  4. «Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет» / автор-составитель Граб Л.М. – Волгоград: Учитель, 2010. – 136 с.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». – Владос, 2003.
  6. Ушакова О.С. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...