Речевой бассейн
проект по развитию речи (средняя группа)
Речь ребёнка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывание в детском саду – в процессе общения с педагогом. И во время занятий, и на прогулке, и во время приёма пищи воспитатель общается с детьми посредством слов и объясняет новые понятия. Очень важно, чтобы речь воспитателя была грамотной, произношения слов правильным.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ.
Чем выразительнее, точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздается на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца ребенка. А это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Вот простейшая формула культуры речи:
● Думай, кому говоришь.
● Что говоришь.
● Где говоришь.
● Зачем говоришь.
Чтобы речь педагога была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств. Это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Взаимосвязь между плаванием и умственным развитием ребёнка
А знаете ли вы, что плавание - это отличное средство для умственного развития детей?
Плавание, помимо тренировки координации движения и дыхания в воде, облегчает процесс обучения в различной сфере. Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела. Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг. Дети не только развивают свои мышцы, двигательные навыки и координацию, но и улучшают речь, развитие мозга и общий интеллект. Игра с водой – это не только естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, но и один из самых приятных способов обучения.
Физические упражнения увеличивают приток крови, который в свою очередь доставляет жизненно важные питательные вещества для растущего мозга. Снижается уровень гормонов стресса, что помогает мышцам расслабиться.
Какова же цель проекта:
– способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию моторики рук, регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний;
– способствовать развитию речи;
– снижать проявления гиперактивности ребенка;
– формировать оздоровительные процессы в организме;
Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.
Но прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:
– нельзя намеренно выливать воду на пол;
– нельзя брызгаться водой;
– после игры вытереть руки насухо.
Приведу в качестве примера несколько игр с водой.
1. Игра «Найди заданный звук в слове»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т.д.
2. Игра «Закреплять зрительный образ буквы»
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
3. Игра «Узнай букву на ощупь» (обучение грамоте)
Оборудование: ёмкость с водой, пластмассовые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: закрой глаза, опусти руки в воду, возьми любую букву и узнай ее, какая это буква?
4. Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)
Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: собери в воде бусы.
5. Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
6. Игра «Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
7. Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
8. Игра «Пальчиковые игры»
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
9. Игра «Ракушки» (существительное с числительным)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
10. Игра «Губка»
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки
Ход игры: достань и выжми губку
11. Игра «Кораблик» (развиваем речевое дыхание)
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки.
Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.
Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов.
Практические упражнения с водой:
1. Игра «Водичка» (хлопают руками по воде)
Хлюп-хлюп ручками,
Тут водичка булькает,
Тут водичка пенится.
Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает.
Выучите потешку «Водичка-водичка».
2. Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)
Тарарам-тарарам!
Кто явился в гости к нам?
Посмотри-ка поскорей
На любимых на гостей:
Дедушка, бабушка, папа, мама, я-
Вот и вся моя семья.
(опускают руки в тёплую воду, вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие кто по характеру, кто, что делает)
3. Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой)
Огурец – раз, огурец – два,
Помидор – раз, помидор – два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь и развивать речь детей. Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания.
Вывод: Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
Открытый показ в бассейне по речевому развитию для детей среднего возраста
Тема: «Наши любимые сказки».
Возраст детей: 4 года (Средняя группа)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование связной речи у детей;
Формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Закреплять знания детей о русских народных сказках;
2. Закреплять знания о плавании, о стилях плавания.
Развивающие задачи:
1. Обогащать и активировать словарный запас детей, грамматический строй речи;
2. Формировать использование в речи наиболее употребительных прилагательных;
3. Развивать речевую активность детей;
4. Развивать умение участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы;
5. Развивать физические особенности у детей; выносливость, быстроту, ловкость, смелость.
Воспитательные задачи:
1. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание быть справедливыми;
2. Воспитывать любовь к чтению, к русскому народному творчеству;
3. Воспитывать у детей любовь к плаванию, здоровому образу жизни.
Оборудование: мячи, пластмассовый конструктор, надувные круги, тонущие игрушки, плавательные доски, вертикальный обруч.
Ход занятия:
Дети проходят в бассейн и встают на дорожке вдоль бассейна.
Инструктор:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости мы рады Вас приветствовать на нашем празднике, мы покажем свои умения в плавании и о народных русских сказках.
Воспитатель:
Ребята нам пришла посылка, а чтобы ее открыть, нужно сказки знать. Вы знаете сказки?
Дети: Знаем!
Инструктор:
Для того, чтобы мы показали себя сильными и умными, сделаем небольшую разминку.
На месте шагом марш;
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали
Руки - вверх! Руки - вниз!
Влево - вправо повернись!
Дружно присели, дружно встали
И наклоны делать стали
Стали прыгать и скакать,
А потом опять шагать.
Сели на бортик, работа ног в стиле кроль.
Воспитатель:
Сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие?
Дети: Хотим!
Воспитатель:
А сказки-то вы знаете? Вот я сейчас и проверю!
Послушайте сказку и подумайте все ли правильно, нет ли путаницы? Сказка называется «Курочка Ряба».
Жили – были дед и баба и был у них петушок Ряба…
Снесла курочка яблочко наливное…
снесла курочка яичко не простое, а золотое.
Собачка бежала, лапкой задела - яичко упало и разбилось.
Дед смеётся, баба хохочет….
А курочка мяучит…. не плач дед не плач баба., я снесу вам яичко не золотое а шерстяное!
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Инструктор: А теперь выполним моё задание, посмотрим, как вы с ним справитесь. Дети плывут друг за другом по периметру бассейна, работая руками и ногами любым способом.
Инструктор: Молодцы, ребята справились.
Воспитатель: Кто съел козлят?
Дети: Волк.
Воспитатель: Кто пришел в гости к медведям?
Дети: Машенька.
Воспитатель: Что выросла «Большая – пребольшая»?
Дети: Репка.
Воспитатель: Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?
Дети: Медведь.
В: Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
Дети: Это сказка Колобок.
Воспитатель: А Колобок какой был?
Дети: Круглый, румяный.
Воспитатель: А что еще бывает такой же формы?
Дети: шар, мяч, яблоко и т. д.
Инструктор:
Друг весёлый мячик мой,
Он всегда везде со мной!
Раз, два, три, четыре, пять
Выходи со мной играть.
Дети плывут с мячом на груди работая ногами кролем, по свистку переворачиваются плывут на спине.
Инструктор:
Молодцы, ребята справились и с этим заданием.
Воспитатель: Я сейчас зачитаю вам, ребята отрывки из сказки, а вы должны ответить - из какой это сказки?
Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём,
И растаял этот дом.
Выгнала она косого,
Из домика лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой.
А в далёкие леса,
Навсегда ушла лиса.
Ответы детей: «Заюшкина избушка».
Воспитатель: Что случилось с избушкой? А о каком времени года в сказке идет речь? А какое у нас сейчас время года? Ребята, а какие признаки весны вы знаете?
Ответы детей: Солнышко греет…из теплых стран к нам прилетают перелетные птицы. Молодцы!
Инструктор: Следующее задание называется «На буксире».
Дети встают парами и идут от бортика к бортику, меняясь местами.
Воспитатель:
«Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых … (поросенка)
Воспитатель: Ребята, скажите поросята, что строили? А из чего можно построить дом?
Ответы детей: из дерева, из кирпича, из соломы.
Инструктор: Следующее задание называется «Найди домик для каждой фигуры».
В бассейне разбросаны разные фигуры (кубики, шары, прямоугольники ит. д., на бортике стоят корзины и в каждой по одной фигуре, вы должны собрать все фигуры и разложить по домикам.
Инструктор: Мы с вами очень хорошо потрудились, а теперь нам нужно немного отдохнуть:
На середине бассейна дети выполняют «Звёздочку», «Поплавок», «Винт».
Воспитатель: Мне понравилось как вы справились с заданиями, вы знаете много сказок. Наше путешествие по сказкам подошло к концу.
Давайте посмотрим, открылась ли наша посылка. Открывает коробку и оттуда достает угощения для ребят.
Инструктор: На этом наш праздник подошёл к концу и мы благодарим наших гостей, что они нашли время придти к нам в гости. Дети выходят из бассейна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей инструктора в бассейне Занятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует
Консультация для родителей инструктора в бассейнеЗанятия по плаванию в бассейне детского сада. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту к...
Конспект интегрированного занятия в бассейне учителя-логопеда и инструктора по плаванию по развитию речевого и физиологического дыхания "Пузырь, соломинка и лапоть"
В этом конспекте объединены такие на первый взгляд непохожие дисциплины, как логопедия и обучение плаванию. И для речи, и для плавания необходимо правильно поставленное речевое и физиологическое...
Конспект познавательно - речевого занятия в бассейне "Чистые пруды"
Познавательно - речевое занятие в помнщении бассейна....
Использование здоровьесберегающей технологии: «Формирование речевого дыхания в бассейне у старших дошкольников с нарушениями речи»
Согласно ФГОС одна из задач, стоящая перед педагогами ДОУ – обеспечение преемственности основных образовательных программ: целей, задач, содержания, реализуемых в рамках рабочих программ всех сп...
Речевой бассейн
Тема: Речевой бассейнРечь ребёнка развивается не только на занятиях по развитию речи, но и в течение всего времени пребывание в детском саду – в процессе общения с педагогом. И во время занятий,...
Использование сухого бассейна для коррекционно-логопедического воздействия с дошкольниками старшего возраста с ОНР II-III уровня речевого развития.
Возможность использования сухого бассейна для коррекционно-логопедического воздействия....
Стимулирование речевой деятельности детей при помощи тактильного пособия «Сухой пальчиковый бассейн»
Мелкая моторика рук играет огромную роль в развитии ребенка. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев нам известно давно. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном...