Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
проект по развитию речи (старшая группа)
Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_proekt.docx | 81.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МКУ «ЦИМОМОУ»
Лямбирского муниципального района» Республики Мордовии
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ТЕХНИКА ПОРОШКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»
Автор проекта:
Жирнова А.В., воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
2018 год
Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум.
К. Г. Юнг
Тип проекта: творческий, групповой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2017-2018 г).
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема особенностей развития связной речи, создания условий, эффективно влияющих на формирование речевой активности детей группы компенсирующей направленности, до сих пор занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.
Цели проекта:
- Создание системы работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством применения техники порошка.
- Повышение результативности работы по развитию речи детей с ОНР посредством применения техники порошка.
- Внедрение новой технологии в практику работы ДОУ
Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи.
Образовательные:
- создать систему работы по развитию связной речи у детей.
- познакомить детей с новой творческой формой работы – песочной анимацией;
- закрепить и обогатить знания детей о свойствах песка;
- выявить степень эффективности техники порошка в коррекции речи дошкольников с ОНР;
- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию песочной анимации в практике;
Развивающие:
1.создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком;
2.создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме развития речи- песочной анимации;
3.содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности;
4.поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве;
Воспитательные:
1.содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности;
2.содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;
3.способствовать воспитанию творческой инициативы, аккуратности.
При реализации целей и задач учитывались следующие принципы:
- « Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволит сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.
- Реальное « проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со сказочными персонажами(на основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
- Принцип взаимодействия с песком. В процессе игровой деятельности с песком, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи.
- Принцип взаимодействия со взрослыми.
- Принцип доступности – подбор доступного материала.
- Принцип индивидуализации.
- Принцип системности.
Реализация принципов преемственности:
- содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.
- формирование ЗУН - исходя из уровня развития ребёнка, последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно;
- переход от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному;
- распределение материала таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Актуальность проекта
Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, также речь отличается бедностью и однообразием синтаксических конструкций. В речи отмечается наличие лишь простых нераспространенных предложений, реже распространенных.
Формирование связной монологической речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения ( В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие).
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс развития связной речи, коммуникативных навыков, и пришла к выводу, связать логопедическую работу с привлечением нетрадиционных средств развития, такой как техника порошка.
Метод «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания в словесной форме.
По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В данном случае игра с песком выступает в качестве дополнительного средства коррекционного воздействия на речь. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповых или же на фронтальных занятиях.
Такое нововведение позволит включить в образовательный процесс ДОУ новый метод песочной анимации. Этот метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- диагностика речевого развития детей;
- творческо-исследовательская деятельность;
- наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;
- продуктивная деятельность;
- анкетирование, беседы;
- игровая деятельность;
- анализ полученных данных.
Условия реализации
Формой работы являются групповые, подгрупповые, парные, индивидуальные занятия.
При планировании и организации занятий важно соблюдать следующие условия:
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,
- Проявление творческой активности (для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка;
- Формирование инструкции в сказочной форме ;
- Исключение негативной оценки действий ребенка, поощряем фантазию и творческий подход).
- Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
- Правильно определять главные цели занятия;
- Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
- Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.
- Необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей
- Применять личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения занятий
- Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника;
- Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками;
- Создание единого ценностно-смыслого сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранения и укрепления здоровья детей;
- Включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
Ведущая педагогическая идея. Повышение результативности работы по развитию речи детей с ОНР посредством применения техники порошка. Внедрение новой технологии (песочной анимации) в практику работы ДОУ.
Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности.
Предметом является техника порошка ( песка).
Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение техники порошка (песочной анимации) в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.
Научность и теоретическая база.
Песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.
В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт-Петербурского Иститута специальной педагогики психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», в котой говорится о том, что «игры на песке-одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Я использую в своей работе методические пособия Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», «Как помочь «особому» ребенку»,Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д. « Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». «Песочная игра» для детей - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях. Песочная игра дает ему не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но научиться успешно с ним взаимодействовать.
Практическая направленность содержания:
- знакомство с нетрадиционными методами формирования связной речи;
- самостоятельное использование практических и теоретических навыков;
- развитие связной речи.
Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, которая предусматривает системное проведение мероприятий по развитию речи посредством песочной анимацией.
Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР.
Познавательная значимость состоит в том, что процедура работы с песком позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.
Ожидаемые результаты. Техника порошка, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:
- будет создана система работы по развитию речи детей с ОНР с использованием песочной анимации;
- будут созданы условия для развития творческих способностей дошкольников;
- повысится профессиональный уровень педагогов ДОУ;
- повысится уровень образования дошкольников по развитию речи;
- повысятся знания родителей по использованию нетрадиционных методов развития речи детей;
- будет обобщен опыт работы по данному направлению;
- дети смогут употреблять обогащенную лексику в активной речи;
- сформируется грамматический строй, закрепят использование сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;
- усвоят структуры связных высказываний , формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи;
- у детей сформируется способность к речевому самоконтролю.
- качественно и количественно обогатится словарный запас детей;
Использование ИКТ и ТСО:
-интерактивный комплекс ( мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, доска);
- интернет- сайты;
- видеокамера;
- телевизор;
Методы оценки результативности проекта:
Количественный анализ | Качественный анализ |
- посещаемость, статистические данные; (по табелю). | - форсирование навыков и умений. |
- фиксация занятий (тем) в рабочем журнале | анализ успеваемости и достижения цели. |
- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика) | - анализ диагностического материала |
- практический результат (сколько детей готовы к самостоятельной деятельности) | - сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы. |
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно - методическая обеспеченность
Работа по реализации данного проекта включает несколько этапов.
1этап-аналитико-прогностический ( подготовительный)
2 этап-практический (внедренческий)
3 этап- обобщающий
4 этап-коррекционный
План реализации образовательного проекта
I. Подготовительный этап
(длительность работы над проектом –2года, осуществляется в четыре этапа).
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки | ||
I этап – аналитико - прогностический (подготовительный): | |||||
Подготовительные мероприятия. | 1.Анализ и подбор научно-практической, методической литературы; 2.определение и содержание методов, технологий, эффективного использования техники порошка для речевого развития дошкольников; 3.создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий(изготовление светового стола, подготовка песка для работы) для успешного речевого развития детей; 4.выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию (связная речь); 5.знакомство детей с азами техники порошка ( песочной анимации), с правилами работы на световом столе, с некоторыми приемами рисования рассказов; 6.разработка перспективного плана для реализации проекта; 7. ознакомление и приобщение родителей к совместной песочной деятельности. 8.Повышение квалификации педагога. 9. Выявление уровня развития познавательных способностей детей 5-7 лет. 10.Разработка перспективного плана работы. 11.Проведение диагностики речевого развития детей 12.Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | Январь 2017- Май 2018 года | |||
Для диагностики связной речи детей с ОНР использовали методику Р. А. Кирьяновой «Комплексная диагностика дошкольников». Методика позволяет проанализировать особенности выполнения заданий на логопедическом уровне — через систему основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля. Для оценки успешности выполнения заданий использовалась бальная система от 0 баллов до 5 баллов. Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний. При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказов учитывался ряд показателей, характеризующих уровень владения детьми навыков рассказывания: - степень самостоятельности при пересказе текста; - последовательность и полнота изложения; - связность и цельность пересказа; - смысловое соответствие данному тексту, поставленной задаче - особенности фразовой речи. В результате диагностики определились 2 группы детей, в зависимости от степени сформированности сторон связной речи и навыков рассказывания:
| |||||
II этап – практический (внедренческий) | |||||
1 блок – работа с детьми | |||||
Практический этап. Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. Важно учитывать объём произведения , четко выбранные начало, середину и конец сюжета, понятное и полезное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис. Организуя занятия по обучению пересказу, придерживались следующего плана занятия:
Обучая пересказу детей с ОНР , использовала дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа: зарисовка песком на световом столе героев рассказа и их действия, плана пересказа, с опорой на неё; жесты, мимику; драматизацию эпизодов рассказа, оценка поступкам, поведению главных героев, придумывают название рассказа. | |||||
Циклы занятий: Пересказ и составление рассказов
16.« Легкий хлеб» | Задачи: Образовательные:
Развивающие: 1.создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком; 2.создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме развития речи- песочной анимации; 3.содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности; 4.поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве; Воспитательные: 1.содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности; 2.содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома; 3.способствовать воспитанию творческой инициативы, самостоятельности, аккуратности . | Способы реализации Индивидуальная работа НОД Групповая деятельность. Самостоятельная деятельность детей. Совместная деятельность педагога и детей Парная деятельность детей | Сроки Сентябрь 2017- Май 2018 | ||
| |||||
Предварительная работа. Анкетирование родителей | Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. | Анализ данных, беседы | Сентябрь-2017 г | ||
Консультация: «Как развивать словарный запас ребёнка?» | Обогащение родительского опыта по развитию речи. | Оформление консультации, презентаций. | Октябрь 2017г | ||
Семинар-практикум «Игры на песке для развития связной монологической речи» | Тематическая консультация с практической частью. | Оформление консультации. Отзывы родителей. | Ноябрь 2017 | ||
Мастер-класс «Учимся составлять рассказ на песке» | Тематическое сообщение. Обучение родителей составлению рассказов на песке. | Протокол проведения мастер-класса. Отзывы родителей. Разработка памяток. | Декабрь 2017 г | ||
Проведение НОД для родителей | Показ достижений детей. | «День открытых дверей». Отзывы родителей | Февраль- 2018 г | ||
Круглый стол «Развитие творческих способностей посредством техники порошка» Индивидуальные консультации | Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на речь и творческие способности ребёнка техники порошка. Оказание помощи родителям по интересующим вопросам. | Протокол проведения круглого стола. Отзывы родителей Журнал регистрации консультаций для родителей. | Март 2018 г В течении всего периода | ||
Проведение открытого НОД для родителей | Показ достижений детей. | «День открытых дверей». Отзывы родителей | Май 2018 г | ||
3 блок – работа с педагогами | |||||
1.Выступления на педагогическом совете. | Повышение общей культуры педагогического коллектива | Доклады, презентации | В течение всего периода | ||
2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации. |
Обобщение опыта работы | Доклады, «Мастер-класс» | В течение всего периода | ||
III этап – обобщающий: | |||||
. 1.Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей | Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом. Обобщение опыта. | В конце года | ||
IV этап– коррекционный: | |||||
1Анализ и корректировка отчётов, подготовка материла к печати. | Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. Коррекционная функция будет применена в случае несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта. | В конце года |
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Диаграмма
речевого развития детей группы компенсирующей направленности
за период 09.2017г. – 05.2018г.
Полученные результаты
1.Создана система работы по развитию связной речи детей с ОНР с использованием песочной анимации.
2.Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.
3.Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ.
4.Передовой педагогический опыт по данному направлению внедрен в работу ДОУ и распространен на сайтах: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/181188.html
5.Повысился уровень образования дошкольников по развитию речи.
6. Повысился уровень знаний родителей по использованию нетрадиционных методов развития речи дошкольников.
Дети научились:
- Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
- Составлять рассказы по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
- Использовать монологическую и диалогическую формы речи.
- Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
- Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
- Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
- Адекватно реагировать на оценку своей деятельности.
Заключение
В результате реализации данного образовательного проекта у детей группы компенсирующей направленности прослеживалась положительная динамика развития связной речи . Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленное, систематическое применение техники порошка в коррекционно-образовательном процессе значительно повышает результативность работы. Показателями успешности реализации проекта являются данные мониторинга речевого развития детей. Создание условий для развития творческих способностей детей развивают творческий потенциал посредством песочной анимации.
В течении всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. Дети гордились своими достижениями!
Таким образом, представленный проект направлен на развитие речи и на развитие творческих способностей дошкольников.
Литература
1. Арбекова ,Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР . Конспекты фронтальных занятий логопеда/ Н.Е. Арбекова. -М. : Издательство Гном, 2014. – 208 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.- с.136.
3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г. — с.40–47
4. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968. — с.67–165.
5. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г. — с. 5 -10
6. Глухов В. П. особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. — Дефектология. 1986. — № 3 — с.73 -80
7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985г. — с.- 25–30
8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с.36–112
10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб.,1997. — с.8–62 11. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб.,1997. — с. 15–79
12. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи — М., 2005г. — с.70 -133.
13. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.,1980. — с.158–165.
14. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.
15.Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.
Приложение 1
Перспективное планирование по развитию связной речи детей группы компенсирующей направленности (подготовительная группа) посредством техники порошка (песочной анимации)
Дата | Лексическая тема Тема занятия | Форма и содержание работы | Работа с родителями | Результат |
Подготовительная группа | ||||
Сентябрь | Осень в лесу. Деревья. Пересказ текста И. С. Соколова-Микитова «Лес осенью» | Парная деятельность Отгадывание загадок. Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Так бывает или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Консультация «Что такое песочная анимация»,
| Составление пересказа по опорному плану по картинкам. |
Составление рассказов о грибах. | Групповая деятельность Отгадывание загадок. Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Так бывает или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Консультация: «Как развивать словарный запас ребёнка?» Консультация « Правила работы на песке» | Составление рассказа по опорному плану по картинкам | |
Октябрь | Осенью в саду. Фрукты. Пересказ текста рассказа В. Г. Сутеева «Яблоко» | Групповая деятельность, Индивидуальная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Слушай и показывай» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Семинар-практикум «Игры на песке для развития связной монологической речи» Изготовление декораций леса и яблони, муляжей яблок | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков. |
Дары осени | Парная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Слушай и показывай» Д/и « Вершки-корешки» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Составление пересказа по устному плану. | ||
Ноябрь | Пересказ текста рассказа Г.Н. Юдина «Цыпленок Цып» | Индивидуальная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Слушай и показывай» Игра на внимание «Цапля, курица , цыпленок» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Закрепить с детьми названия домашних птиц, их птенцов. | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков. |
Дикие животные леса. Пересказ русской народной сказки «Хвосты» | Групповая деятельность, Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Так бывает или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Закрепить с детьми названия диких животных, где живут. Мастер-класс «Учимся составлять рассказ на песке» | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков. | |
Декабрь | Зимние забавы | Парная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Так бывает зимой или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Составление рассказа по рисуночному плану. | |
Одежда. Обувь. Головные уборы. Пересказ текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» | Индивидуальная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и «Травоядное животное или хищное?» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Закрепить в речи названия одежды, обуви, головных уборов. | Составление пересказа по сюжетной картине и рисуночному плану. | |
Январь | Посуда. Продукты питания. Пересказ текста А. В. Потаповой « Бабушкина наука» | Групповая деятельность, Отгадывание загадок. Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и «Завтрак, обед, ужин» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Открытое занятие для родителей. Отзывы родителей. | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков |
Животные в цирке | Групповая деятельность, Отгадывание загадок. Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и «Жираф, слон, кенгуру» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Закрепить с детьми названия животных жарких стран, где живут | Составление рассказа по рисуночному плану. | |
Февраль | Праздник дедушек и пап. Пересказ текста Н.Н. Носова « Заплатка» | Парная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Военная профессия или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Конкурс рисунков «Наши папы» | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм |
Март | Времена года. Весна в городе и лесу. Пересказ текста Л. Н. Толстого «Пришла весна» | Парная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Примета весны или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Круглый стол «Развитие творческих способностей посредством техники порошка» | Составление пересказа по плану из опорных рисунков-пиктограмм |
Апрель | Транспорт. Пересказ текста рассказа А. В. Потаповой «Танечка» | Индивидуальная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Наземный, воздушный или водный транспорт?» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Консультация « Игры на песке в помощь детям и родителям» | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм |
Апрель | Речные и аквариумные рыбы. Пересказ текста рассказа по Н. И. Сладкову «Знакомство с рыбами» | Индивидуальная деятельность Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Речная или аквариумная рыба?» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе?» | Составление пересказа по плану из опорных рисунков-пиктограмм |
Полезное насекомое | Групповая деятельность, Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Летает или нет?» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Закрепить знания по теме «Насекомые» | Составление рассказа по рисуночному плану. | |
Май | Травы, злаки и цветы. Пересказ фрагмента белорусской народной сказки «Легкий хлеб | Групповая деятельность, Игра с мячом «Лови и отвечай» Д/и « Мучной продукт или нет» Зарисовка рассказа песком на световом столе. | Итоговое занятие для родителей. Отзывы родителей. | Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»...
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...
Художественно-эстетическое развития в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения и посещающими дошкольные образовательные учреждения
Выступление на педагогическом совете...
Игры с песком в коррекционно–образовательной работе с детьми с речевыми нарушениями.
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка ...
Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....
«Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Мастер-класс для педагогов...