Образовательный проект «Использование песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»
проект по развитию речи (старшая группа)

Жирнова Алена Владимировна

Образовательный проект «Использование  песочной игротерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_proekt.docx81.62 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ»

Лямбирского муниципального района» Республики Мордовии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТЕХНИКА ПОРОШКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»

 Автор  проекта:

Жирнова А.В.,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       воспитатель МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»

2018 год

Часто руки знают, как распутать то,

 над чем тщетно бьется разум.

 К. Г. Юнг

Тип проекта: творческий, групповой, практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2017-2018 г).

Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников. 

        Проблема особенностей развития связной речи, создания условий, эффективно влияющих на формирование речевой активности детей группы компенсирующей направленности, до сих пор занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях.

Цели проекта:

  • Создание системы работы по развитию связной речи у детей с ОНР посредством применения техники порошка.
  •  Повышение результативности работы по развитию речи детей с ОНР посредством применения техники порошка.
  • Внедрение новой технологии в практику работы ДОУ

Для реализации поставленных целей были выдвинуты следующие задачи. 

Образовательные:

  1. создать систему работы по развитию связной речи у детей.
  2. познакомить детей с новой творческой формой работы – песочной анимацией;
  3. закрепить и обогатить знания детей о свойствах песка;
  4. выявить степень эффективности техники порошка в коррекции речи дошкольников с ОНР;
  5. привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
  6. разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию песочной анимации в практике;

Развивающие:

1.создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком;

2.создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме развития речи- песочной анимации;

3.содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности;

4.поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве;

Воспитательные:

1.содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности;

2.содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;

3.способствовать воспитанию творческой инициативы, аккуратности.

При реализации целей и задач учитывались следующие принципы:

  1.  « Оживление» абстрактных символов. Реализация этого принципа позволит сформировать и  усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность в происходящем.
  2. Реальное « проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе со сказочными персонажами(на основе этого принципа осуществляется взаимный переход  воображаемого в реальное и наоборот.
  3. Принцип взаимодействия с песком. В процессе игровой деятельности  с песком, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи.
  4. Принцип взаимодействия со взрослыми.
  5. Принцип доступности – подбор доступного материала.
  6. Принцип индивидуализации.
  7. Принцип системности.

 Реализация принципов преемственности:

- содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

- формирование ЗУН - исходя из уровня развития ребёнка, последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно;

- переход от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному;

- распределение материала таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

 Актуальность проекта

Речь играет огромную роль в развитии мышления и психической деятельности ребенка  в целом. Такие мыслительные операции, как синтез, сравнение, обобщение, абстракция, развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием фонетико-фонематического, лексического и грамматического компонентов языковой системы. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, также речь отличается бедностью и однообразием синтаксических конструкций. В речи отмечается  наличие лишь простых нераспространенных предложений, реже распространенных.

Формирование связной монологической речи представляет собой сложный и длительный процесс даже у детей без речевых нарушений, поэтому полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения ( В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева и другие).

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, я искала такие, которые позволили бы ускорить процесс развития связной речи, коммуникативных навыков, и пришла к выводу, связать логопедическую работу с привлечением нетрадиционных средств развития, такой как техника порошка.

Метод «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке  особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания в словесной форме.

По данным А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В данном случае игра с песком выступает в качестве дополнительного средства коррекционного воздействия на речь. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в подгрупповых или же на фронтальных занятиях.

 Такое нововведение позволит включить в образовательный процесс ДОУ новый метод песочной анимации. Этот метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.

Методы исследования:

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- диагностика речевого развития детей;

- творческо-исследовательская деятельность;

- наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;

- продуктивная деятельность;

- анкетирование, беседы;

- игровая деятельность;

       - анализ полученных данных.

Условия реализации

 Формой работы являются групповые, подгрупповые, парные, индивидуальные занятия.  

При планировании и организации занятий  важно  соблюдать следующие условия:

  • Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено,
  •  Проявление творческой активности (для этого подбирается задание, соответствующее возможностям ребенка;
  •  Формирование инструкции в сказочной форме ;
  • Исключение негативной оценки действий ребенка, поощряем фантазию и творческий подход).
  • Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;
  • Правильно определять главные цели занятия;
  • Содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским.
  • Учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.
  • Необходимо сохранять положительно — эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей
  • Применять личностно — ориентированный подход к процессу построения, организации и проведения занятий
  • Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника;
  • Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками;
  • Создание единого ценностно-смыслого сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности, сохранения и укрепления здоровья детей;
  • Включение в педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Ведущая педагогическая идея. Повышение результативности работы по развитию речи детей с ОНР посредством применения техники порошка. Внедрение новой технологии (песочной анимации) в практику работы ДОУ.

Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности.

Предметом является техника порошка ( песка).

Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение техники порошка (песочной анимации) в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.

Научность и теоретическая база. 

Песочная терапия была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Кальфф.

В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт-Петербурского Иститута специальной педагогики психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», в котой говорится о том, что «игры на песке-одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.

Я использую в своей работе методические пособия Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», «Как помочь «особому» ребенку»,Зинкевич-Евстегнеевой Т. Д. « Чудеса на песке: практикум по песочной терапии». «Песочная игра» для детей - это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях. Песочная игра дает ему не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но  научиться успешно с ним взаимодействовать. 

Практическая направленность содержания:

  • знакомство с нетрадиционными методами формирования связной речи;
  •  самостоятельное использование практических и теоретических навыков;
  • развитие связной речи.

Теоретическая значимость проекта заключается в разработке содержания, форм и методов, которая предусматривает системное проведение мероприятий по развитию речи посредством песочной анимацией.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР.

        Познавательная значимость состоит в том, что процедура работы с песком позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Ожидаемые результаты. Техника порошка, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:

  • будет создана система работы по развитию речи детей с ОНР с использованием песочной анимации;
  • будут созданы условия для развития творческих способностей дошкольников;
  • повысится профессиональный уровень педагогов ДОУ;
  • повысится уровень образования дошкольников по развитию речи;
  • повысятся знания родителей по использованию нетрадиционных методов развития речи детей;
  • будет обобщен опыт работы по данному направлению;
  • дети смогут употреблять обогащенную лексику в активной речи;
  • сформируется грамматический строй, закрепят  использование сложных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний;
  • усвоят структуры связных высказываний , формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи;
  • у детей сформируется способность к речевому самоконтролю.
  • качественно и количественно обогатится словарный запас детей;

Использование ИКТ и ТСО:

-интерактивный комплекс ( мультимедийный проектор, мультимедийный экран, компьютер, доска);

- интернет- сайты;

- видеокамера;

- телевизор;

 Методы оценки результативности проекта:

Количественный анализ

Качественный анализ

- посещаемость, статистические данные; (по табелю).                                                                              

- форсирование навыков и умений.

- фиксация занятий (тем) в рабочем журнале                                                                                      

анализ успеваемости и достижения цели.

- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)

- анализ диагностического материала

- практический результат (сколько детей готовы к самостоятельной деятельности)                                

- сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.                                                                

                                 

Критерии эффективности:

- уровень освоения образовательной программы;

- удовлетворение родителей качеством образования;

- информационно - методическая обеспеченность 

Работа по реализации данного проекта включает несколько этапов.

 1этап-аналитико-прогностический ( подготовительный)

 2 этап-практический (внедренческий)

3 этап- обобщающий

4 этап-коррекционный

 План реализации образовательного проекта

 I. Подготовительный этап

(длительность работы над проектом –2года, осуществляется в четыре этапа).

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I этап – аналитико - прогностический (подготовительный):

Подготовительные мероприятия.

1.Анализ и подбор научно-практической, методической литературы;

2.определение и содержание методов, технологий, эффективного использования техники порошка для речевого развития дошкольников;

3.создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий(изготовление светового стола, подготовка песка для работы) для успешного  речевого развития детей;

4.выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию  (связная речь);

5.знакомство детей с азами техники порошка ( песочной анимации), с правилами работы на световом столе, с некоторыми приемами рисования  рассказов;

6.разработка перспективного плана для реализации проекта;

7. ознакомление и приобщение родителей к совместной песочной деятельности.

8.Повышение квалификации педагога.

9. Выявление уровня  развития познавательных способностей детей 5-7 лет.

10.Разработка перспективного плана работы.

11.Проведение диагностики речевого развития детей

12.Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Январь

2017-

Май

2018 года

Для диагностики связной речи детей  с ОНР  использовали методику Р. А. Кирьяновой «Комплексная диагностика дошкольников».

Методика позволяет проанализировать особенности выполнения заданий на  логопедическом уровне  — через систему основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля.

 Для оценки успешности выполнения заданий использовалась бальная система от 0 баллов до 5 баллов.

         Исследование было направлено на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний. При оценке выполнения  заданий на составление различных видов рассказов учитывался ряд показателей, характеризующих уровень владения детьми навыков рассказывания:

 - степень самостоятельности при пересказе текста;

- последовательность и полнота изложения;

 - связность и цельность пересказа;

- смысловое соответствие данному тексту, поставленной задаче - особенности фразовой речи.

В результате диагностики определились  2 группы детей, в зависимости от степени сформированности сторон связной речи и навыков рассказывания:

  1. Дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа; для их высказываний характерны бедность используемых языковых средств, в речи преобладают грубые аграмматизмы, нарушающие связность повествования.
  2. Дети у которых нарушения в построении отдельных высказываний и развернутых сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. У детей этой группы отмечались недостатки в грамматико-синтаксическом оформлении фразы. При составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания. Были выявлены нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, аграмматизмы.

II этап – практический (внедренческий)

1 блок – работа с детьми

 Практический этап.

 Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Как показывает практика, при правильном подборе материала и методических приёмов обучения дети достаточно охотно учатся пересказывать не только знакомые сказки, но и рассказы. Важно учитывать объём произведения , четко выбранные начало, середину и конец сюжета, понятное и полезное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис. Организуя занятия по обучению пересказу, придерживались следующего плана занятия: 

  1. Организационная часть
  2.  Чтение текста (без установки на пересказ)
  3.  Разбор текста в вопросно-ответной форме
  4.  Повторное чтение текста с опорой на наглядный материал
  5.  Пересказ текста детьми
  6.   Упражнения на закрепление языкового материала
  7.   Анализ детских рассказов

 Обучая пересказу детей с ОНР , использовала дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа: зарисовка песком  на световом столе героев рассказа и их действия, плана  пересказа, с опорой на неё; жесты, мимику; драматизацию эпизодов рассказа, оценка поступкам, поведению главных героев, придумывают название рассказа.

Циклы занятий: 

Пересказ  и составление рассказов

  1. « Лес осенью»
  2.  В лес за грибами
  3. « Яблоко»
  4. Дары осени
  5. « Цыпленок Цып»
  6. Зимние забавы
  7.  «Хвосты»
  8. «Живая шляпа»
  9. «Бабушкина наука»
  10. Животные в цирке
  11. « Заплатка»
  12. « Пришла весна»
  13. « Танечка»
  14. « Знакомство с рыбами»
  15. Полезные насекомые

16.« Легкий хлеб»

Задачи: 

Образовательные:

  1. познакомить детей с новой творческой формой работы – песочной анимацией;
  2. закрепить и обогатить знания детей о свойствах песка;
  3. выявить степень эффективности техники порошка в коррекции речи дошкольников с ОНР;
  4. привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
  5. разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию песочной анимации в практике;
  6. разработать систему работы по развитию речи детей с использованием песочной анимации.

Развивающие:

1.создать условия для свободного и защищенного пространства при работе с песком;

2.создать условия для развития у детей интереса к нетрадиционной форме развития речи- песочной анимации;

3.содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности;

4.поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве;

Воспитательные:

1.содействовать воспитанию коммуникативных навыков, самостоятельности, наблюдательности, активности;

2.содействовать активному участию родителей к проведению совместной деятельности с ребенком дома;

3.способствовать воспитанию творческой инициативы, самостоятельности, аккуратности .

Способы реализации 

Индивидуальная работа

НОД

Групповая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность педагога и детей

Парная деятельность детей

Сроки

Сентябрь 2017- Май 2018

  1. блок – работа с родителями

Предварительная  работа.

Анкетирование родителей

 Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Анализ данных,

 беседы

Сентябрь-2017 г

   Консультация:

«Как развивать словарный запас ребёнка?»

Обогащение родительского опыта по развитию речи.

Оформление консультации, презентаций.

Октябрь

2017г

Семинар-практикум «Игры на песке для развития связной монологической речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Оформление консультации. Отзывы родителей.

Ноябрь 2017

Мастер-класс «Учимся составлять рассказ на песке»

Тематическое сообщение. Обучение родителей составлению рассказов на песке.

Протокол проведения мастер-класса.

Отзывы родителей.

Разработка памяток.

Декабрь 2017 г

Проведение НОД для родителей

Показ достижений детей.

«День открытых дверей».

Отзывы родителей

Февраль-

2018 г

Круглый стол «Развитие творческих способностей посредством техники порошка»

Индивидуальные консультации

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на речь и творческие способности ребёнка техники порошка.

Оказание помощи родителям по интересующим вопросам.

Протокол проведения круглого стола.

Отзывы родителей

Журнал регистрации консультаций для родителей.

Март 2018 г

В течении всего периода

Проведение  открытого НОД для родителей

Показ достижений детей.

«День открытых дверей».

Отзывы родителей

Май 2018 г

3 блок – работа с педагогами

1.Выступления на педагогическом совете.

Повышение общей культуры педагогического коллектива

 Доклады,

 презентации

В течение всего периода

2.Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.

 

Обобщение опыта работы

Доклады, «Мастер-класс»

В течение всего периода

III этап  – обобщающий:

. 1.Разработка  методических рекомендаций для всех возрастных групп;

 2. Анализ и обобщение материала, составление

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития познавательных способностей детей

Семинары,

публикации,  взаимопосещения,

обмен опытом.

Обобщение опыта.

В конце года

IV  этап– коррекционный:

1Анализ и корректировка отчётов, подготовка материла к печати.

Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

Коррекционная функция будет применена в случае несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта.

В конце года

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА  РАЗВИТИЯ  СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Диаграмма

речевого развития  детей группы компенсирующей направленности

за период         09.2017г. –  05.2018г.

Полученные результаты

1.Создана система работы по развитию связной речи детей с ОНР с использованием песочной анимации.

2.Созданы условия для развития творческих способностей дошкольников.

3.Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ.

4.Передовой педагогический опыт по данному направлению внедрен в работу ДОУ и распространен на сайтах: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewprofile/181188.html

http://elhds.edurm.ru/

5.Повысился уровень образования дошкольников по развитию речи. 

6. Повысился уровень знаний родителей по использованию нетрадиционных методов развития речи дошкольников.

Дети научились:  

  • Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
  •  Составлять рассказы по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием.
  •  Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
  •  Использовать монологическую и диалогическую формы речи.  
  •  Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
  •  Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  •  Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. 
  •  Адекватно реагировать на оценку своей деятельности.

Заключение

В результате реализации данного образовательного проекта у детей группы компенсирующей направленности прослеживалась положительная динамика развития связной речи . Полученные результаты свидетельствуют о том, что  целенаправленное, систематическое применение техники порошка в коррекционно-образовательном процессе  значительно повышает результативность работы. Показателями успешности реализации проекта являются данные мониторинга речевого развития детей. Создание условий для развития творческих способностей детей развивают творческий потенциал посредством песочной анимации.

В течении всего периода дети находились в творческом процессе, что помогло самовыражению детей. Дети гордились своими достижениями!

Таким образом, представленный проект направлен на развитие речи и на развитие творческих способностей дошкольников.

Литература

 1. Арбекова ,Н. Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР . Конспекты фронтальных занятий логопеда/ Н.Е. Арбекова. -М. : Издательство Гном, 2014. – 208 с.

 2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989.- с.136.

 3. Воробьёва В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи — Дефектология, № 4 1990г. — с.40–47

 4. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р. Е. — М., 1968. — с.67–165.

 5. Ладынежская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи. — М., 1975г. — с. 5 -10

 6. Глухов В. П. особенности обучения рассказыванию по картинке детей дошкольного возраста с ОНР. — Дефектология. 1986. — № 3 — с.73 -80

 7. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников — М., 1985г. — с.- 25–30

8. Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.
9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада — М., 1999. — с.36–112

 10. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб.,1997. — с.8–62 11. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи — СПб.,1997. — с. 15–79

12. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи — М., 2005г. — с.70 -133.

13. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. — М.,1980. — с.158–165.

14. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.
15.Хабарова О. Г. Использование современных педагогических технологий как условие эффективного развития связной монологической речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня (методическая разработка) [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 151-160.


Приложение 1

Перспективное планирование по развитию связной речи детей группы компенсирующей направленности (подготовительная группа) посредством техники порошка (песочной анимации)

Дата

Лексическая тема

Тема занятия

Форма  и содержание работы

Работа с родителями

Результат

Подготовительная группа

Сентябрь

Осень в лесу. Деревья.

Пересказ текста И. С. Соколова-Микитова «Лес осенью»

Парная деятельность

Отгадывание загадок.

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Так бывает или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Консультация  «Что такое песочная анимация»,

   

Составление пересказа по опорному плану по картинкам.

Составление рассказов о грибах.

Групповая деятельность

Отгадывание загадок.

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Так бывает или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Консультация:

«Как развивать словарный запас ребёнка?»

Консультация

« Правила работы на песке»

Составление рассказа по опорному плану по картинкам

Октябрь

Осенью в саду. Фрукты.

Пересказ текста рассказа В. Г. Сутеева «Яблоко»

Групповая деятельность,

Индивидуальная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Слушай и показывай»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Семинар-практикум «Игры на песке для развития связной монологической речи»

Изготовление декораций леса и яблони, муляжей яблок

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков.

Дары осени

Парная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Слушай и показывай»

Д/и « Вершки-корешки»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Составление пересказа по устному плану.

Ноябрь

Пересказ текста рассказа Г.Н. Юдина «Цыпленок Цып»

Индивидуальная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Слушай и показывай»

Игра на внимание «Цапля, курица , цыпленок»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Закрепить с детьми названия домашних птиц, их птенцов.

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков.

Дикие животные леса.

Пересказ русской народной сказки «Хвосты»

Групповая деятельность,

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Так бывает или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Закрепить с детьми названия диких животных, где живут.

Мастер-класс «Учимся составлять рассказ на песке»

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков.

Декабрь

Зимние забавы

Парная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Так бывает зимой или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Составление рассказа по рисуночному плану.

Одежда. Обувь.

Головные уборы.

Пересказ текста рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Индивидуальная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и «Травоядное животное или хищное?»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Закрепить в речи названия одежды, обуви, головных уборов.

Составление пересказа по сюжетной картине и рисуночному плану.

Январь

Посуда. Продукты питания.

Пересказ текста А. В. Потаповой « Бабушкина наука»

Групповая деятельность,

Отгадывание загадок.

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и «Завтрак, обед, ужин»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Открытое занятие для родителей.

Отзывы родителей.

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков

Животные в цирке

Групповая деятельность,

Отгадывание загадок.

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и «Жираф, слон, кенгуру»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Закрепить с детьми названия животных жарких стран, где живут

Составление рассказа по рисуночному плану.

Февраль

Праздник дедушек и пап.

Пересказ текста Н.Н. Носова « Заплатка»

Парная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Военная профессия или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Конкурс рисунков «Наши папы»

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм

Март

Времена года. Весна в городе и лесу.

Пересказ текста Л. Н. Толстого

«Пришла весна»

Парная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Примета весны или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Круглый стол «Развитие творческих способностей посредством техники порошка»

Составление пересказа  по плану из опорных рисунков-пиктограмм

Апрель

Транспорт.

Пересказ текста рассказа А. В. Потаповой «Танечка»

Индивидуальная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Наземный, воздушный или водный транспорт?»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Консультация « Игры на песке в помощь детям и родителям»

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм

Апрель

Речные и аквариумные рыбы.

Пересказ текста рассказа по Н. И. Сладкову «Знакомство с рыбами»

Индивидуальная деятельность

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Речная или аквариумная рыба?»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Консультация «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Составление пересказа  по плану из опорных рисунков-пиктограмм

Полезное насекомое

Групповая деятельность,

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Летает или нет?»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Закрепить знания по теме «Насекомые»

Составление рассказа по рисуночному плану.

Май

Травы, злаки и цветы.

Пересказ фрагмента белорусской народной сказки «Легкий хлеб

Групповая деятельность,

Игра с мячом «Лови и отвечай»

Д/и « Мучной продукт или нет»

Зарисовка рассказа песком на световом столе.

Итоговое занятие для родителей. Отзывы родителей.

Составление пересказа с элементами драматизации по плану из опорных рисунков-пиктограмм



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

ПРОЕКТ «Совместная работа учителя – логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно – воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями» ...

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Игры с песком в коррекционно–образовательной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....

Проект «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ...