Конспект занятия по развитию речи "Комнатные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный конспект содержит материалы по развитию речи на тему "Комнатные растения". В конспекте используются материалы по артикуляционной гимнастике, дидактические игры, загадки, упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по развитию речи "Комнатные растения" | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №11 комбинированного вида Колпинского района
Санкт-Петербурга
Конспект организованной образовательной деятельности
по развитию речи
для детей старшей группы.
Тема:
«Комнатные растения»
Конспект составлен воспитателем
Литау В. И.
Санкт-Петербург
2019 г.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Комнатные растения»
Цель — развитие связной речи детей, посредством мнемотаблицу.
Задачи:
- закреплять знания детей о комнатных растениях;
- развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, память;
- способствовать воспитанию у детей самостоятельности, активности, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование: разрезная картинка «пчелка», карточки с изображением комнатных растений и артикуляционной гимнастики, письмо в конверте с заданиями, аудиозапись жужжания насекомого, музыка для артикуляционной гимнастики, мнемотаблица.
Предварительная работа: беседы «Что растет на подоконнике?», «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Для чего нужны комнатные растения»;
экскурсия в кабинет экологии;
рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображения в альбоме «Живая природа»;
рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней;
работа со схемой, чтение стихов, отгадывание загадок по теме.
Ход занятия:
Организационный момент
В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Вставайте в кружок и повторяйте за мной слова для того, чтобы у нас было хорошее настроение: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»
В: Присаживайтесь на стульчики,я приготовила для вас несколько интересных загадок
Загадки:
1. Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.(Алоэ)
2. На окне растет,
Круглой шапкой цветёт.
Расцвела в такую рань
На моём окне... (Герань/пеларгония)
3. Круглый шарик
Словно ёжик,
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне. (Кактус)
4. Что за хвост пошёл в рост:
Не в пруду, не в речке —
На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)
В:Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Д: Да, о комнатных растениях.
Сюрпризный момент (звучит жужжание насекомого)
В: Ребята, что это за звук такой?
Д: Это насекомое!
В: Точно! Насекомое жужжит, но какое, интересно? Куда же оно спряталось?
Воспитатель находит конверт на подоконнике.
В: Ой, ребята, а я что-то нашла!
Д: Конверт!
В: Давайте посмотрим, что же в этом конверте. (В. открывает конверт и читает)
«Здравствуйте, ребята! Я насекомое, но кто я вам не скажу! Это вы узнаете, когда выполните все мои задания!»
В: Ребята, мы хотим узнать, что это за насекомое? Тогда давайте выполним все задания!
В: Итак, 1 задание:Чтобы, вы сегодня говорили четко, выполните зарядку для язычка (провести артикуляционную гимнастику):
«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ)
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.
Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
«Лопатка» (вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе).
Описание: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
«Вкусный мед» (Вкусное варенье) (развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении).
Описание: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
«Качели» (научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении).
Описание: Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.
В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.
«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж)
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
«Лошадка» (укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро)
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете первую часть картинки!
В: Теперь выполним следующее задания! Ребята, насекомое хочет проверить как вы знаете названия растений, ведь названия некоторых из них очень трудные. Запомните названия всех комнатных растений.
Задание 2.Образование существительных в родительном падеже
Ребята, какое это растение? (С каждой картинкой)
В: Молодцы. А сейчас, я одну картинку закрою, а вы скажете: нет чего?
фиалка —
герань—
бегония—
традесканция—
хлорофитум—
В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть картинки!
Задание 3. Игры
В: поиграйте в игры. 1) п/и Игра с мячом.
Послушайте внимательно правила игры. Я каждому из вас буду передавать мяч и называть растения. Вы должны быть внимательными. Если я называю комнатное растение, вы приседаете, цветочки в горшочках. Если полевые, то нужно потянуться вверх к солнышку (фикус, кактус, василек, герань, традесканция, подснежник, хлорофитум, одуванчик, фиалка, мать-и-мачеха...)
В: Молодцы! Следующая игра!
Игра«Что лишнее?» (Развитие слухового внимания)
В: А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вы будете определять, что лишнее.
1) герань, колеус, фикус, подснежник. Что лишнее?
Д: Лишнее слово подснежник. Это растение растет в лесу. А все остальные —комнатные растения.
2) кливия, фиалка, ромашка, бегония;
3) хлорофитум, колокольчик, кактус, традесканция;
4) васелек, фикус, алое, щучий хвост.
В: Молодцы! Получаете еще одну часть картинки!
Задание 4. Составь рассказ «Комнатные растения», используя мнемотаблицу
Например.
Бегония. Это растение называется бегония. Листья у неё большие и острые, зелёного цвета с белыми пятнышками. У растения есть корень, длинные стебли, большие листья, цветы розовые (собраны в соцветие). Любит свет. Поливают бегонию после высыхания земли, летом часто, а зимой редко. Растение подкармливают удобрениями. У нас дома есть это растение, в группе тоже.
Фиалка— ...
Хлорофитум— ...
Кливия— ...
Герань — ...
Традесканция — ...
В: Отлично! Вы выполнили все задания и получили все части разрезной картинки!
В: Давайте их соберем! Какого же насекомого задания мы выполняли?
(Ответы детей)
Итог занятия:
Молодцы! Наше насекомое — пчела! Это её задания мы сегодня выполняли. Какие задания вам понравились и запомнились больше всего? (Мне понравилось...)
Ребята, о каких растениях мы сегодня с вами говорили?
Ребята, вы сегодня молодцы! За то, что вы хорошо потрудились пчелка приготовила вам сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Рассказ - описание по картине "Растения весной"
открытое занятие...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Комнатные растения"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Комнатные растения"...
Конспект занятия по развитие речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"
Конспект занятия по развитию речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"....
Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)
Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)...
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"
План-конспект по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"...