Конспект занятия по развитию речи "Комнатные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Литау Валентина Ивановна

Данный конспект содержит материалы по развитию речи на тему "Комнатные растения". В конспекте используются материалы по артикуляционной гимнастике, дидактические игры, загадки, упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 комбинированного вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

Конспект организованной образовательной деятельности

по развитию речи

для детей старшей группы.

Тема:

«Комнатные растения»

Конспект составлен воспитателем

Литау В. И.

Санкт-Петербург

2019 г.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Комнатные растения»

Цель — развитие связной речи детей, посредством мнемотаблицу.

Задачи:

- закреплять знания детей о комнатных растениях;

- развивать связную речь, активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме;

 - развивать фонематический слух, внимание, мышление, память;

- способствовать воспитанию у детей самостоятельности, активности, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование: разрезная картинка «пчелка», карточки с изображением комнатных растений и артикуляционной гимнастики, письмо в конверте с заданиями, аудиозапись жужжания насекомого, музыка для артикуляционной гимнастики, мнемотаблица.

Предварительная работа: беседы «Что растет на подоконнике?»,  «Как ухаживать за комнатными растениями?», «Для чего нужны комнатные растения»;

экскурсия в кабинет экологии;

 рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображения в альбоме «Живая природа»;

рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней;  

работа со схемой, чтение стихов, отгадывание загадок по теме.

Ход занятия:

Организационный момент

В: Ребята, давайте поприветствуем друг друга! Вставайте в кружок и повторяйте за мной слова для того, чтобы у нас было хорошее настроение: «Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!»

В: Присаживайтесь на стульчики,я приготовила для вас несколько интересных загадок

Загадки:

1. Лист с горбочком, желобочком,

 Шипы имеет, а ранить не умеет,

 Зато лечит нас в любой час.(Алоэ)

2. На окне растет,

Круглой шапкой цветёт.

Расцвела в такую рань

На моём окне... (Герань/пеларгония)

3. Круглый шарик

 Словно ёжик,

 Но без мордочки и ножек.

 На моём растёт окне,

 Очень нравится он мне. (Кактус)

4. Что за хвост пошёл в рост:

 Не в пруду, не в речке —

 На окне, у печки. (Сансевьера /щучий хвост)

В:Ребята , вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?

Д: Да, о комнатных растениях.

Сюрпризный момент (звучит жужжание насекомого)

В: Ребята, что это за звук такой?

Д: Это насекомое!

В: Точно! Насекомое жужжит, но какое, интересно? Куда же оно спряталось?
Воспитатель находит конверт на подоконнике.

В: Ой, ребята, а я что-то нашла!

Д: Конверт!

В: Давайте посмотрим, что же в этом конверте. (В. открывает конверт и читает)

«Здравствуйте, ребята! Я насекомое, но кто я вам не скажу! Это вы узнаете, когда выполните все мои задания!»

В: Ребята, мы хотим узнать, что это за насекомое? Тогда давайте выполним все задания!

В:  Итак, 1 задание:Чтобы, вы сегодня говорили четко, выполните зарядку для язычка (провести артикуляционную гимнастику):

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ)

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3–5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3–5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5–7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Лопатка» (вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе).

Описание: Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

«Вкусный мед» (Вкусное варенье) (развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении).

Описание: Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

«Качели» (научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении).

Описание: Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

«Чашечка» (правильная форма языка для произношения звуков Ш, Ж)

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты. 

«Лошадка» (укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро)

В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете первую часть картинки!

В: Теперь выполним следующее задания! Ребята, насекомое  хочет проверить как вы знаете названия растений, ведь названия некоторых из них очень трудные. Запомните названия всех комнатных растений.

Задание 2.Образование существительных в родительном падеже

Ребята, какое это растение? (С каждой картинкой)

В: Молодцы. А сейчас, я одну картинку закрою, а вы скажете: нет чего?

фиалка —

герань—

бегония—

традесканция—

хлорофитум—

В: Молодцы! За выполненное задание вы получаете вторую часть картинки!

Задание 3. Игры

В:  поиграйте в игры. 1) п/и Игра с мячом.

Послушайте внимательно правила игры. Я каждому из вас буду передавать мяч и называть растения. Вы должны быть внимательными. Если я называю комнатное растение, вы приседаете, цветочки в горшочках. Если полевые, то нужно потянуться вверх к солнышку (фикус, кактус, василек, герань, традесканция, подснежник, хлорофитум, одуванчик, фиалка, мать-и-мачеха...)

В: Молодцы! Следующая игра!

Игра«Что лишнее?» (Развитие слухового внимания)

В: А сейчас проверим, какие вы внимательные. Вы будете определять, что лишнее.

1) герань, колеус, фикус, подснежник. Что лишнее?

Д: Лишнее слово подснежникЭто растение растет в лесу. А все остальные —комнатные растения.

2) кливия, фиалка, ромашка, бегония;

3) хлорофитум, колокольчик, кактус, традесканция;

4) васелек, фикус, алое, щучий хвост.

В: Молодцы! Получаете еще одну часть картинки!

Задание  4. Составь рассказ «Комнатные растения», используя мнемотаблицу

Например. 

Бегония. Это растение называется бегония. Листья у неё большие и острые, зелёного цвета с белыми пятнышками. У растения есть корень, длинные стебли, большие листья, цветы розовые (собраны в соцветие). Любит свет. Поливают бегонию после высыхания земли, летом часто, а зимой редко. Растение подкармливают удобрениями. У нас дома есть это растение, в группе тоже.

Фиалка— ...

Хлорофитум— ...

Кливия— ...

Герань — ...

Традесканция — ...

В: Отлично! Вы выполнили все задания и получили все части разрезной картинки!

В: Давайте их соберем! Какого же насекомого задания мы выполняли?

(Ответы детей)

Итог занятия:

Молодцы! Наше насекомое — пчела! Это её задания мы сегодня выполняли. Какие задания вам понравились и запомнились больше всего? (Мне понравилось...)

Ребята, о каких растениях мы сегодня с вами говорили?

Ребята, вы сегодня молодцы! За то, что вы хорошо потрудились пчелка приготовила вам сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Комнатные растения"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Комнатные растения"...

Конспект занятия по развитие речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"

Конспект занятия по развитию речи "Ознакомление детей с комнатным растением - фикусом"....

Конспект занятия по развитию речи РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)

Конспект занятия по развитию речи  РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ)...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"

План-конспект по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"...