конспект занятия по развитию речи подготовительная группа "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Акимова Валентина Ивановна

конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи  «Наши друзья лекарственные растения»

Цели и задачи:

Образовательные:

Продолжать закреплять знания детей о природе.

Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Закрепить умение выразительно читать стихотворения.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к родной природе.

Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.

Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Развивать связную речь;

Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Словарная работа:

«лекарственные растения», «отвар», «настойка», « мази», «фармацевт».

Предварительная  работа:

Беседы на темы: «Лекарственные растения», «Животные и трава»,

Рассматривание иллюстраций,  картин на тему «лекарственные растения».

Чтение художественной литературы, загадывание загадок, разучивание стихов

на тему лекарственные растения.

Оборудование:

иллюстрации «Лекарственные

растения», телеграммы, письмо,  лист бумаги, набор

фломастеров

.

Интеграция образовательных областей:

Познание, Коммуникация,

Безопасность, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия:

Вводная часть.

Беседа воспитателя: Человек еще издавна заметил, что животные среди

множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться.

Человек начал изучать  эти растения и их свойства. Но человек не всегда шел по

следу зверя, он искал лекарственные растения сам. Люди из поколения в

поколение передавали свои знания друг другу.

Трава  вполне достойна того чтобы мы знали о ней чуть-чуть больше, чем

обычно знаем. Вот и мы совершим путешествие в мир лекарственных растений.

А отправимся  в путешествие мы на  автобусе.

Воспитатель: остановка «лесная поляна».

« Лес, как  сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке , в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить».

Воспитатель:

 Ребята, о каком растении говорят : « Первый цветок ломает

ледок».

Воспитатель:

Почему растение получило такое интересное название . (ответы

детей).

Ребенок читает стихотворение:

«Мать-и-Мачеха».

На проталинке – первый цветок.

Как же он беззащитен и мал!

Резкий ветер его трепал,

Пригибал стебелек к земле,

Леденил в предрассветной мгле.

Но отважный цветок устоял!

Опущусь перед ним на колени,

Прикоснусь к лепесткам рукой-

Сколько мудрости и терпения

В этой капельке золотой!

Воспитатель:

 Какое растение называют зеленым бинтом? (Подорожник)  рассказывают о нем все, что знают. Место

произростания,  употребление в медицинских целях).

Почему подорожник называют «великим путешественником»?  (Ответы детей).

Воспитатель:

отгадайте загадку: «Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел». (Одуванчик).

Воспитатель:

 отгадайте загадку: «Белый щит на тысяче листьев, расту на

бугре, помогу в беде»?  (Тысячелистник).

Воспитатель:

Ребята, сорока принесла нам письмо и телеграммы, а от кого мы

сейчас узнаем. Начнем наверно с телеграмм, так как они все срочные.

Дорогие ребята! Подскажите, какие лекарственные растения можно

собирать осенью? ( Ответы детей).

От Герды из Снежного Королевства: «Ребята, помогите! Сильно заболел

мой брат  Кай. У него ангина. Он простыл  когда был в гостях у Снежной

Королевы. Расскажите какие растения  помогут ему? Герда.  (Ответы

детей).

У моего сыночка пропал аппетит. Он не ест, не пьет. Что делать? Я так

сильно за него переживаю. Слониха.  (Ответы детей).

Посоветуйте. Какие лекарственные растения помогут мне если у меня

болит желудок?  Незнайка .  (Ответы детей).

«Дорогие ребята, здравствуйте. Пишут вам звери из жаркой  Африки. Не

давно к нам приезжал доктор Айболит. Он оставил  много лекарственных

растений. Но от одного растения мы потеряли  рецепт. Высылаем вам

ребус.  По  первым буквам названия цветов прочитать название

лекарственного растения, от которого мы потеряли рецепт.   И расскажите

при каких заболеваниях его надо применять».  (Ответы детей).

Физминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).

Листик ярок и зелен, (Качают руки).

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).

Даже буря не сломает, (Круговые  вращения).

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).

Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).

Береги его, малыш!

Воспитатель:

 Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений,

которые вам не известные. Послушайте   стихотворение  и  вы  узнаете   какие  

еще растения можно здесь встретить.

Чтение стихотворения «Что растет?»

На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики - вьюнки,

Еще много  разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Воспитатель:

Ребята, мы с вами знаем несколько видов  растений, но есть такая

профессия человека, который знает все лекарственные растения и все о

лекарствах, как называется эта профессия.  (Ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, что получают из лекарственных растений?    (Ответы

детей).

Самая лучшая аптека-это Природа! Но необходимо знать, что лекарственные

растения собирают только взрослые, а дети могут только помочь.

Ребята, кто напомнит правила при сборе  лекарственных трав

Ответы детей:

-Нельзя рвать много растений.

-Хорошо знать растения и отличать от  ядовитых.

-Нельзя рвать растения  которые занесены в Красную книгу.

-Сушить в тени, а не на солнце.

-Нельзя собирать вблизи дорог.

-После сбора лекарственных трав, надо тщательно вымыть руки.

Предлагаю детям нарисовать на листе бумаги «Поляну здоровья», т.е.

изобразить те лекарственные растения, которые им запомнились.              

Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами много узнали, помогли  животным,

играли. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда

природа будет вам благодарна.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

Воспитатель:

Наше путешествие подошло к концу.

Загадки о лекарственных растениях.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

(Ландыш)

Листья этого растенья обжигают нас,

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.

(Крапива)

Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь -

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

(боярышник)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не даёт идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Очень вкусные плоды

И полезные они.

Много жира, витаминов.

Как питательны они!

Ядра ели в шоколадке

Скорлупа – краситель яркий.

Угадай-ка поскорей:

Что за плод мы рвем с ветвей?

(орех)

Эти листья и плоды

Содержат фитонциды.

Для кулинара и врача

Они незаменимы.

Источник витамина С –

От кашля избавление.

Те разноцветные плоды –

Леченье с наслаждением.

(смородина)

Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет...

(медуница)

Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито.

(шиповник)

На кустах с колючками она,

Вроде бы малина, но черна.

(Ежевика)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

На опушке у пеньков

Много красных огоньков.

Ах, ты только погляди-ка:

Да ведь это ...

(Земляника)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Стоит красавица –

Всем нравится.

Платье потерялось,

А пуговицы остались.

(Черемуха)

Беленькие горошки

На зеленой ножке.

(Ландыш)

У какого дерева детки в шапочках?

(У дуба)

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги.

(Подорожник)

В этот гладкий коробок

Спрятан маленький дубок.

(Желудь)

Цветочки - как розы,

 Листочки - как слезы,

 К шипу прикоснешься -

 Слезами зальешься.

(Шиповник)

Белостволая красавица бьет нас в бане, а нам  нравится.

(Береза)

Судя по названию, это растение ядовито для животных. А люди лечат им самые

разные недуги.

(Зверобой)

Древние славяне считали, что на этом дереве растут «молодильные яблочки».

(дуб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспект занятия по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие на тему: «Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи. Связная речь: закрепить представления детей об особенностях к...