Особенности развития речи у дошкольников
статья по развитию речи

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация Данная статья посвящена проблеме развития речи у дошкольников. Даны рекомендации и упражнения групповых занятий по формированию культуры речи.
Ключевые слова: звук, мышление, внимание, речь. Keywords: sound,  sought,  attention,  speech.
Дошкольное образование является неотъемлимой частью непрерывного образования, т.к., именно в детском саду у ребенка впервые формируются процессы социализации: он общается со сверстниками, первые занятия, групповые игры, целенаправленная подготовка к школе и т.д. Все это направленно на развитие гармонично развитого поколения, где основной акцент делается на правильное формирование его психических, физических  и нравственных качеств. Сегодняшняя реальность диктует необходимость внедрения в систему дошкольного образования новых инновационных и интерактивных технологий, где учитываются индивидуальные предпосылки развития ребенка дошкольного возраста. При этом надо учитывать методы и формы работы по развитию речи, т.к.  речь является основным средством человеческого общения.  Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.  На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями. К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи , обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.  Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л , Ш , Ч , Т. Все это не означает, однако, что дальше ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя его владение языком.
©© Абобакирова Одина, 2014 г.
 Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять,  потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.  В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества , мышления , восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.   Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова, связующую речь, творческие способности. Это могут быть небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками,  звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение . Например: чистоговорки:  Са-са-са – вот идет лиса                                              Су-су-су – видел я в лесу лису                   скороговорки: У Сани сани едут сами                                              У Сани сом с усами Вместе с тем педагог должен владеть упражнениями по развитию речевой деятельности, по формированию правильного звукопроизношения.  Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей. 1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата. Например: «Летят снежинки». Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети  изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки». (Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.)  Содержание упражнения «Качели»: ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы. 2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи. Например: Упражнение: «Насос»: решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел . Взяли они насосы и стали накачивать шины . Воздух выходит из насоса  и свистит : ссс ……., ссс…  Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] . Упражнение: «Что появилось»: педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж] (жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую , так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется  [Ж]. Можно использовать картинки. В заключении хотелось бы отметить следующее, во-первых, что бросается в глаза – закомплексованность в речи детей в общении, преимущественно, со взрослым. Это выражено в том, что на задаваемый вопрос ребенок отвечает либо односложно “да” или “нет”, либо долго думает.  Для детей в сегодняшней жизни мало примеров доброго отношения друг к другу, мало примеров любви. Компьютер стал заменять общение. Как можно уменьшить
закомплексованность? Считаем, очень важную роль имеет игра и общение детей посредством игры. Именно в игре дети приобретают свободу общения, свободу движения. Именно в игре ребенок должен научиться, не бояться допустить ошибки. Во-вторых: больше творчества появляется у детей, если интегрировать занятия по развитию речи с предметами художественноэстетического цикла (сказки, предания, легенды). 
Литература 1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990. 3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 4. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи дошкольников32.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация Данная статья посвящена проблеме развития речи у дошкольников. Даны рекомендации и упражнения групповых занятий по формированию культуры речи.

Ключевые слова: звук, мышление, внимание, речь. Keywords: sound,  sought,  attention,  speech.

Дошкольное образование является неотъемлимой частью непрерывного образования, т.к., именно в детском саду у ребенка впервые формируются процессы социализации: он общается со сверстниками, первые занятия, групповые игры, целенаправленная подготовка к школе и т.д. Все это направленно на развитие гармонично развитого поколения, где основной акцент делается на правильное формирование его психических, физических  и нравственных качеств. Сегодняшняя реальность диктует необходимость внедрения в систему дошкольного образования новых инновационных и интерактивных технологий, где учитываются индивидуальные предпосылки развития ребенка дошкольного возраста. При этом надо учитывать методы и формы работы по развитию речи, т.к.  речь является основным средством человеческого общения.  Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Благодаря речи, как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем гораздо в большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков. К возрасту 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет отроду ребенок уже говорит двух – трех словные предложения. Примерно к 4 годам оказываются в состоянии разговаривать достаточно свободно.  На данных этапах речевого развития существует три пути освоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе: подражание взрослым и другим окружающим людям, формирование условно рефлекторных ассоциаций по своей природе связей между образами предметов, действиями воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями. К этому следует добавить и своеобразную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной инициативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фразы, которые от взрослого никогда не слышал. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи , обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связанной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.  Нередко к началу 4 года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая Р, Л , Ш , Ч , Т. Все это не означает, однако, что дальше ни самому ребенку, ни окружающим его взрослым не предстоит потрудиться, совершенствуя его владение языком.

©© Абобакирова Одина, 2014 г.

 Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, хотя бы и сложное (Я не хочу идти гулять,  потому что на улице холодно и сыро). Ребенок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет (это-мяч), но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий.  В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной достаточно хорошо понятной самой по себе, не требуемой дополнительных вопросов и уточнений. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их творчества , мышления , восприятия, наблюдательности. Вбирая в себя все достижения ребенка в освоении его звуковой стороны словарного состава, грамматического строя. И формирование связной речи нужно начинать раньше того, как усвоил звуковую, лексическую и грамматическую стороны языка. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга.   Для развития, усовершенствования речевых навыков детей дошкольного возраста необходим обширный практический материал, тренирующий речевой слух, память, развивающий четкость восприятия, точность воспроизведения слова, связующую речь, творческие способности. Это могут быть небольшие по объему тексты, скороговорки, насыщенные нужными звуками,  звукосочетаниями, которые дают возможность в короткий отрезок времени на занятии или вне его выполнить упражнение . Например: чистоговорки:  Са-са-са – вот идет лиса                                              Су-су-су – видел я в лесу лису                   скороговорки: У Сани сани едут сами                                              У Сани сом с усами Вместе с тем педагог должен владеть упражнениями по развитию речевой деятельности, по формированию правильного звукопроизношения.  Виды игр и упражнений по развитию речевой деятельности детей. 1. Игры и упражнения для развития или уточнения движения органов артикуляционного аппарата. Например: «Летят снежинки». Детям раздаются «снежинки» - небольшие кусочки ваты, подвешенные на нитке. Дети  изображая ветер, спокойно дуют на «снежинки». (Следить, чтобы дети дули плавно и длительно, не надувая щек.)  Содержание упражнения «Качели»: ребята вспоминают, как качаются на качелях, потом им предлагают «покачать на качелях язык», при этом рот приоткрывается, широкий язык (вниз) опускается за нижние зубы, затем (вверх) поднимается за верхние зубы. При этом губы в улыбке обнажают зубы. 2. Уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха. Воспитание правильного произношения звука в словах и фонематического слуха. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи. Например: Упражнение: «Насос»: решили дети покататься на велосипеде, а у них спущены шины, весь воздух вышел . Взяли они насосы и стали накачивать шины . Воздух выходит из насоса  и свистит : ссс ……., ссс…  Накачаем все вместе шины. Дети имитируют движение, решительно произносят [C] . Упражнение: «Что появилось»: педагог ставит на стол игрушки, в названии которых имеется [Ж] (жираф, ёж и т.д.). Ребята называют их. Затем накрывает игрушки, меняет их местами и добавляет новую , так же имеющую в названии [Ж] (например «флажок»). Открывая, спрашивает, что новое появилось. Затем предлагает детям самим подобрать слова, в которых имеется  [Ж]. Можно использовать картинки. В заключении хотелось бы отметить следующее, во-первых, что бросается в глаза – закомплексованность в речи детей в общении, преимущественно, со взрослым. Это выражено в том, что на задаваемый вопрос ребенок отвечает либо односложно “да” или “нет”, либо долго думает.  Для детей в сегодняшней жизни мало примеров доброго отношения друг к другу, мало примеров любви. Компьютер стал заменять общение. Как можно уменьшить

закомплексованность? Считаем, очень важную роль имеет игра и общение детей посредством игры. Именно в игре дети приобретают свободу общения, свободу движения. Именно в игре ребенок должен научиться, не бояться допустить ошибки. Во-вторых: больше творчества появляется у детей, если интегрировать занятия по развитию речи с предметами художественноэстетического цикла (сказки, предания, легенды).

Литература 1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О.Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990. 3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. 4. Дубинина Т.Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи старших дошкольников

Особенности развития речи старших дошкольников: связная речь, приобщение детей к художественной литературе...

Особенности развития речи старших дошкольников:

Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых. Таким образом, речь это - могучий факт...

Особенности развития речи старших дошкольников

Особенности развития речи старших дошкольников: 1.     Звуковая культура речи.- Дети этого возраста способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Диф...

Консультация для родителей Особенности развития речи у дошкольников"

Поддержка и любовь родителей - это лучшая мотивация в достижении успехов...