«Возрастные особенности развития речи младших дошкольников и создание условий активизации их речевого общения»
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Возрастные особенности развития речи младших дошкольников и создание условий активизации их речевого общения»
Развитие речи ребёнка обусловлено определённой закономерностью. Условия жизни и воспитания ребёнка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.
Ребёнок рождается с определённым аппаратом речи, но не говорит. Речевые годы жизни ребёнка имеют решающие задачи для дальнейшего развития его языка.
До овладения словом, ребёнок проходит ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД, имеющий громадное значение для развития его языка. Произнося непроизвольные звуки, ребёнок одновременно слышит их и научается постепенно наставлять свои органы так, чтобы произносить звуки произвольно.
Первые звуки, являются нечленораздельными сочетаниями составляющими главным образом из гортанных и губных звуков: он гулит.
В 4-5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребёнок овладевает словами, первичными корнями слова: ма, па, ба, га и т. д. Он вступает в ПЕРИОД ЛЕПЕТА.
По сравнению с гулением, лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.
Первые проявления речи, КРИК – выразитель эмоций отрицательных (голод, боль, одиночество и т. д.). А гуление и лепет – выразитель эмоций положительных, радостных. Каждый знает, что голосовые упражнения ребёнка появляются исключительно во время радостного возбуждения.
Начинает появляться потребность в социальном контакте. Между ним и матерью устанавливается внутренняя душевная связь, оказывающая громадное влияние на развитие его языка, делает возможным развитие реже ребёнка. Взрослый повторяет издаваемые ребёнком звуки, даёт для подражания новые, более сложные образцы их сочетаний, воздействует на него выразительностью своего голоса, своей мимикой. Ребёнок слушает, следит за движением губ и воспринимает речь не только слухом, но и зрением, он ПОДРАЖАЕТ, улыбается, гулит, лепечет, и начинает произносить за взрослым.
К концу первого года приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата заканчиваются, и ребёнок переходит к сознательной подражательной речи.
Настаёт момент, когда он сознательно произносит первое слово, связывает его с определённым хорошо усвоенным представлением. С каким нетерпением родители всегда ждут это первое слово.
В первую очередь, устанавливается понимание слышимого слова. Способность понимания речи проявляется раньше способности активного её проявления употребления.
Дети начинают понимать речь, когда они ещё не говорят. Запас пассивных слов количественно превосходит запас активных в течение всей жизни человека.
К концу первого года, ребёнок обычно активно владеет уже 8-10 словами. Развитие речи неотделимо от СЕНСОРНОГО. Одно поддерживает другое, оба прогрессируют в дружном сотрудничестве.
На втором году жизни замечается влечение ребёнка к детскому обществу: начинают интересовать дети старше его.
Если потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними, своими мыслями, чувствами, присуща взрослому человеку, то, ребёнку она присуща ещё в большей мере. Едва он начинает говорить, он настойчиво требует, чтобы его слушали, чтобы с ним разговаривали. Эту потребность ребёнка надо широко использовать в интересах налаживания душевных связей с ним и для развития его языка.
Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше. Поэтому все проявления нашего общения с детьми следует сопровождать речью, закреплять словом, претворять в слово все наши действия, называть предметы, в этих действиях представленные. При обслуживании коллектива детей нам следует быть более щедрыми на слова, уделяемыми каждому ребёнку.
В первом полугодии второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период малыш пополняет словарь названиями окружающих предметов и действий с ними, овладевая смысловой стороной речи. Особую роль при этом играет опыт, полученный при непосредственном контакте с предметами, игрушками в совместных действиях со взрослым. К 1,5 годам активный словарь ребёнка составляет всего 30-40 слов.
В становлении активной речи большую часть играет ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПОДРАЖАТЬ всеми доступными для ребёнка средствами (взгляд, облегчённые слова, звукоподражания). Сказанное позволяет заметить, что, несмотря на особую значимость понимания речи, освоение активной речи не может быть оставлено без внимания.
Во втором полугодии второго года жизни ребёнок интенсивно овладевает активной речью при усвоении целенаправленной педагогической работы. К концу второго года в активном словаре ребёнка насчитывается 300-400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов.
В работе с детьми до 1,6 месяцев детей учат понимать слова обозначающие людей, предметы, элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый даёт поручения, учит понимать их и выполнять. Расширяется запас понятий, связанных с бытовыми ситуациями (знать своё имя, близких, средства передвижения). Слова, обозначающие части тела человека и животных, бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить). Игровые действия, слова обозначающие признаки предметов (большой, красный, маленький). Учить узнавать предметы по существенным признакам.
Воспринимаемые слова дети должны воспроизводить после того, как их услышат, но и по собственной инициативе. Поэтому следует побуждать детей в возрасте от 1,3 года к лепету, а также произнесению отдельных облегчённых слов. От 1,4 до 1,6 учить называть словами облегчёнными и, произнесённые правильно. Подражать часто слышимым звукосочетаниям.
Учить вслушиваться в обращённую к ним речь. Реагировать на речь взрослого, отвечать на неё действия или в сочетании со словом. Так развивается ИНИЦИАТИВНАЯ и ОТВЕТСТВЕННАЯ РЕЧЬ, а поведение ребёнка начинает регулироваться словом после 1,9м. Задача понимания речи взрослых остаётся актуальной, расширяется пассивный запас слова. Но большее внимание уделяется развитию у детей активной речи. В 1год,9мес. – 2года, дети почти перестают пользоваться облегчёнными словами. Речь становится не только средством общения, но и средством познания. У детей появляются вопросы: где, что, кто пришёл, куда пойдём?
К концу второго года жизни повторяют за взрослым целые предложения. Одним из условий развития речи является воспитание потребности в речевом общении со взрослым.
На занятиях используя приём вопросов, является особенно действенным. А так же приём сильной заинтересованности. К концу второго года изменяется характер общения – оно становится обоюдным, так и создаются предпосылки диалогической речи.
На протяжении второго года у детей развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления. Речь становится важнейшим средством познания.
Возможность понимать речь и говорить, становится для ребёнка третьего года жизни важнейшим средством познания окружающего. Появляется потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах, явлениях, что является основой дальнейшего развития диалогической речи. Основное внимание здесь нужно уделить артикуляции. Речь детей трёх лет ещё недостаточно отчётлива произнесению слов, смягчённостью звуков, заменой трудных звуков более простыми.
Как правило, трудность у них вызывают шипящие и сонорный звук «р.».
Почему заговорить бывает трудно.
Развитие речи – процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Присмотреться к ребёнку и понять, почему он так долго молчит. Причины задержки активной речи могут быть разными.
Типичные:
- задержка речи на стадии называния;
- стремительность речевого развития;
- задержка речи на стадии эмоционального общения с взрослым;
- ориентация на предметный мир может стать причиной трудностей в овладению речью.
Как поступить?
Прежде всего, нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмоциональный контакт с малышом. Совместное рассматривание ярких картинок и детских книжек.
Нетрудно заметить, что неправильно – организованное общение с ребёнком является причиной задержки развития речи.
Количество игрушек и предметов, которые окружают малыша, следует сократить, оставить лишь немногие. Очень полезны игры, в которые нельзя играть одному.
Полезно также совместное рассматривание картинок и детских книжек. Случаи нарушений речевого развития весьма разнообразно. Чтобы воспользоваться тем или иным советом, следует внимательно наблюдать за ребёнком, пытаться понять его интересы, знать его характер.
Третий год жизни ребёнка является переходным от раннего детства к дошкольному возрасту. На 3 году функция речи расширяется, она становится средством общения не только с взрослыми, но и с детьми.
Программа ставит перед воспитателем следующие задачи:
Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение всеми доступными для него не речевыми и речевыми средствами. Откликаться на вопросы предложения взрослого, инициативно высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощрять интересы малыша к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями, сопровождать речью игровые действия, отношение к происходящему.
Условия для общения:
1. Можно разыгрывать увлекательные сюжеты: «дочки матери», с животными, машинами, кубиками. Играя, приучать его к дисциплине, аккуратности, обращаться вежливо, убирать на место.
2. В семье поощрять его общение с другими людьми.
3. Расширять представление ребёнка о мире, о том, чего сам дошкольник ещё не знает, не видел – познавательное общение.
4. Необходимо помнить, всестороннее развитие ребёнка на всех этапах его развития формируются в общении с взрослым. Любовь и поддержка близких взрослых, их вера в лучшее ребёнка, и в то, что это лучшее может победить – главное условие полноценного развития человека.
Литература:
1. «Развивающие игры с малышами до 3 лет». Составитель: Галанова Т. В. – Ярославль 1998год.
2. «Ступени общения от года до семи лет». Авторы: Л. Н. Галигузова; Е. О. Смирнова, - «Просвещение» Москва 1992год.
3. «Раннее детство: познавательное развитие». Авторы: Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. Москва 2002год.
4. «Самые маленькие в детском саду» - из опыта работы московских педагогов. Автор: В. Сотникова «Линка – Пресс» 2005год.
5. «Развитие речи детей» - Е. И. Тихеева. Москва «Просвещение» 1981год.
6. «Ясли – это серьёзно». В. Амемовская. Москва 1999год.
7. «Первые шаги». К. Белая – Москва 2002год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.
(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...
Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...
Статья на тему: "Возрастные особенности развития речи дошкольников»
Процесс развития речи ребенка осуществляется на протяжении всего дошкольного возраста, и обладает своими особенностями. Необходимо учитывать, что наиболее важным для становления речи, является возраст...
Книги и пособия для активизации и развития речи младших дошкольников
Презентация рекомендована родителям для занятий по ативизации и развития речи с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....
Создание условий для развития речи младших дошкольников.
В 2021-2022 учебном году мы с коллегой Захария Т.А.. начали работу с детьми 3-4 лет. В нашей группе мы сделали упор развитие речи детей, т.к. не все дети были говорящими. В работе ...
Родительское собрание в 1 младшей группе "Возрастные особенности развития речи детей раннего возраста"
В презентации рассказывается о возрастных особенностях развития детей раннего возраста, раскрываются факторы, влияющие на развитие речи, собран практический материал (игры с детьми)....
Особенности развития речи младших дошкольников в личностно ориентированном взаимодействии педагога с детьми.
Особенности развития речи младших дошкольниковв личностно- ориентированном взаимодействии педагога с детьми....