Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель:
• познакомить детей с природным явлением – вулканом;
• формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных;
• развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения заданий;
• поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• развивать аккуратность, взаимопомощь.
Задачи:
-познакомить детей с элементами профессиональной деятельности вулканологов;
-продемонстрировать извержения вулкана;
- познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога;
- познакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания;
- создавать фигуру животного, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа;
- закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, радоваться результатам коллективного труда;
- развивать любознательность, познавательную активность;
- воспитывать интерес к историческому прошлому планеты, желание ее беречь и охранять.
Предварительная работа:
- беседы о профессии вулканолога;
- беседы о профессии палеонтолога;
- игры с макетом «Вулкан»;
- занятие «Путешествие в прошлое человека»;
- рассматривание энциклопедических книг соответствующей тематики;
- рисование разными способами;
Оборудование:
- предметные картинки, картинки извергающегося вулкана; картинки мамонта;
- стенд «Вулканологи»;
- стенд «Палеонтологи»;
- макет вулкана;
- муляжи останков, иллюстрации, песок;
- бейджики «Участник научной конференции» по количеству детей;
- картинки «Скелет мамонта»;
-заготовки с картинками, кусочки пряжи, клей, салфетки;
- музыка для фона; фотоаппарат.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Введение в ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поприветствуем друг друга.
(Игра на общение)
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю стать участниками научной конференции. В нашей конференции примут участие две группы ученых. Это – вулканологи (под музыку и аплодисменты вулканологи занимают свои места) и палеонтологи. Занимайте свои места.
Ученых этих профессий я пригласила не просто так. В мире существует очень много разных профессий, о которых вы многое знаете. Но есть и такие, которые встречаются редко. Профессии вулканологов и палеонтологов такими и являются, но в тоже время они очень важные и нужные.
Уважаемые вулканологи вам предоставляется первое слово. Расскажите, нам о своей работе.
Беседа по теме: «Как работают вулканологи?»
Ребенок: Вулканологи занимаются изучением вулканов. В настоящее время ученым удается предупредить извержение вулканов. Это очень важная профессия.
Воспитатель: Конечно – это очень важная профессия. Ученые следят за вулканами, предупреждают людей об их состоянии, о том, какой вулкан проснулся или наоборот уснул, какой потух, а какой представляет опасность. Эти люди изучают строение, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главная их задача – это спасение людей, их оповещение и эвакуация.
Воспитатель: А что вы можете рассказать про вулканы?
Дети: Вулкан это гора конической формы, из горловины которой выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, а также мощные потоки раскалённой лавы, которые растекаются по поверхности земли.
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
-Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. Лава – это расплавленные, очень горячие камни.
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана.
В зал входит ученый (педагог, в руках у него письмо.
- Здравствуйте, я очень спешил на научную конференцию в детский сад №
Уважаемые ученые, мне очень нужна ваша помощь. В этом конверте три картинки с изображением вулканов. Нужно определить самый опасный? Можете мне помочь?
(Дети делятся на три команды и проходят за столы, выполняют задание)
Воспитатель: Ребята справились с заданием.
-Какой вулкан называется действующим?
(Ответы детей)
Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана
Какой вулкан называют спящим?
(Ответы детей)
Спящий вулкан – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент начать извержение.
Какие вулканы называют потухшими?
(Ответы детей)
Потухший вулкан - это тот вулкан, который извергался в далеком прошлом.
Ученый: Спасибо, вам за помощь, вы мне очень помогли.
Воспитатель: Расскажите, а все ли вулканы извергаются одинаково?
Ребенок: Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как - будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
Воспитатель: Вулканы – не смотря на их грозность очень красивые горы. Скажите, пожалуйста, а есть ли польза от вулканов?
Дети: Польза от вулканов для людей тоже есть. Благодаря им образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды.
Воспитатель: А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький стол, накрытый красивой скатертью (под скатертью макет вулкана). Форма вулкана – конус, выполненный из гипса. На жерло одеваем конус, кладем ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего вулкан, ставится на середину стола, и воспитатель добавляет лимонную кислоту.
Наблюдаем извержение вулкана.
Воспитатель: Продолжаем нашу конференцию. Помимо вулканологов у нас в гостях еще и палеонтологи. Предоставляем им слово.
Беседа по теме: «Как работают палеонтологи»
Ребенок: Палеонтолог - это ученый–исследователь.
Он ищет, раскапывает, исследует, изучает останки древних животных, которые жили миллионы лет назад.
Воспитатель: Спасибо! Правильно! Палеонтологи - это ученые, которые занимаются изучением останков вымерших древних животных. А наука эта называется палеонтология.
Рассматривание экспонатов и иллюстраций.
Воспитатель: Как хорошо, что есть такие люди, которые могут возвращать нас в те далекие времена. Они ищут останки животных, изучают их и рассказывают людям о своих находках. доске). Они очищают скелеты от земли, песка, извести с помощью инструментов, каждую находку фотографируют. Затем собирают скелеты животных и помещают в музей.
Включение нового знания в систему знаний и умений:
Задание «Восстанови животное по скелету»
Воспитатель: Уважаемые палеонтологи! Наша конференция продолжается. Приглашаю вас принять участие в раскопках.
Сейчас вы должны для музея собрать из найденных на раскопках останках мамонта целого гиганта. Вот останки мамонта (показ частей – голова, бивни, ноги, туловище, уши). Что это? А это какая часть тела? Работа предстоит большая и ответственная
Воспитатель: А что, вы можете рассказать о мамонтах.
(рассказ ребенка о мамонте)
Ребенок: Тело мамонтов покрывала густая косматая шерсть. Мамонты похожи на слонов, очень большие и имели длинные загнутые бивни длиной около 3 метров. Ими они раскапывали снег в поисках пищи. Мамонты жили стадами и питались травой и другими растениями. Они травоядные. Мамонты вымерли в ледниковый период. Замерзшие тела мамонтов были откопаны учеными в вечной мерзлоте.
Практическая работа: изготовление мамонта. (Заготовки-картинки мамонта, наклеивается шерсть из пряжи)
Звучит легкая музыка. В процессе работы воспитатель наблюдает, дает индивидуальные советы по необходимости
Осмысление.
Воспитатель: Итак, работа нашей конференции подходит к концу. Уважаемые ученые! Смогли ли вы по останкам мамонта воссоздать целого мамонта?
- Понравилось ли вам быть учеными?
-Что вам больше всего запомнилось в рамках нашей конференции?
- Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?
- Какую фигуру напоминает вулкан? Что извергается из вулкана?
- Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Какую пользу несет извержение
вулкана?
- Что нового вы сейчас узнали?
- Возможно, вы захотите выбрать именно эти профессии.
- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.