Практикум для родителей совместно с детьми «На пороге школы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи, необходима разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия специалистов – педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя - с семьей, с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях. В настоящее время психолого-педагогические исследования убедительно доказывают необходимость осознанного включения родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка. Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости - важная проблема современной образовательной ситуации. К наиболее эффективным формам взаимодействия с семьей относится совместная деятельность родителей с детьми под руководством специалистов. Именно в совместной деятельности с детьми родители обучаются владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.
Данный материал предназначен для педагогов - психологов, учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум для родителей совместно с детьми «На пороге школы» | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей совместно с детьми «На пороге школы»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого, психологического развития детей при подготовке к школе.
Задачи:
- ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»
- обучение родителей практическим приемам и упражнениям по развитию компонентов психологической готовности к школе
- привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей с ОНР при подготовке к школьному обучению.
- познакомить родителей с играми, развивающими речевые способности, познавательные психические процессы.
- предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми
- акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании и поддержки ребенка, а не эксперта, оценивающего уровень интеллектуального развития
Участники: родители, чьи дети посещают логопедическую группу, дети подготовительной логопедической группы, педагог-психолог, учитель-логопед.
Ведущий: педагог-психолог, учитель-логопед
Продолжительность: 1 час 20 мин
План практикума:
- Игра с мячом в кругу «Закончите фразу» (5 минут)
- Теоретическая часть. Выступление педагога-психолога, учителя-логопеда (15-20 минут)
- Практическая часть. Встреча детей упражнение «Давайте поздороваемся» (3 минуты)
- Фрагмент фронтального логопедического занятия (15 минут)
- Упражнение «Едет-плывет-летит» (3 минуты)
- Игра «Колумбово яйцо» (5-7 минут)
- Упражнение «Графический диктант» (5-7 минут)
- Упражнение «Рукавички» (5-7 минут)
- Завершение практикума. Упражнение «Связующая нить» (10 минут)
Ход практикума
- Стулья расставлены по кругу. Приветственное слово ведущих, сообщение темы, формы проведения встречи.
Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение»
Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения: «Для меня выражение «Ребенок готов к школе»,- означает…..». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.
- Теоретическая часть.
Педагог-психолог: Сегодняшний практикум я хочу начать словами Л. Венгера: - «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». В чём же суть «готовности»?
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
- Интеллектуальная готовность - ориентировка ребёнка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на «запихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
- Волевая готовность - управление своими эмоциями, своим поведением, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нём, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, внимать в содержание того, о чём говорит взрослый.
- Мотивационная готовность - принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят). Однако, это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в нашу школу очень важно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого « надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
- Социально-психологическая готовность - потребность в общении, умение общаться с взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
Учитель-логопед: Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Перечислим их:
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических
групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
4. Сформированность грамматических категорий и связной речи: правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. Умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Педагог-психолог: Важно понять, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес! Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
- Встреча детей.
Педагог-психолог: «Добрый вечер, ребята! Мы рады вас видеть!»
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Вместе со своими мамами и папами вставайте в круг. Поздороваемся необычным способом. Когда я хлопну в ладоши 1 раз, вам нужно пожать друг другу руку, 2 раза – потереться носами, 3 раза – обняться. Будьте внимательны! Замечательно!
По дороге знаний предлагаю пройти
Разные задания вас ждут на пути
С ними справиться сумейте
Будьте смелее не робейте!
А мамы и папы вам помогут в пути
По дороге знаний уверенно пойти!
- Фрагмент логопедического занятия
Учитель-логопед: А вот и первое задание!
1.В волшебной шкатулке лежат картинки со звуком К. Игра «Угадай звук?» Называя картинки, дети определяют и называют какой там есть одинаковый звук в словах. (звук К).
2.Характеристика звуков К, Кь по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами.
Звук К согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду), твердый, глухой (тактильно-вибрационный контроль), заднеязычный. Звук Кь- мягкий. Звук К обозначается синим цветом, а звук Кь- зеленым.
3.Определение позиции звука в словах по картинкам, игра «Где звук?» Дети называют предметы, определяют позицию звуков К, Кь. Задание выполняется в тетрадке.
4.Звуковой анализ слогов КА, КУ и слов КОТ, КИТ.
Дети вместе с родителями выполняют задания, помогая друг другу. Учитель-логопед: Вы справились с заданием! Получите первую карточку (К). Предлагаю немного отдохнуть и сыграть в игру «Летит – едет – плывёт»
5.Упражнение «Летит – едет – плывёт»
Я буду называть различные предметы. Если предмет летит – машем руками над головой, если едет – топаем ногами, если плывёт – разводим руками в стороны, плывем. Готовы! Будьте внимательны!
- Самолёт, лодка, автобус, самокат, пчела, воздушный шарик, корабль, поезд, велосипед, мопед, кит, птица, вертолёт и т.д.
6.Игра «Колумбово яйцо»
Педагог-психолог: Для следующего задания вам нужно разделиться на команды. 1 команда – детей, 2 команда – родителей. Чья команда быстрее выполнит задание, получит следующую карточку. Необходимо глядя на образец составить интересные фигуры-силуэты. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну часть на другую. Молодцы! Команды получают следующие карточки с буквами (Ш) (Л).
7.Упражнение «Графический диктант»
Педагог-психолог: Ребята, мамы и папы пройдите за столы. Для следующего задания вам понадобиться листок в клетку, простой карандаш и внимание. Будем выполнять графический диктант и посмотрим, какое животное у нас получится. Для этого нужно внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны провести линию.
3 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 7 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 8 клеток вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 5 клеток влево, 3 клетки вниз, 1 влево, 7 клеток вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вверх. Молодцы! Получаете следующую карточку (О).
8. Упражнение «Рукавички»
Педагог-психолог: Перед вами лежит пара рукавичек, вырезанных из бумаги. Нужно как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички (А).
Учитель-логопед: Молодцы! Вы выполнили все задания и собрали карточки. Предлагаю вам выложить из них слово и тогда мы узнаем, куда нас привела дорога знаний. Выкладывают слово «ШКОЛА».
9.Завершающее упражнение «Связующая нить» (проводится в кругу)
Педагог-психолог: Передавая клубок (клубок шерстяных ниток желательно цветной) по кругу ребята продолжают фразу «Когда я стану первоклассником, хочу, чтобы мама и папа…..», родители «Когда (имя ребенка) станет первоклассником, я буду….».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект семинара- практикума "Домашние посиделки" для родителей совместно с детьми.
Семинар- практикум для родителей совместно с детьми. Его цель - показать и научить, чем можно заняться с детьми дома, а так же обьяснить родителям - насколько важна такая совместная деятельность для с...
Конспект семинара - практикума для родителей на тему: «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»
Цель. Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребёнка.Способствовать повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный пер...
Родительское собрание (совместно с детьми) «На пороге к школе»
Дошкольное учреждение – это одно из важнейших звеньев в общей системе образования, в котором происходит самое значимое психологическое и физическое развитие детей. Неподготовленность детей...
Семинар-практикум для родителей совместно с детьми по использованию дидактических игр.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления.........
Родительский практикум - игра в подготовительной группе «Ребенок на пороге школы»
Родительский практикум - игра в подготовительной группе«Ребенок на пороге школы»...
Занятие-практикум с родителями детей подготовительной группы "На пороге школы"
Рассматривается один из вариантов работы с родителями по повышению компетентности в вопросах психолого-педагогической готовности к регулярному обучению в школе....
Семинар – практикум для родителей совместно с детьми по использованию Тризовских игр
Цель: Дать родителям представление о технологии ОТСМ – ТРИЗ, практические навыки использования приёмов ОТСМ – ТРИЗ, рекомендации родителям по созданию условий для развития воображения, мыш...
- Мне нравится (1)