проект : "Использование инновационных технологий по речевому развитию дошкольников"
проект (средняя группа)
Использование технологии сторителлинг помогает эффективно решать ряд задач: формирование речевых навыков, ненавязчивое расширение кругозора детей и воспитание любознательности.
Сторителлинг помогает нам формировать мышление, учить детей совместной умственной и практической работе. Работа по сторителлингу позволяет педагогу индивидуальные знания, умения, навыки каждого ребёнка вплести в общую картину образовательного процесса. При этом, никто из детей не чувствует оценки своих способностей, то есть сторителлинг помогает детям получить массу положительных эмоций от занятия и крепкую веру в себя, каждый имеет возможность проявить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект : "Сторителлинг как метод развития связной речи дошкольников" | 164 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 122»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название проекта: «Сторителлинг как метод развития связной речи дошкольников »
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Выполнили: | Халикова И.Н. |
Оренбург 2022
Пояснительная записка
Современные дети окружены большим количеством самых различных медиа устройств, несущих огромный поток информации. Поэтому современные требования в сфере образования заставляют педагогов углублять и расширять свои знания и умения в работе с детьми. Необходимо искать новые методы и технологии, которые позволять нам, педагогам, привлечь и удержать внимание детей, донести до них интересную информацию так, чтобы они поняли, запомнили и хотели узнать ещё что-то новое.
Использование технологии сторителлинг помогает эффективно решать ряд задач: формирование речевых навыков, ненавязчивое расширение кругозора детей и воспитание любознательности.
Сторителлинг помогает нам формировать мышление, учить детей совместной умственной и практической работе. Работа по сторителлингу позволяет педагогу индивидуальные знания, умения, навыки каждого ребёнка вплести в общую картину образовательного процесса. При этом, никто из детей не чувствует оценки своих способностей, то есть сторителлинг помогает детям получить массу положительных эмоций от занятия и крепкую веру в себя, каждый имеет возможность проявить себя.
Так что же такое сторителлинг?
Слово «сторителлинг» имеет английское происхождение, что означает рассказывание историй.
Это понятие пришло к нам из мира бизнеса, ввёл его в оборот Дэвид Армстронг, основатель крупной корпорации.
Дэвид Армстронг говорил: «Повествование создаёт среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и к новым способам мышления».
Психологи утверждают, что сторителлинг - это «формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того чтобы история осталась в памяти на долгое время».
Педагогический сторителлинг - это техника подачи познавательной информации, главный принцип этой техники «научить, не уча», иными словами, педагог строит занятие и преподносит историю таким образом, чтобы дети сами сделали нужный вывод.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При использовании классического сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории, которые представлены в насыщенной форме запоминающейся истории. Классический сторителлинг можно использовать в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
В активном сторителлинге педагог задаёт основу событий, формирует цели, проблемы, задачи. Для этого педагог предлагает детям наводящие вопросы или начинает предложение. Героем истории может быть кто угодно или что угодно, главное, чтобы у этого героя были чувства, характер и он жил в той ситуации, которую педагог и дети создают. Этот вид сторителлинга можно использовать в старшей и подготовительной группах.
Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майнд-мэп, инфографика). Цифровой сторителлинг в дошкольной педагогике используется обязательно, как дополнение к классическому или активному. Это позволит педагогу закрепить у детей полученную информацию, поможет научить их пересказывать, выстраивать логическую цепочку событий и делать выводы.
Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций: например, из жизни в группе. Этот вид сторителлинга мы применяем при появлении какой-либо проблемы. Правила поведения в обществе, в детском саду, за столом, основы безопасности на улице, дома, на дороге, в природе, а также при воспитании дружелюбия, трудолюбия, уважения к старшим.
2. Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме. Этот вид сторителлинга мы можем использовать в образовательной области «Познание» - ознакомление с природой, с социокультурными ценностями, с предметным миром.
3. Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.
Проектная карта на январь
Проектная карта | ||||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Недели | Дни недели | ||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
1 | занятие | 1-ая | ФЭМП «Когда это бывает» (игровое упражнение) | Развитие речи «Рассматривание сюжетных картин» («Таня не боится мороза») | ||||
2-ая | Социализация «Семейные праздники» | |||||||
3-я | занятие « Найди картинку со звуком Ч» |
| ||||||
Игры (настольно-печатные и дидактические) | 1-ая | Упражнение «История в кубиках» | д\игра «Дед Мороз и звери» | Д\И «Как дети учили Иванушку правилам дорожного движения» | ||||
2-ая | Д\И «Домашние животные» | д\игра «Дикие животные» | Упражнение «Стишки в кубике» | |||||
3-ая | д\и «Тропинка историй» | Упражнение «Кубик-помощник» (для расширения словаря) | д\и «Придумай рассказ» | |||||
Чтение художественной литературы | 1-ая | Чтение х\л «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»Р.Сеф | ||||||
2-ая | С.Георгиев «Я спас Деда Мороза» | |||||||
3-ая | Э.Успенский «Каждый свое получил» | |||||||
Коммуникативные | 1-ая | Беседа «Что такое сторителлинг» | ||||||
2-ая | беседа «Придумай новую сказку» | |||||||
3-ая | ||||||||
Рисование | 1-ая | «Приключение принцессы снежинки» (рисование манной крупой» | ||||||
2-ая | ||||||||
3-ая | Сюжетное рисование «Моя история» | |||||||
Лепка | 1-ая | |||||||
2-ая | Лепка «Снежинка» | |||||||
3-ая | ||||||||
Аппликация | 1-ая | |||||||
2-ая | Сюжетная аппликация нетрадицион.техника «Новогодняя история в картинках» | |||||||
3-ая |
Проектная карта на февраль
Проектная карта | ||||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Недели | Дни недели | ||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||||
1 | занятие | 1-ая | ФЭМП Игровое упражнение: «Сделаем столько же» | Развитие речи Составление рассказов по картине «На полянке». | ||||
2-ая | Социализация «Кто работает в детском саду» | |||||||
3-я | занятие « Найди картинку со звуком Ч-Щ» |
| ||||||
4-ая | Ребенок и окружающий мир«Наша армия» | |||||||
Игры (настольно-печатные и дидактические) | 1-ая | д\игра «Составь картинку» по темам «Мы все вместе гуляем в лесу», | Д\И «Доскажи словечко» | |||||
2-ая | Д\И «Что любит медведь» | д\игра «Детеныши диких животных» | Упражнение «Транспорт в кубиках» | |||||
3-ая | д\и « Угадай, что сказали тебе руки» | Упражнение «Кубик-помощник» (для расширения словаря) | д\и «Придумай сказку» | |||||
4-ая | ||||||||
Чтение художественной литературы | 1-ая | Чтение х\л Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа | ||||||
2-ая | Чтение веселых стихотворений | |||||||
3-ая | Стихотворение И. Сурикова «Зима» | |||||||
4-ая | Чтение стихотворения В. Орлова «Почему медведь спит зимой». | |||||||
Коммуникативные | 1-ая | беседа «Придумай конец сказки» | ||||||
2-ая | Беседа «Как играть в кубики историй» | |||||||
3-ая | ||||||||
4-ая | Беседа о порядке составления рассказа по картине | |||||||
Рисование | 1-ая | Наш веселый снеговик (рисование манкой) | ||||||
2-ая | ||||||||
3-ая | Сюжетное рисование «Красивая птичка» | |||||||
4-ая | ||||||||
Лепка | 1-ая | |||||||
2-ая | Лепка «Мисочка для медвежат» | |||||||
3-ая | ||||||||
4-ая | ||||||||
Аппликация | 1-ая | |||||||
2-ая | Нетрадиционная аппликация пшеном «Лучистое солнышко» | |||||||
3-ая | ||||||||
4-ая | Коллективная композиция «Летящие самолеты.» |
Матрица проекта
Название проекта: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
Тема проекта: Сторителлинг как метод развития связной речи дошкольников.
Проблемное поле проекта:
Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей работе используют самые разнообразные методы, формы и технологии для развития связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения. Однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо, например, придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. У детей недостаточно развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
-На индивидуальных и подгрупповых занятиях.
- В занятиях по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- В игровой деятельности вне занятий.
Цель: Развитие связной речи и воображения у детей посредством инновационной технологии сторителлинг с использованием «Кубиков историй».
Задачи:
- учить детей составлять предложение, рассказ с опорой на картинки; - учить составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания;
- стимулировать мыслительную и речевую активность и творческое воображение;
- развивать умение внимательно слушать товарища; - развивать связную речь, внимание, мышление;
- учить детей работать сообща, помогать друг другу;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту, культуру речевого общения
Пособие можно использование: в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям.
Ожидаемые результаты:
Дети будут уметь обобщать, сравнивать, противопоставлять,
они научаться самостоятельно, делать выводы, научаться проявлять инициативу, делиться с педагогом и сверстниками впечатлениями, расширятся их знания о многообразии мира, активизируются творческие способности детей.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта).
Обозначить ключевые моменты проекта (согласно задачам):
Формы работы по введению участников проекта в тему (детей, родителей, коллег)
-беседы;
-консультации для родителей;
- на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
- занятие по речевому, познавательному развитию (как часть занятия).
- в игровой деятельности вне занятий.
- в самостоятельной деятельности детей.
- мастер-класс для родителей «Знакомство с техникой сторителлинг»;
оказание помощи в подборе дидактического и наглядного материала по темам проекта;
- разработка буклета с методическими рекомендациями по теме «Сторителлинг для детей и их родителей»;
Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта (детей, родителей, коллег)
Итоговое мероприятие (форма, название, краткое содержание)
Мониторинг речевого развития дошкольников,
- анализ и оценка результатов проекта.
- открытое занятие.
- Определение новых перспектив
Описание продукта, полученного в результате проекта
Дидактические игры
Итоговое мероприятие: Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Сторителлинг»
Вид проекта – творческий, развивающий, информационный, игровой.
Состав участников
Дети группы 4-5 лет №2, родители, педагоги.
Для воспитанников:
1. Повышение уровня речевого развития
2. Развитие творческого мышления
3.Закрепление навыков самостоятельной работы.
Для педагогов:
1. семинар-практикум
Для родителей:
1. Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.
2.Представление результативности: семинар, консультации, мастер классы, родительские собрания.
Интеграция образовательных областей
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | «Социально-коммуникативное развитие» | Беседа «Что такое сторителлинг»; беседа «Придумай новую сказку»; Социализация «Семейные праздники»; | Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности и целенаправленности ; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания , формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. |
2 | «Познавательное развитие» | ФЭМП «Когда это бывает» (игровое упражнение); Упражнение «История в кубиках»; Д\И «Как дети учили Иванушку правилам дорожного движения»; Д\И «Домашние животные»; | Предполагает развитие интересов детей, любознательности ; формирование познавательных действий, развития воображения и творческой активности. |
3 | «Художественно-эстетическое развитие» | «Приключение принцессы снежинки» (рисование манной крупой»; Сюжетное рисование «Моя история»; Лепка «Снежинка»; Сюжетная аппликация нетрадицион.техника «Новогодняя история в картинках» | Развитие предпосылок смыслового восприятия и понимания мира природы. Отражение литературных произведений изобразительной деятельности. |
4 | «Речевое развитие» | Развитие речи «Рассматривание сюжетных картин»(«Таня не боится мороза»); Упражнение «Кубик-помощник» (для расширения словаря); д\и «Придумай рассказ»; занятие « Найди картинку со звуком Ч»; Чтение х\л «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»Р.Сеф; С.Георгиев «Я спас Деда Мороза»; Э.Успенский «Каждый свое получил»; д\игра «Дед Мороз и звери». | Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматической правильной речи, развитие речевого творчества; |
5 | «Физическое развитие» | Пальчиковая гимнастика. | Мелкой моторики пальцев рук, координация движений. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта
(Описание условий, необходимых для реализации проекта, например, изучение истории музыкального театра в процессе занятий)
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Указать, какие развивающие уголки работают на проект, описать их содержание
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Время года, продолжительность проекта и каждого этапа
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. - Подобрать методическое обеспечение по теме проекта - Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы. - Разработать систему игр и упражнений и пополнить игры «Сторителлнг» наглядным материалом для каждой предметной темы. | 10.01.2022- Апрель 2022 |
2 | Аналитический | -выполнение плана работы с использованием разных форм работы (реализация проекта) | 10.01.2022- Апрель 2022 |
3 | Практический | Проведение дидактических игр и упражнений с использованием сторителлинга в совместной и самостоятельной деятельности. -Проведение мастер-классов по теме: « | 10.01.2022- Апрель 2022 |
4 | Презентационный | Анализ работы педагога. -Презентация по теме: «Сторителлинг». - Выступление на тему «Итоги работы по проекту «Сторителлинга» | 10.01.2022- Апрель 2022 |
5 | Контрольный | Рефлексия | Апрель 2022 |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Занятие | ФЭМП«Когда это бывает» (игровое упражнение); Развитие речи «Рассматривание сюжетных картин»(«Таня не боится мороза»); Социализация «Семейные праздники»; | Январь-апрель |
2 | Наблюдение | д\игра «Дед Мороз и звери» | Январь-апрель |
3 | Самостоятельная работа детей | Д\И «Как дети учили Иванушку правилам дорожного движения»; Д\И «Домашние животные»; | Январь-апрель |
4 | Взаимодействие с родителями | Консультации, наглядная информация «Что такое сторителлинг?» | Январь-апрель |
5 | Групповое обсуждение | ||
Т.д. |
Форма проведения презентации (описать)
Конференция, Гостиная, Праздник, Благотворительная акция, «Хорошее дело»
Оформление списка литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
(КОНСПЕКТЫ, СЦЕНАРИИ И Т.П.)
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
Материалы интернет- сайтов https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/09/21/proekt_po_izo.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.Грамматический строй речи"
Граммати́ческий строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов)....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Основные задачи развития речи дошкольников - воспитание звуковой культуры речи, обогащение ...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников.
В статье рассказывается об использовании инновационных технологий в развитии речи детей....
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников
В докладе представлены различные виды инновационных технологий ,используемых на занятиях с дошкольниками....
Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»
Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...
Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников"
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»
Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...