Проект на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
проект по рисованию (старшая группа)

Кротова Инга Георгиевна

«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pro_motoriku.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Актуальность выбора темы

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Воспитатель должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Цель проекта: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи проекта:

Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.

Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей  развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.

Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.

Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные  техники рисования.

Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении района и города по развитию детского творчества.  

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

Тип проекта: творческий.

По содержанию: творчество.

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Сроки реализации проекта: 2018- 2019г.

Литература

Белая М.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры, М.: АСТ, 1999.

Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.

Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.

Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий, 2010.

Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.

Казакова Р. Г, Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2012.

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008.

Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. –М: СПб, 2011.

Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 .

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, возможно, улучшатся качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

• формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Формы реализации проекта: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.

I этап – подготовительный:

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для детей подготовительной группы».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

II этап – основной:

1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей подготовительной группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

III этап – завершающий:

1. Презентация проекта.

2. Разработала «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.

Реализация проекта.

На это занятия я собирала высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберт, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.

Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.

Необходимые изобразительные материалы:

Акварельные краски , гуашь , карандаши , фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки,  трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (32 ч)

Раздел "Юный художник"

Образовательная область: «Коммуникация, творчество, социум»

(1 час в неделю – 32 недели, 32 часа)

«Главный герой: ЖЁЛТЫЙ»

«Рисуем солнышко»

Продолжить знакомить детей с цветами, рассказать о жёлтом цвете, его значении, рассказать о признаках осени. Развивать речь, кругозор детей.

«Радуга. Спектр. Взаимодействие цветов»

Показать зависимость цвета от света, объяснить значение слова «спектр», показать взаимодействие цветов, познакомить с цветами радуги.

«Пластилинография «РАДУГА»

Развивать мелкую моторику рук детей, учить использовать пластилин на бумаге, воспитывать аккуратность.

«Разложение цвета на составляющие»

Показать состав стержня фломастера. Дать понятие состава цвета, учить проводить опыты и делать выводы.

«Разрисовываем бутылки»

Обогащать представление детей о цвете, учить декорированию предметов из стекла, учить проявлять творческий подход, развивать нестандартное мышление.

«Главный герой: КРАСНЫЙ»

Рисование мазками «Осеннее дерево»

Познакомить со стихотворениями про красный цвет, рассказать о красном цвете, его значении. Развивать речь, кругозор детей.

«Рисуем 5 предметов заданного цвета»

Способствовать целостному восприятию мира, развивать память и мышление детей.

«Чем можно рисовать?»

Познакомить детей с изобразительными материалами и видами красок, просмотреть познавательный французский фильм о красках из серии

"Занимательно обо всем".

«Какими красками мы нарисуем эту картину?»

Продолжить знакомить детей с цветами, закрепить знания о временах года, различать теплые и холодные цвета.

«Главный герой: СИНИЙ» Аппликация с дорисовыванием «Море»

Познакомить со стихотворениями про синий цвет, рассказать о цвете, его значении. Развивать речь, кругозор детей.

«Рисуем пригласительные на новогодний карнавал»

Познакомить с новогодним праздником, учить подбирать цвета к настроению.

Пластилинография «Снеговик»

Развивать мелкую моторику рук детей, учить использовать пластилин на бумаге, воспитывать аккуратность.

Новогодняя ёлочка в технике «пуантилизм»

Познакомить с новой техникой рисования. Развивать кругозор, интерес к рисованию, глазомер, мелкую моторику рук.

Пальцевая живопись «Зимняя горка»

Познакомить с новой техникой рисования. Развивать кругозор, интерес к рисованию, глазомер, мелкую моторику рук.

Монотипия «Зимние сугробы»

Познакомить с новой техникой рисования. Развивать кругозор, интерес к рисованию, глазомер, мелкую моторику рук.

Рисование свечой «Узоры деда Мороза»

Воспитывать у детей аккуратность, развивать фантазию.

Рисование мелками «Зимняя ночь» на чёрном фоне.

Знакомство с новым приёмом рисования. Закрепление умений и навыков.

«Главный герой: ЧЁРНЫЙ»

Аппликация с дорисовыванием «Зебра»

Познакомить со стихотворениями про чёрный цвет, рассказать о цвете, его значении. Развивать речь, кругозор детей.

Ниткография

«Загадочные нитки»

Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.

Рисование набрызгом «Имя мамы»

Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.

«Разноцветная семейка»

Развивать фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук

Печатание «Дом дружбы»

Развивать фантазию детей, умение воплотить в рисунке своё видение предмета.

«Главный герой: ЗЕЛЁНЫЙ»

Аппликация с дорисовыванием «Гусеница»

Познакомить со стихотворениями про зелёный цвет, рассказать о цвете, его значении. Развивать речь, кругозор детей.

«Светофор»

Развивать память и мышление детей через игру. Закрепить названия цветов.

«Разукрашиваем мир!»

Соединение изученных техник рисования.

Обобщить знания детей. Развивать мышление, фантазию детей.

Пуантилизм «Настроение»

Расширять представление о технике рисования пуантилизм. Познакомить с картинами художников «После полудня» Анри Эдмон Кросса, «Пасмурная погода» Ж. Сера.

Кляксография «Милый котёнок»

Развивать фантазию, воображение детей, учить видеть образы в кляксах.

«Цветик - семицветик». Рисуем весенние цветы.

Познакомить со сказкой В.Катаева «Цветик - семицветик». Учить поэтапному рисованию простейших цветов.

Обобщающее занятие.

Коллективная работа «Дорисуй»

Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Обобщить знания детей.

Система работы проекта.

Работа с педагогами.

Консультации:

1.«Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».

2.«Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».

Совместная деятельность родителей и детей.

1. Открытые занятия:

1. «Кто живет в лесу».

2. «Грачи прилетели».

3. «Разноцветные бабочки».

2. Развлечение  по изобразительной деятельности

«Путешествие в страну «Рисовандию».

3. Выставки рисунков и конкурсы.

1. «Осенние мотивы».

2. «Разноцветные кляксы».

3. «В мире животных».

4. «Времена года».

 5. Выставка работ семейного творчества.

Прогнозируемый результат проектной деятельности

для детей:

развитие детского творчества в изобразительной деятельности;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, лепке;

умение самостоятельно искать нужное решение;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

для родителей:

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Диагностика на начало реализации проекта проводилась через диагностические занятия.

Показатели уровня художественных способностей выявлялись по следующим параметрам:

Самостоятельный выбор замысла рисунка.

Умение передавать выразительность образа, используя нетрадиционные приемы рисования.

Выбор техники рисунка.

Умение передавать необычность, оригинальность образа.

Результаты диагностики художественных способностей детей.

 Начало проекта.

Замысел рисунка -15%

Выразительность образа -20%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -20%

Оригинальность рисунка -15%

Сравнив результаты диагностики по разделам видно, что дети испытывают затруднение в  разделах: «Выбор техники рисунка и изобразительных материалов», «Оригинальность рисунка». Следует вести целенаправленную, углубленную работу по развитию творческого воображения и способов его реализации: через дидактические игры на развитие воображения, занятия по рисованию.

Середина проекта.

Замысел рисунка -25%

Выразительность образа -30%

Выбор техники рисунка и изобразительных материалов -30%

Оригинальность рисунка -30%

Целенаправленная работа по развитию художественно-творческих способностей через нетрадиционные приемы рисования на первом этапе дала положительный результат. Динамика развития умений и навыков  в художественном творчестве воспитанников возросла. Следует продолжать вести целенаправленную работу по развитию творческого воображения и совершенствования приемов работы с нетрадиционными материалами и техниками.

Подводя итоги проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала или лепкой из пластилина. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным.

Заключение

Проект «Нетрадиционные техники рисования» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную  технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...

Творческий проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....