Формирование связной речи детей с ОНР
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В. П. Глухов, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева, А.В. Ястребова, В.В. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, Е. М. Мастюкова, Т. В. Туманова и др.).
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамотным строем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintatsiya1.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема нарушений связной речи – одна из самых актуальных для дошкольного обучения. Особую остроту она приобретает в связи с переходом на ФГОС дошкольного образования, ориентированный на становление личностных характеристик ребёнка « … умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»
«Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь , учась мыслить» А.А. Леонтьев
Выделяют две языковые формы: Диалогическую ( краткость, преобладание простых предложений) Монологическую (высказывания напоминают короткий рассказ) Периоды формирования базовых основ связной речи - это овладения грамматического строя (по А.Н. Гвоздеву): 1 год 3 мес-1 год 10 мес. – предложения, состоящие из аморфных слов корней; 1 год 10 мес. – 3 года – усвоение грамматической структуры предложения; 3 года – 7 лет – усвоение морфологической системы русского языка.
К пяти годам дети начинают интенсивно овладевать монологической речью, их высказывания напоминают короткий рассказ. Но дети с ОНР испытывают серьёзные затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств, воспроизведении содержания текста. Они « застревают» на второстепенных деталях, пропускают главные события, повторяют отдельные эпизоды, применяют слишком бедный словарный запас слов.
Для преодоления трудностей в формировании связной речи дошкольников необходима своевременная и систематическая работа на занятиях по развитию речи. Работа начинается с небольших по объёму и простых по содержанию текстов. Пересказывая их, дети опираются на вопросы, действия, предметные картинки, графические схемы. Интересен приём работы с использованием элементов проектной технологии – создание книжек-раскладок. Позднее идёт ознакомление с планом рассказа, пересказом.
Обучая последовательной передачи содержания текста дети начинают составлять краткие рассказы по вопросам, вопросам и картинке, опорным словам и картинки, серии картинок с использованием вопросного плана, а также сравнительный рассказ описательного характера. Переход к творческим пересказам развивает у детей воображение, творческую фантазию. Итог развития связной речи – обучение составлению самостоятельных рассказов
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Общие основы формирования связной речи детей с ОНР III уровня».
Консультация для логопедов и воспитателей...
Перспективно-тематический план по формированию связной речи детей с ОНР (старшая группа).
Примерное перспективно-тематическое планирование по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...
Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
формирование связной речи у детей с ОНР...
Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей
Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)