АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»
материал на тему
Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам тематического контроля «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию»
Согласно годового плана работы МБДОУ д/с № 25 «Колосок» на 2014 - 2015 учебный год в период с 18.05.2015 г. по 19.05.2015 г. комиссией в составе 2-х человек:
- Сидоркова Н.В.– заведующий, председатель комиссии;
- Маленькая Н.А. – старший воспитатель, член комиссии;
-Мосиенко Н.А.- инструктор по физической культуре, член комиссии.
был проведен тематический контроль «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию».
Цель: Определение уровня воспитательно - образовательной работы по организации деятельности по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, выявление уровня знаний у дошкольников; выяснение причин и факторов, определяющих качество работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Содержание контроля:
тематическая проверка осуществлялась по следующим направлениям:
- наблюдение педагогического процесса;
- оценка профессиональных умений воспитателя;
- анализ средовых условий в группе;
- наличие перспективного планирования работы;
- оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно- образовательной деятельности, наблюдения за качеством выполнения режимных моментов воспитателями, за самостоятельной деятельностью детей, анализа календарных планов, беседы с воспитателями, обследования материальной базы и развивающей среды в группе.
Проверка показала:
1. Наблюдение педагогического процесса.
В ходе тематической проверки были просмотрены занятия воспитателей Аверьяновой Т.В. (старшая группа) тема « Конкурс знатоков родной станицы», Шкода С.Н. (младшая группа), тема «Мой дом – моя семья». Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем.
Воспитатель Аверьяновой Т.В. показала интегрированное занятие (познавательная деятельность и художественное творчество). Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия подготовили подарки для гостя – Лунтика. В ходе занятия Татьяна Викторовна предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей.
Воспитатель Шкода С.Н. построила своё занятие с учётом возрастных особенностей детей, разучила с детьми стихотворения, пословицы соответствующие теме занятия. Дети младшей группы подготовили к занятию небольшой материал (рассказ о своей станице) и поделились информацией со своими сверстниками.
Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определённые знания по заявленным темам. Все просмотренные занятия были по обобщению и закреплению пройденных тем. Дети знают и называют правила поведения в гостях, в общественных местах, используют в речи вежливые слова, речевые обороты, умеют вежливо обратиться с просьбой. Знают разнообразие «волшебных слов». Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родной станицы, ее достопримечательностей, имеют представление о символике города Цимлянска и Российской Федерации, знают фамилию, имя и отчество президента Российской Федерации, некоторые называют по фамилии.
Педагоги знакомят детей с государственной символикой, изучают экспонаты, принесенные детьми, родителями в старшей группе. Ведут альбомы «Моя семья», сделанные для каждого ребёнка.
Просмотрено и отражено в планах цикл занятий по патриотическому воспитанию: «История герба», «Герб и флаг России», «Герб и флаг НСО», «Создание эмблемы своей группы», занятия по развитию речи «Семья», занятия по изобразительной деятельности «Мой город».
В работе по воспитанию у детей нравственных представлений проведены следующие мероприятия:
Вторая младшая группа: «Научим Хрюшу умываться», «За что меня любят мама, папа».
Средняя группа: «Каким я был, какой я сейчас, каким я буду», «Что нам осень принесла?», «Чем мы можем помочь работникам прачечной?».
Старшая группы: «Моё настроение, настроение людей», «Как хлеб на стол пришёл», «Что я знаю о себе», «Какой я?».
Подготовительная к школе группа: «Кто делает игрушки?», «Встреча кукол: а) разговоры о здоровье друг друга; б) прощание кукол», «Ознакомление с трудом взрослых (учитель, библиотекарь, фермер, банкир), «Откуда хлеб на столе?», «Лес- лёгкие природы», «Как я провёл лето?», «Я пишу письмо бабушке и дедушке».
Во всех группах прошло мероприятие: «В гости к осени». Выставки работ овощей, рисунков. Совместно родителей и детей.
Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно владеют информацией о разнообразии современных методов обучения дошкольников.
Рекомендации:
- Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.
- Не забывать, что даже на итоговом (обобщающем занятии), необходимо внести небольшую по объёму информацию (новые сведения).
2. Анализ профессионального мастерства воспитателей.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что педагоги знают цели и задачи своей возрастной группы по нравственно-патриотическому воспитанию. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов, умеют построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты. Все педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Точно и доступно формулируют вопросы к детям.
Анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей (работа малыми подгруппами, в паре). Дети на занятиях активны, сохраняют интерес на протяжении всего занятия.
Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия.
На высоком уровне построена работа с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию у педагогов Роговой Г.А., Молчановой Л.В., Аверьяновой Т.В.
Молодые педагоги (Туманян О.А., Шкода С.Н.) слабо владеют методикой проведения НОД.
3. Анализ средовых условий в группе.
В ДОУ, группах созданы условия по воспитанию нравственных норм, правил поведения, этики, внедрения метода проекта в учебно- воспитательный процесс. В методическом кабинете имеются подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике. Приобретены учебно- наглядные пособия «Уроки вежливости», «Я и моя семья».
Во всех группах в наличии дидактические, настольно-печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Во всех возрастных группах созданы условия для развёртывания сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Мы - строители».
В игровых центрах имеется вся необходимая атрибутика, некоторые предметы сделаны руками детей и педагогов из бросового материала.
Во всех возрастных группах детского сада педагоги используют дидактические плакаты.
Во всех группах накоплен материал по ознакомлению дошкольников со станицей Красноярской, городом Цимлянском и их достопримечательностями, людьми, которые его прославили; с настоящим и прошлым; с Россией, культурой, обычаями и традициями, символикой; национальными праздниками.
4. Планирование работы.
В результате проведённого контроля было установлено: все группы детского сада организуют патриотическую деятельность детей в соответствии с основной образовательной программой ДОУ на 2014-2017 год, разработанной в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с., переработанной в соответствии с действующими ФГОС ДО и рядом парциальных программ.
Планирование данной работы проводится по темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад" и т.д. Работа по каждой теме включает в себя занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Воспитателями запланированы ряд мероприятий, который включает беседы: «Как вести себя в группе», «Учимся здороваться, прощаться, благодарить (младшие группы), «Научим Мишку здороваться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «О вежливости» (средняя группа), «Мы жители большой страны», «Человек славен трудом». Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Э. Успенского и др. Заучивание наизусть: 2младшая группа, средняя группа, подготовительная к школе группа. Продуктивная деятельность: «Наши добрые сердца», «Здравствуйте, это я», Решение проблемных ситуаций «Как бы вы поступили…», «Если я дома один» и другие. (подготовительная к школе группа).
Запланированы разнообразные игры, игры- упражнения НОД. Тематика НОД разнообразна: «Мы дружные ребята», «Как можно понять настроение человека», «Моё имя и гражданство», «Я и моя семья». Основная форма проведения НОД- беседа, рассказы педагога, детей, занятия- экскурсии, викторины, интегрированные занятия, презентации проектов «Дружная семейка», «По страницам Красной книги», «Мой город», «Шестиногие малыши» (старшая, подготовительная группа). Собеседование с педагогами показало, что работа по данной теме осуществляется в процессе занятий познавательного и художественно-эстетического цикла, а также в совместной деятельности с детьми: экскурсии и целевые прогулки; праздники и развлечения; беседы, рассматривание наглядного материала, чтение художественной литературы; дидактические, сюжетно-ролевые игры; продуктивный труд по созданию макетов природных уголков родного края; создание мини-музеев; выставки результатов продуктивной деятельности (поделки, рисунки о родном крае).
В группах педагоги недостаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланелеграф, настольный театр).
5. Работа с родителями.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями создаются альбомы «Моя семья», «Мой родной край», «Мой город». Прикосновение к истории вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Анализ результатов проверки по работе с родителями по нравственному воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия - это наглядно- текстовая информация; выставка методической литературы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников; рекомендации для родителей по данной проблеме; рубрика «Читаем детям», родительское собрание «Воспитание культуры поведения у дошкольников»; индивидуальные консультации, беседы. Родители принимают участие в составлении семейных альбомов и газет.
Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День матери, Международный женский день, День семьи, День России.
Рекомендации, предложения:
Систематически проводить данные мероприятия совместно с родителями.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МБДОУ д/с «Колосок» ст. Красноярской по вопросу «Состояние работы в ДОУ по патриотическому воспитанию». В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. По результатам тематического контроля видно: предметно - развивающая образовательная среда в группах создана в соответствии с ФГОС ДО. В группах оборудованы специальные зоны: для детей младшего дошкольного возраста – уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родная станица); для детей старшего дошкольного возраста – уголки патриотического воспитания, содержащие материал, по ознакомлению с родной станицей, страной, государственной символикой. Прослеживается система в планировании работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию. Педагоги воспитывают у дошкольников любознательность, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям в разных видах деятельности.
Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста ведется планомерно, целенаправленно, систематически. Грубых нарушений не выявлено. Имеют место недочеты в работе отдельных групп и педагогов.
Рекомендации:
На основе выше изложенного, предложено:
1. Одобрить работу педагогов во всех группах.
2. Продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейная педагогика, здоровъесбережение).
3. Грамотно оформлять документацию по воспитательно - образовательной работе; НОД оформлять кратко, но указывать всё, чтобы было понятно проверяющим.
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок май 2015г.
4. Разработать перспективный план работы по кварталам по теме: «Нравственное воспитание детей».
Ответственные: воспитатели всех групп. Срок январь 2016г.
5. Запланировать проведение семинарских занятий с родителями по теме: «Работа над проектами».
Ответственные: ст. воспитатель Маленькая Н.А. Срок январь 2016 г.
6. Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов через самообразование, активизацию педагогического мышления в соответствии с требованиями времени.
7. Провести консультацию педагогам по созданию предметной среды в группе по нравственному развитию во время самостоятельных игр детей.
8. Собрать картотеку русских пословиц и поговорок, отражающих разные стороны русского парода: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
Срок – до 25.05.2015г. Ответственные – воспитатели всех групп.
9. Воспитателям всех групп оформить Альбом «Я и моя семья».
Срок – до 25.05.2015г. Ответственные – воспитатели всех групп.
10. Привлечь родителей для участия в оформлении Альбома «Я и моя семья».
Срок – до 25.05.2015г. Ответственные – воспитатели всех групп.
Проверяющие:
Заведующий МБДОУ
д/с «Колосок» ст. Красноярской: ______________ /Н.В. Сидоркова/
ст. воспитатель
д/с «Колосок» ст. Красноярской: ______________ /Н.А. Маленькая/
инструктор по физической культуре
д/с «Колосок» ст. Красноярской: ______________ /Н.А. Мосиенко/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".
Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по результатам тематического контроля «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников, посредством организации образовательной деятельности....
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11»
Целью тематического контроля «Организация работы по познавательному развитию детей в МБДОУ «Детский сад № 11» было, оценить эффективность воспитательно-образовательно...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений воспитанников»...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию речи детей разных возрастных групп»...
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ тематического контроля «Состояние развития игровой деятельности детей разных возрастных групп»
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМтематического контроля«Состояние развития игровой деятельности детей разных возрастных групп»...
Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Тематический контроль «Качество воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию дошкольников»Цель: Определение качества воспитательно - образовательной работы по па...