Развитие грамматического строя речи в играх с мячом
методическая разработка по развитию речи

Сотникова Алена Александровна

 в помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brash_gramm_stroy.docx114.48 КБ

Предварительный просмотр:

5.Игры с мячом «Кто кем был?»

Цель:  развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. ТРИЗ.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:

цыпленок – яйцом

лягушка – головастиком…

дуб – желудем

хлеб – мукой

рубашка – тканью

дом – кирпичом

1018696292.jpg

Мячик катится вокруг,

Мой веселый, круглый друг

clip_im00.png

Учите, играя!

Составила: учитель – логопед

Сотникова А.А.

В помощь педагогам

Развитие грамматического строя речи

В играх с мячом

10241686_0.jpg

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры.  В привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые воспитателями.

Советую «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

  1. Величина – большой, высокий, широкий.

  1. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
  2. Цвет – основные + промежуточные (оранжевы, голубой, серый).
  3. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
  4. Запах – приятный, неприятный, цветочный.

  1. Температура –  холодный, горячий, теплый, прохладный.
  2. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.

  1. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.

  1.  Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.

Игры с мячом

Раз, два, три, четыре, пять

Будем с мячиком играть

1.Игры с мячом «Животные и их детеныши!»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому называет детеныша этого животного.  Слова скомпонованы в группы по способу их образования.

у  тигра – тигренок

у льва – львенок

у слона – слоненок …  

у медведя – медвежонок

 у волка – волчонок

у  белки – бельчонок…

2.Игры с мячом «Кто чем занимается?»

Цель:  закрепление  знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.

Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а  ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Взрослый:                 Дети:                                                 строитель                  строит

повар                          варит

уборщица                  убирает

парикмахер               стрижет

маляр…                      красит…

3.Игры с мячом «Хорошо – плохо!»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий:  Город.

Дети: хорошо, что я живу в городе, можно ездить  на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

4.Игры с мячом «Что делают эти животные?»

Цель:  активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч каждому ребёнку по очереди, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Ведущий:          Дети:

Собака               Стоит, сидит, лежит

Кошка                 идет, бежит, спит, ест

Мышка…            крадется, царапается, умывается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом на развитие грамматического строя речи

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количеств...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа

Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...