Игры с мячом для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Игры с мячом для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение речевых игр с мячом в практической работе с детьми дает положительные результаты, что является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Грамматический строй речи- это умение словоизменять и словообразовывать слова, а также грамматически правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. Словарь у детей дошкольного возраста обогащается преимущественно в процессе игры. Игра – и речевая игра в том числе – приемлемая и интересная для любого ребенка деятельность. Не секрет, что в игре сложный речевой материал, которым является усвоение грамматически правильных речевых конструкций, усваивается детьми более легко, непринуждённо и спонтанно, то есть – более естественно. Дети играют в такие игры с удовольствием, не замечая, как при этом они развивают и закрепляют свои языковые знания и речевые навыки, усвоенные ранее, а так же учатся в своей фразовой речи использовать грамматически правильные образцы речевых высказываний. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Игры по расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. Но, наглядности не всегда есть под рукой. Поэтому на своих занятиях я использую игры с мячом для обогащения речи детей существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у них слов, привитии детям простейших навыков словообразования и словоизменения. Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.
В своей работе я использую не обычные мячи, а массажные мячи-ёжики, которые кроме своих стандартных функций игрового предмета, массируют кончики пальцев ребенка закругленными шипиками, развивая тактильные ощущения и стимулируя точки на ладошках.
Почему я выбрала именно игры с мячом?
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.
2. Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, а значит игры с мячом можно использовать в качестве физкультминуток.
3. Развивают мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Регулируют силу и точность движения, активизируют внимание.
5. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что очень важно для гипервозбудимых детей.
6. Игры с мячом можно использовать как со всей группой детей, так и индивидуально в различных видах детской деятельности
Возможные варианты игр с мячом:
- перебрасывание мяча друг другу;
- прокатывание мяча, сидя на ковре или по столу;
- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;
- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;
- прокатывание ёжика по панно с дорожками.
Игр с мячом великое множество, представляю некоторые из них.
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Ход.Мы волшебники немного:
Был один, а станет много.
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди
«Лилипуты и великаны»
Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.
Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик - дождище
«Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход.В мячик дружно мы играем,
Слова ласково называем.
Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь - дождичек
«Скажи наоборот»
Цель: закрепление слов - антонимов
Ход.Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный
Слайд 8
«Из чего сделано? »
Цель: учить образовывать относительные прилагательные.
Ход.Вот предмет, а из чего
Люди сделали его?
Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянный
«Чья голова? Чей хвост? »
Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Ход.Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)
Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)
Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»
Какое что бывает?
Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.
Ход.Тут, конечно, каждый знает,
Что каким у нас бывает.
Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)
Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)
Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)
Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье)
Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь)
Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко)
Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли)
Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка) .
Весёлый счёт
Цель: согласование имени существительного с числительным.
Ход.Сколько их – всегда мы знаем.
Хорошо мы все считаем.
один стол – пять столов, один слон – пять слонов
Кто чем занимается?
Цель1: Подбор глаголов к профессиям
Ход.Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
строитель – (строит) повар – (варит)
Цель 2: Подбор профессий к глаголам
строит (кто) - строитель
«Животные и их детеныши»
Цель:обогащение словарного запаса за счет названий детенышей животных, формирование основ логического мышления (обобщение, разделение на группы).
Ход.Человеческие дети
Знают всех зверят на свете.
у тигра – тигренок, у льва – львенок
«Весёлый повар»
Цель: образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных и существительных в роде и числе
Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.
Сок из ананаса-ананасовый. Варенье из клюквы-клюквенное
"Мой, моя, моё"
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.
Ход.Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё) .
Мяч - мой Кукла – моя
"Лови да бросай - цвета называй".
Цель: согласование имени существительного с прилагательным
ХодЧто у нас какого цвета, мы расскажем вам об этом.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное.
Красный – помидор. Жёлтая - репа
Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет? »
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».
Ход игры: бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка.
- Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Медведь живёт в берлоге,
Лиса живёт в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка – в дупле,
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит.
Мышь, крот живут в норе.
Бобёр живёт в хатке.
Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Цель: развитие умения согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры: ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
Заключение
Хотелось бы обратить внимание на то, что игры с мячом универсальны, и их разнообразие зависит только от фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74240.jpg)
Игры с мячом на развитие грамматического строя речи
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количеств...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400301-1391774295.jpg)
Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-410143-1396973974.jpg)
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-530352-1416232484.jpg)
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис -...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-801995-1468334910.jpg)
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста
Развитие грамматического строя речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/25/picture-936912-1500970513.jpg)
Тематические игры по развитию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Вашему вниманию представлены образцы заданий из картотеки по формированию лексики и грамматики у детей дошкольного возраста в соответствии с тематическим планированием в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/02/picture-1331989-1619947165.jpg)
Мастер – класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии грамматического строя речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности педагогических работников ДОУ в развитии грамматического строя речи детей посредствам игровых технологий.Задачи:1. Создание условий для значительного пополнения...