Игры с мячом на развитие грамматического строя речи
методическая разработка по логопедии по теме

Борисова Людмила Степановна

 

      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые  педагогами и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_myachom.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

      Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые  педагогами и родителями.

Возможные варианты игр с мячом:

- перебрасывание мяча друг другу;

- прокатывание мяча, сидя на ковре;

- бросание мяча об пол и ловля его двумя руками;

- бросание мяча вверх и ловля его двумя руками;

- отбивание мяча правой и левой рукой;

- прокатывание шарика по панно с дорожками.

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок                     у льва – львенок

у слона – слоненок                    у оленя – олененок

у лося – лосенок                        у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок           у верблюда – верблюжонок

у волка – зайчонок                    у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок            у белки – бельчонок

у коровы – теленок                    у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок                у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок                у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей! '

белка живет – в дупле               лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге       собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье                волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде            рыбы живут – в воде

Игра «Кто как разговаривает или подает голос»

Отвечай, да поскорей

Назови язык зверей.

корова – мычит            тигр – рычит                змея – шипит

мышка – пищит           собака – лает                 волк – воет

утка – крякает            гусь – гогочет                свинья – хрюкает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Летают -  (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Горячий – холодный»

 Мы сейчас откроем рот,

 Чтоб сказать наоборот.

широкий – (узкий)                               большой – (маленький)

старый – (молодой)                              горячий – (холодный)

хороший – (плохой)                             умный – (глупый)

веселый – (грустный)                          острый – (тупой)

легкий – (тяжелый)                              добрый – (злой)

радостный – (печальный)                    ясный – (пасмурный).

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его

шкаф  из дерева – (деревянный)                бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые)                  тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый)       ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный)                   сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья)                       у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья)                              у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья)                             у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая)                     у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья)                               у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут,  конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Один – много».

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

стол – столы                  двор – дворы                    нос – носы

гора – горы                      мост – мосты                дом – дома

день – дни                        лоб – лбы                         ухо – уши

стул – стулья                 перо – перья                    носок – носки

дружок – дружки          утенок – утята              слоненок – слонята

Игра «Веселый счет».

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов                          один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей                               один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек                            одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят                         один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев                     одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг                              одна конфета – пять конфет.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит)                 повар – (варит)

носильщик – (носит)                    уборщица – (убирает)

художник – (рисует)                   фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает)                  парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит)                              учитель – (учит)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп....

Презентация "Игры и упражнения по развитию грамматического строя речи на тему "Овощи"

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова, т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. С...

Консультация для родителей «Игры с мячом на развитие грамматического строя»

Консультация для родителей «Игры с мячом на развитие грамматического строя»...

игры с мячом для формирования грамматического строя речи у детей с тнр

методическая разработка по подбору игр с мячом с речевым сопровождением для формирования грамматического строя речи у детей с тнр...

Игры с мячом для формирования грамматического строя речи у детей с тнр

метолическая разработка для работы с детьми с тнр при формировании у них грамматических категорий...


 

Комментарии

Борисова Людмила Степановна

Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи очень интересны детям, так как это движение. Использовать можно не только мячи, но и шарики для развития мелкой моторики и панно, которые можно сделать самим.