НОД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД
по развитию речи
«Зима-волшебница»
подготовительная группа
подготовила Крылова Наталья Борисовна
Программное содержание:
1.Задачи на развитие познавательных способностей:
. Развивать логическое мышление, память, поэтический слух
. Закреплять умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки
. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе стихотворения
. Упражнять в умении воспринимать поэтический образ ЗИМЫ средствами художественной выразительности.
- Задачи на развитие связной речи:
.Упражнять в подборе эпитетов , сравнений для описания зимы
. С помощью загадок развивать доказательную речь
. Закреплять представления детей о гласных и согласных , их графическом обозначении
. Упражнять, детей в умении управлять силой голоса , добиваться интонационной выразительности речи
- Воспитательные задачи:
. Воспитывать культуру общения, умение вести диалог
. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, к зимним забавам
. Воспитывать умение радоваться от общения с поэзией
Предварительная работа:
- Чтение рассказов,сказок о зиме
- Рассматривание иллюстративного материала
- Заучивание наизусть стихотворений о зиме
- Загадывание загадок
- Наблюдение в природе
- Изодеятельность ( тема «Зима»)
- Дидактические игры:
«Когда это бывает?», «Подбери спортинвентарь для зимнего спорта», Лото « Одежда»
Материал к занятию:
- Загадки: мороз, валенки, мороженое, шарф
- Кроссворд: ключевое слово «Зима»
- Стихи о зиме
- Буквы- значки: З,И,М,А,
- Шапочки с кружками синего,зелёного , красного цвета для обозначения гласных и согласных
- Грамзапись для ритмопластики « Что нам нравится зимой»
- Доски для рисования,набор маркеров по доске
- Самовар, посуда, угощения к чаю
Ход занятия:
В-ль: Ребята садитесь поудобней. Сегодня мне очень хочется пообщаться с вами. Как вы поняли, что я хочу?
Дети: Пообщаться, значит поговорить с нами.
В-ль: Пообщаться, значит поговорить с нами.
А как мы, люди, разговариваем?
Дети: Произносит разные слова, предложения.
В-ль: Молодцы! Значит, когда мы разговариваем ,звучит человеческая речь. Мы с вами знаем много разных слов. Люди придумывают даже игры со словами ( ребусы, кроссворды, загадки...)
Я вам тоже предлагаю игру со словами. Давайте попробуем решить кроссворд. Но кроссворд не простой а загадочный. Каждое слово спряталось в загадке.
Слушайте первую загадку :
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
(мороз)
В-ль: Загадку отгадали , прочитали слово- отгадку, вставьте его в кроссворд под цифрой 1.
Вторая загадка:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой
По дорожке снеговой.
( Валенки)
Третья загадка:
В руках у Тани
Сладкая зима в стакане.
( Мороженое)
Четвёртая загадка:
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда , а лишь тогда,
Когда бывают холода.
( Шарф)
За правильную отгадку дети получают букву- медаль.
В-ль: Молодцы ребята,все загадки отгадали . Все отгадки заняли свои места в кроссворде. Кто может прочитать в кроссворде выделенное слово? (Ребёнок читает: «Зима»)
В-ль Поиграли в слова- загадки и получилось новое слово ЗИМА.
Что это слово обозначает?
Дети: Зима-это время года. Оно длится три месяца : Декабрь,Январь, Февраль.
В-ль: Многие любят это время года . Поэты писали и пишут стихи о зиме.
Кто хочет прочитать стихотворение о зиме?
Дети читают стихи
Зима.
Кто в пуховой шубке белой
Лёгкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях её пушистых
много блёсок золотистых,
Много серебра. Л.Чарская
В-ль: поэты очень красивыми словами пишут о зиме.
Какие красивые слова вы услышали в стихотворении,
Ответы детей
Давайте и мы украсим слово ЗИМА своими красивыми словами
(дети придумывают прилагательные , определения...)
Например: сказочная, пушистая, волшебная, морозная, вьюжная...
В-ль: Очень красивая зима у нас получилась.
Давайте продолжим игру со словом ЗИМА.
Все дети, кто получил букву — медаль выйдут ко мне, а вы попробуйте из их букв составить слово (путём перестановок детей с буквами , остальные дети составляют слово ЗИМА).
В-ль: Все прочитали слово? Теперь попробуйте определить сколько в слове зима частей?
Ответы детей
В-ль: Назовите гласные.
Дети: Гласные И и А
В-ль: Дети с буквами возьмутся за руки парами и покажут нам как они разделили слово ЗИМА на две части (дети объединяют З и И, М и А)
В-ль: Дети,назовите первый слог? Второй?
Ответы детей.
В-ль: Игра продолжается:
Нужно подобрать шапочку-значок по цвету каждой букве. Каким цветом мы обозначаем гласные, а каким согласные?
Дети надевают нужную шапочку каждому ребёнку с буквой, все проверяют правильность выполнения.
В-ль: Здесь осталось шапочка с зелёным кружком.
Подумайте, в слове ЗИМА она не подойдёт никакой букве?
Дети: Шапочку с зелёным кружком можно надеть тому,у кого буква «З» , потому что в слове ЗИМА ,буква «З» мягкая.
В-ль: Все согласны?
Меняют шапочку с синим кружком на шапочку с зеленым кружком
В-ль: Молодцы ! Всё выполнили правильно,пора и отдохнуть.
Во что вы любите играть зимой?
Физминутка « Что нам нравится зимой?»
В-ль: Нагулялись, наигрались, зимой налюбовались.
Я знаю , что вы все любите рисовать. Предлагаю вам нарисовать свои зимние забавы
В конце все ставят в ряд , получается общий рисунок-панорама.
Стук в дверь : Входит девочка «Хозяюшка», кланяется в пояс.
В-ль: Хозяюшка нашей горницы пришла!
Здравстуй,ты нам что-то хочешь сказать?
Хозяюшка: Я вам лучше спою.
Поёт частушки:
В нашей горницы сейчас
Я накрыла стол для вас
И отведать чаю
Деток приглашаю.
Самовар уже вскипел
И пирог в печи поспел.
Я чайком вас угощу
Ещё в гости приглашу.
Дети приходят в горницу, пьют чай с пирагом.
Благодарят Хозяюшку за гостеприимство.
Хозяюшка говорит: «Приходите чаще к нам, очень рады мы гостям!»
Дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегративная НОД по развитию речи в подготовительной группе детей с ФФНР." Развитие связной речи в разных видах деятельности. Экспериментирование с водой"..
конспект НОДРазвитие связной речи в разных видах деятельности в подготовительной группе. Экспериментирование с водой. используемые технологии:...
НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"
Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе. «12 апреля – День Космонавтики. Покорение космоса».
Конспект открытого фронтального занятия в подготовительной группе с ОНР по физическому развитию и развитию речи в подготовительной группе.«12 апреля – День Космонавтики.Покорение космоса&r...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе «Развитие речи детей старших дошкольников»
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе«Развитие речи детей старших дошкольников»...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, пед...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в подготовительной группе: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития худ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...