Развитие речи. Транспорт. Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект
По развитию речи ( формирование грамматического строя речи)
В подготовительной к школе группе
Мосичевой Ирины Вячеславовны
Тема. Транспорт.
Цель. Развитие связной речи ( диалогической речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_8.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
По развитию речи ( формирование грамматического строя речи)
В подготовительной к школе группе
Мосичевой Ирины Вячеславовны
Тема. Транспорт.
Цель. Развитие связной речи ( диалогической речи).
Задачи:
1.Познавательное развитие:
-Закрепить знания детей о транспорте;
-Уточнить понятия о различных видах транспорта;
-Развивать речь, внимание, мышление, воображение;
2.Формирование словаря:
-Обогащать детей словами по теме Транспорт : воздушный, наземный, подземный, специальный, шофер, железно- дорожный, машинист ,лайнер, самосвал, локомотив, аэропорт, аэродром, космодром ,космическое пространство, матрос .
-Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
3.Звуковая культура речи:
-Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
-Отрабатывать интонационную выразительность речи.
4.Грамматический строй речи:
-Совершенствовать умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами и глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
-Учить правильно употреблять порядковые числительные.
5.Связная речь:
-Развивать речевую активность детей;
-Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
6.Воспитательные:
-Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах;
-Воспитывать желание, приходить на помощь тем, кто оказался в беде;
-Воспитывать интерес к познанию.
Методы: словесные, наглядные, игровые.
Оборудование: наглядный материал( картинки с различным видом транспорта ,карточки с различными автомобилями на лентах, картинки на определение звука (Л) в словах , мяч, модель, набор игрушек «Транспорт», карта.
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Комментарии |
-Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем: -Утром солнышко проснулось, потянулось, потянулось. Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило. Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг. День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте : « Здравствуйте». -Куда :г. Гатчина, детский сад №26. Кому: группа №8, детям и воспитателю. Откуда: континент Африка, От кого : от доктора Айболита. - Ой, как интересно! Хотите узнать , что он нам написал? - Здравствуйте дорогие ребята! Рад вас поприветствовать! Я надеюсь, что вы все здоровы, хорошо кушаете, много гуляете и у вас прекрасное настроение. А вот у меня случилась беда! Злой Бармалей украл мой с лекарствами и выбросил его в океан. Мне теперь совершенно нечем лечить моих бедных, несчастных, больных зверей! Помогите, пожалуйста , ребята! Привезите нам лекарства, чтобы я смог помочь больным зверям. До свидания .Айболит. -Что же делать? Как помочь Айболиту? -Но где их взять? У нас есть аптечка? -Ребята, а вы согласны отправиться со мной в путешествие, чтобы отвезти лекарства Айболиту? -Не боитесь? -Но ведь Африка очень далеко !На чем же нам туда добраться? -Есть и водный, и воздушный. Тот ,что движется по суше, Грузы возит и людей, Что это? Скажи скорей? -Верно! Наш путь длинный, нам понадобиться разный транспорт. -Скажите, а какой бывает транспорт? -Молодцы, все верно сказали. А как же нам найти дорогу в Африку? -Посмотрите ребята, здесь в конверте есть карта, которую нам прислал Айболит. Она –то и поможет в пути. Давайте ее рассмотрим: что на ней изображено, как вы думаете? -Откуда начнем путь? -Посмотрите, на карте указаны станции, на которых отмечены виды транспорта, на которых нам предстоит выполнить задания. -На чем мы отправляемся в путь сначала? -Какая машина изображена на карте? -Как еще можно назвать легковую машину? -А кто водит автомобиль? -Ребята, подойдите к столу и выберете каждый карточку с автомобилем, оденьте ленточку на шею. - К какому виду транспорта относятся ваши машины? -Теперь мы будем управлять машиной, а значит мы кто? - Ребята, вам нужно будет выполнять действия , о которых я буду говорить. Если я остановлюсь, то вы должны помочь мне закончить предложения : - Ехали мы ,ехали, до горки (доехали), Горку..(объехали) и дальше..( поехали), Ехали , мы ехали, к речке…(подъехали), На мост ..(въехали), с моста ..(съехали), и наконец ..( приехали). -А вот и станция «Загадай-ка» -Давайте узнаем, что на этих картинках? Для этого надо отгадать загадки. 1. Он в безбрежном океане туч касается крылом Развернется над лугами, отливает серебром. Что это? 2. По волнам дворец плывет, на себе людей везет. Что это? 3. Что ж , дружочек , отгадай Только это не трамвай, Вдоль по рельсам быстро мчится Из избушек веренится. Что это? 4. Пред домом на дороге Ждет давно она подмоги Не залили в бак бензина – не поехала… -Как называются эти все слова – отгадки одним словом? -Хорошо справились с заданием! Но нам нужно продолжать наш путь. Давайте посмотрим карту. На чем же нам надо продолжить наш путь? -Это какой вид транспорта? - А еще? -Кто управляет поездом? -Ребята, давайте посчитаем вагончики. Какой по счету этот вагон? -Пассажиры, ваши билеты лежат на столе, на них есть картинки. Занимайте свои места в поезде. В первый вагон садится тот, у кого в названии картинки звук «Л» находится в начале слова. -Объявляется посадка в первый вагон. -Объявляется посадка во второй вагон. -Объявляется посадка в третий вагон. -Как называется голова поезда? -Молодцы ребята! Во главе поезда – локомотив, а за ним вагоны. - Ребята встаньте друг за другом , положите руки на плечи впереди стоящему товарищу. Я подаю звонок и наш поезд отправляется в путь. -Наш поезд прибыл на вторую станцию « Называй-ка». -В твоем вагон окна из стекла, значит они? -В твоем вагоне сиденья из кожи, значит они? -В твоем вагоне поручни из пластмассы, значит они? -В твоем вагоне крыша из металла, значит она? -В твоем вагоне стены из железа, значит они? -В твоем вагоне двери из дерева, значит они ? -Хорошо ребята, справились с этим заданием.. И мы будем дальше путешествовать. -На чем будем дальше путешествовать? -Кто управляет самолетом? -Сейчас мы с вами садимся в самолет и становимся летчиками. -Летим выше выше (ллл- тише) Летим ниже ( ллл-громче) Приземляемся на взлетную полосу (шшш). -Мы прибыли с вами на станцию «Рассуждай-ка». -Куда прилетаю самолеты, где они производят посадку? -Давайте проговорим слово аэропорт.. -Вот мы и прибыли с вами в аэропорт. -Какой еще воздушный транспорт вы знаете? -Кто управляет вертолетом? -Куда приземляется вертолет? -Кто управляет ракетой? - Откуда отправляются ракеты в полет? -А куда они летят? -Куда в космосе выходят космонавты? (Космическое пространство) -Ребята, кто знает , какой завтра праздник отмечает наша страна? -Правильно ребята, послушайте , какие слова у нас прозвучали : космос, космонавт, космодром, космическое. -Как мы называем такие слова? -Правильно, мы называем эти слова – родственники, у них есть общая часть – космос. От этого слова они образовались. -Давайте посмотрим, ребята, на чем мы едем дальше? -Корабль это какой вид транспорта? -Кто плавает на корабле? -А кто самый главный на корабле? -Ребята, давайте встанем в круг, соединим ладошка и вытянем руки вперед. Мы с вами плывем на корабликах . На воде началось волнение: нас качает вперед, назад. Давайте подтянем канаты , залили волны полную палубу, вымоем ее. -Ребята, мы приближаемся с вами к новой станции и причаливаем в порт « Посчитай-ка». -Ребята, у меня в мешочке лежит транспорт, вам нужно выйти и выбрать игрушку, пользуясь моделью на доске, посчитать выбранное транспортное средство. -Молодцы ребята, а давайте, назовем транспорт , на котором мы уже путешествовали сегодня. -Посмотрите на картинки , подберите, что к чему подходит? -Молодцы ребята! Давайте посмотрим на карту, на чем мы едем дальше? -Ребята, закончилось наше путешествие, мы действительно добрались до Африки! А вот и доктор Айболит нас встречает! Посмотрите, как он рад нам! А на чем приехал доктор Айболит? -А к какому виду транспорта относится скорая помощь? -А какой еще специальный транспорт вы знаете? - Как вы думаете, для чего нужен специальный транспорт? -Посмотрите, как нам рад доктор Айболит! Давайте передадим ему чемоданчик с лекарствами, чтобы он мог скорее поехать и начать лечить больных зверей. Доктор Айболит благодарит всех вас! А нам пора возвращаться . а какой волшебный вид транспорта вы знаете, чтобы можно было добраться до детского сада? -Садитесь на ковер-самолет.. закрывайте глаза..1,2,3. -Вот мы и в саду, в свой группе. -Ребята, вам понравилось наше путешествие? -На чем мы с вами путешествовали? -Дома родителям вы расскажете о нашем путешествии? -Вы большие молодцы!! Спасибо за вашу работу и за помощь доктору Айболиту! | -Здравствуйте! -Да, хотим. -Надо отвезти лекарства Айболиту. -Да,есть. -Да. -Нет. -Транспорт. - Воздушный, наземный, подземный ,специальный. -Машина, электричка,самолет ,корабл, Африка. -Из детского сада. -На машине. -Легковая. -Автомобиль. -Водитель, шофер. -К наземному. -Водители. - Ехали мы ,ехали, до горки (доехали), Горку..(объехали) и дальше..( поехали), Ехали , мы ехали, к речке…(подъехали), На мост ..(въехали), с моста ..(съехали), и наконец ..( приехали). -Самолет. -Корабль. -Поезд, электричка. -Машина. -Транспорт. -Нужно ехать на поезде. -Наземный. -Железно- дорожный. -Машинист. -Первый, второй, третий. -Лайнер. -Теплоход , бетономешалка. -Мотоцикл, самосвал. -Локомотив. - Дети встали друг за другом , положили руки на плечи впереди стоящему товарищу. - стеклянные. -кожаные. -пластмассовые. -металлическая. -железные. -деревянные. -Дети смотрят карту. -На самолете. -Летчик ,пилот. -Дети летают : выше (ллл- тише) Летим ниже ( ллл-громче) Приземляемся на взлетную полосу (шшш). -Прилетают в аэропорт. -А-Э-Р-О-П-О-Р-Т. -Вертолет, ракета. -Вертолетчик( повторяют по слогам) -На аэродром( повторяют по слогам) -Космонавт. -С космодрома(повторяют по слогам) -В космос. -В космическое пространство( повторяют по слогам) - День Космонавтики. -Дети проговаривают слова хором. -Родственники. -На корабле. -Водный транспорт. -Моряки. -Капитан. -Дети выполняют движения по указаниям воспитателя. - Один танк, ни одного танка, два танка, пять танков, маленький танчик. -Один вертолет, ни одного вертолета, два вертолета, пять вертолетов, маленький вертолетик. -Одна лодка, ни одной лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка. -Один катер, ни одного катера, два катера, пять катеров, маленький катерок. -Один вагон, ни одного вагона, два вагона, пять вагонов, маленький вагончик. -Один самолет, ни одного самолета, два самолета, пять самолетов, маленький самолетик. -Машина, поезд, самолет, корабль. -Машина-гараж. -Корабль-порт. -Самолет- аэропорт. -Поезд-вокзал. -На машине скорой помощи. -На скорой помощи. -К специальному виду. -Пожарная машина, полицейская, аварийная. -Для помощи людям. -Ковер- самолет. -Да, понравилось. -На машине, поезде, самолете, корабле. -Да, расскажем. | Дети встали из за столов и делают физминутку. Дети сели на свои места. Раздается стук в дверь , в группу заносят письмо. Воспитатель рассматривает конверт, вслух читает кому оно адресовано. Воспитатель читает письмо. Воспитатель читает загадку. Дети затруднялись с ответом. Воспитатель заглядывает в конверт и достает карту. Дети вышли из – за столиков и подошли к столу, куда воспитатель положила карту. Обогащение детей словами по теме Транспорт. Формирование словаря. Дети повесили на себя карточки с машинами. Грамматический строй речи. Совершенствование умения образовывать глаголы с приставками. Пред детьми перевернуты картинки (самолет, корабль , поезд, машина). Воспитатель хвалит детей, за хорошее отгадывание загадок. Закрепление знания детей о транспорте. Дети подошли к карте, рассматривают ее. На доску вывешивается плоский поезд и вагончики( кармашки). Уточнить понятия о различных видах транспорта Дети сели за столы. Уточнить понятия о различных видах транспорта. Обогащение детей словом ( бетономешалка, локомотив) Дети проходят по кругу и изображают звуки поезда «Чух-чух». Проводится игра «Какой» - относительные прилагательные. Встали в круг, воспитатель бросает мяч, и дети отвечают на вопросы, вопрос задается каждому вагончику( ребенку). Совершенствование умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова-прилагательные. Уточнение понятия о различных видах транспорта. Дети «Летают» по группе , Отрабатывают интонационную выразительность речи. Обогащение детей словом- аэропорт. -Дети сели за столы. Обогащение детей словами – вертолетчик, аэродром, космодром, космическое пространство. На доску вывешиваются картинки : космодром, космос, космонавт в открытом космосе. Совершенствование умения образовывать ( по образцу ) однокоренные слова, существительные с суффиксами. Дети подошли к карте, рассматривают ее. Уточнение понятия о различных видах транспорта. Обогащение детей словом –моряки. Дети выходят и подходят к воспитателю с мешочком и выбирают игрушку. Умение правильно употреблять порядковые числительные. Дети подходят к карте, рассматривают ее. Пока дети смотрят карту, на доску вывешивается изображение Айболита и машина скорой помощи. Воспитатель достает маленький коврик, на котором помещаются все дети. |
Вывод: Мы наблюдали занятие в подготовительной группе по развитию речи ( грамматического строя речи). Вид занятия : комплексное с индивидуальным подходом. Цель: развитие связной речи ( диалогической речи). Для достижения цели, воспитатель использовала сюрпризный момент ( письмо от доктора Айболита), чтобы вызвать у детей интерес к теме занятия, использовала коллективную и индивидуальную форму работы. В занятии мы увидели. А педагог осуществляет задачу по звуковой культуре речи, закрепляла расположение звука « Л» в словах : лайнер, теплоход ,бетономешалка, мотоцикл, самосвал. Также решалась задача по грамматическому строю речи, она совершенствовала умение образовывать ( по образцу ) однокоренные слова: космос, космодром, космонавт, космическое; существительные с суффиксами: космос, космодром, космонавт, космическое; глаголы с приставками: Доехали, объехали ,поехали, подъехали ,въехали, съехали, приехали; прилагательные в сравнительной и превосходной степени: стеклянные, кожаные, пластмассовые, металлическая, железные, деревянные ,танчик, вертолетик, вагончик, самолетик. Занятие было эмоциональным насыщенным. Воспитатель справился с целью занятия. Материал соответствовал возрастным и умственного и речевого развития детей. Занятие длилось
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «ТРАНСПОРТ»
Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе на тему«ТРАНСПОРТ»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт, профессии на транспорте»
Цель занятия: Активизация словарного запаса по теме. Задачи:Расширять знания детей о транспорте и профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе тема: «Транспорт»
Задачи:Коррекционно-образовательные:Закрепление словаря и знаний детей по теме “Транспорт”.Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), а также о названиях ...
Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Транспорт."
Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе Образовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Речевое развитие»на тему: &laq...
ООД по развитию речи в подготовительной группе "Транспорт"
Цель: Развитие лексико- грамматического строя речи по теме «Транспорт».Задачи: - расширить знания детей о транспорте, уточнить понятия о различных видах транспорта: «наземный»,...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Транспорт. Профессии на транспорте»
Цель: создавать условия для умения у детей дошкольного возраста правильно строить сложноподчиненные предложения....