«Развитие речи детей на 2-м году жизни»
консультация

Манзадей Елена Фёдоровна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей 20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

 «Развитие речи детей на 2-м году жизни»

Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия нормального общения со сверстниками и взрослыми, что является условием его личностного развития. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые: педагоги и родители. И что бы это обеспечить, нам необходимо знать особенности развития речи детей на каждом возрастном этапе и прежде всего, понимать, что речь ребенка надо развивать своевременно, с самого раннего возраста.

        Второй год является решающим в развитии речи. Ребенок начинает ходить, многое может увидеть и узнать и у него возникает интерес к внешнему миру. Открывать этот мир малышу помогаем мы с вами и одновременно можем успешно развивать у ребенка понимание речи.

        Прежде всего, развитие понимания речи детьми. На этой основе появляется самостоятельная речь. Если дети своевременно не овладевают пониманием речи, то в дальнейшем наблюдается серьезное отставание не только в развитии речи, но и в психическом развитии в целом.

У ребенка с нормальным слухом и если есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых  центров активная речь появляется 1,5 – 2 годам, реже – в более поздние сроки. Количество произносимых слов может составлять примерно 30, к 1 году 8 месяцам – 100, к 2 годам – до 200 – 300 слов. В фонематическом отношении слова еще несовершенны: ребенок может пропускать звуки, заменять один звук другим, произносить слово по – разному, то более, то менее совершенно.

Подобные особенности произношения на 2-м году жизни считаются физиологическими, поскольку в основе лежит несовершенство речевого аппарата и слуха.

Специалисты рекомендуют для ускорения развития речевых центров использовать массажи и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами.

        В развитии понимания речи большое место занимают побуждения, направленные на выполнение детьми разнообразных действий: дай, пожалуйста, покажи, пожалуйста, принеси, пожалуйста, положи, пожалуйста, и т. д. И тут же используются приемы, активизирующие речь: спросить, что принес, куда ходил, где взял и т. д.

Чаще следует показывать и называть предметы, животных, птиц, растения, и не только в их реальном виде, но и отображенными в игрушках и на картинках. В разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильно, необлегченными словами. При этом надо следить, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучать его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами.

При знакомстве с предметом необходимо использовать различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный и т. д. Ребенок должен хорошо слышать слово, видеть предмет, по возможности его потрогать, активно действовать с предметом. На этом принципе взаимосвязи сенсорного и речевого развития должны быть построены совместные игры.

Что бы развить у детей способность вслушиваться в слова и воспроизводить их, нужно следить за тем, чтобы ребенок на слова отвечал словами, а не жестами. С этой целью можно использовать такой прием, как разучивание слов по подражанию: скажи то-то, назови то-то, попроси то-то, повтори то-то. И ребенок начинает повторять то, что требует взрослый. Уже в этом возрасте следует учить детей задавать вопросы, а не только отвечать на них.

        И, конечно же, развивая речь малышей нельзя забывать использовать художественное слово: произведения устного народного творчества и авторские. Взрослым следует как можно чаще читать сказки, потешки, стихи, где представлено богатство русской речи.

        Повседневное общение с ребенком является ведущим средством развития речи детей раннего возраста.

        Список используемой литературы:

        Педагогика раннего возраста: учеб./ Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба, Е. В. Зворыгина и др.; Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры- занятия по развитию речи в группе 2-го года жизни : "Мишка пришёл ,а птички прилетели"

Конспект  содержит описание игры-занятия с сюрпризным моментом. Данный конспект будет полезен воспитателям группы раннего возраста для формирования у детей 2-го года жизни действий с предметами ,...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИНаиболее бурно развивается понимание речи на втором году жизни. Ребенок начинаетпонимать обращенную к нему речь, выполняет простые поручения. Постеп...

Развитие речи ребенка на 7-м году жизни.

Характеристика, особенности и основные проблемы развития речи детей на 7-м году жизни....

Развитие речи у ребенка 4-го года жизни

Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начина...

Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни. Рассматривание картины

Конспект занятия по развитию речи с детьми 3-го года жизни «Рассматривание картины Е. Батуриной «Катаемся на санях»  по технологии Т.А. Сидорчук, И.Н. Мурашковской»....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

   В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно-...