Консультация для педагогов
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Коваленко Марина Михайловна

Консультация для педагогов "Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_rechevomu_razvitiyu.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия «Учебно-воспитательный комплекс №1»

структурное подразделение детский сад

Консультация для педагогов

Преемственность в работе педагогов и родителей по речевому развитию

(из собственного опыта)

Воспитатель ВКК

Коваленко М.М.

         В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОУ и семьи. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья». Взаимодействие с родителями является важнейшим условием полноценного речевого развития воспитанников.

         Взаимодействие детского образовательного учреждения и семьи является ключевым условием его работы по любому направлению деятельности. Не будет исключением и работа по речевому развитию дошкольников, ведь результативности в данном направлении можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

         Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно  использовать различные формы работы. 

         Основными формами работы с родителями могут являться: консультации (индивидуальные и групповые); общие родительские собрания; семинары – практикумы; папки – передвижки; открытые показы занятий (индивидуальный, подгрупповых, групповых,  фронтальных); педагогические беседы; подбор методической литературы в помощь родителям.

         Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других.

        Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.

         В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.  Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

        Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким. Это значит - вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада.  В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.

         И так:   Мы стараемся  в нашей группе наиболее полно использовать все виды традиционных форм взаимодействия с семьей, но и ищем новые.               

         Пропаганду знаний среди родителей по вопросам речевого развития детей осуществляем, прежде всего, в беседах и на консультациях. Например: «Игры – драматизации, как важнейший способ разностороннего развития речи», «Учите стихи, играючи», « Методы игрового речевого развития». Даём рекомендации родителям: «Как правильно читать книгу ребенку», «Как проводить беседу по прочитанному произведению».

         Эффективной формой работы считаю наглядную агитацию, например, организацию стендов, «уголков для родителей», где даются советы по словарной работе с детьми, игровые дыхательные упражнения, пальчиковые игры и списки необходимой литературы.

         Консультации строим так, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения проблем. Для этого консультации нужно строить  предельно чёткими. К консультациям мы организовываем выставки пособий и дидактических игр.

          Конечно, современные родители очень грамотны, информированы, но в тоже время и очень заняты, ограничены во времени. Занятость родителей - вот главная проблема взаимодействия педагога и родителя. Поэтому нужно искать новые формы работы с родителями, чтобы заинтересовать их, привлечь.

          На мой взгляд, одной из самых эффективных форм  являются семинары-практикумы. Они направлены на повышения уровня не только теоретического, но и практической подготовки родителей по развитию речи. Например, семинар – практикум « Развиваем речь ребенка», где родители были вовлечены в процесс формирования речи детей посредствам изготовления игр и пособий.

           Эффективной формой взаимодействия «педагог – родитель – ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество ребенка и родителя, способствует развитию творчества в разных видах познавательно - речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработках и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно - образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем.

           Так при реализации проекта в младшей группе « Мой ласковый и нежный зверь», родители совместно с детьми читали и рассматривали художественную литературу, энциклопедии на тему домашние животные. Они проводили  дидактические, словесные, сюжетно-ролевые   игры с детьми, занимались инсценировками сказок и  этюдов. Родители выполняли творческие задания, оформляли совместно с детьми альбомы о животных. Совместно с родителями нами были прочитаны книги разных авторов о кошках: С.Маршак «Кошкин дом», «Усатый полосатый», С.Еремеев «Колыбельная для котика», «Мокрый нос, пушистый хвост», Е. Котова «Котята», Е. Пыльцына «Любопытный котёнок», В. Сутеев «Кот- рыболов», С. Коловоротный «Котовасия», «За  мурр - чательные кошки», А. Дмитриев «Про кошек и собак», сказки: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Петушок - золотой гребешок», «Кот Котофеич», потешки «Кисонька - мурысонька», «Котик - коток», «Кот на печку пошёл» и др. Составлен альбом загадок, пословиц и поговорок о кошках.

            Таким образом, реализация подобных проектов способствует   сближению родителей, детей и педагогов. Ведь ничто   так не сближает, как совместное творчество и открытие чего-то нового, неизвестного.

            Еще одна форма работы с родителями – это праздники и досуги. Праздники – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции. Это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности ребенка. Подготовка к ним является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи. Ведь дети разучивают стихи, песни, приобщая к этой деятельности не только педагогов, но и родителей. Дети учатся правильно и отчетливо воспринимать речь.

             Еще одна форма работы с родителями была проведена в нашей группе в прошлом году, при реализации проекта « Покормите птиц зимой», где родители второй группы совместно с детьми и педагогами изготавливали кормушки для птиц, а также провели работу по привлечению родительского состава всего детского сада, создав «Конкурс на лучшую кормушку». И, проходя по территории нашего сада, каждый родитель мог в личной беседе с ребенком выбрать лучшую кормушку. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми, родителями и педагогами, а также детьми и педагогами.

             В конце хочется сказать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Таким образом, совместно с родителями, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....