Грамматический строй речи
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Грамматический строй речи
Грамматический строй речи – это закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика включает в себя морфологию и синтаксис. Морфология – это изучение грамматических свойств слова, его форм. Синтаксис изучает словосочетания и предложения. Грамматика русского языка для усвоения очень сложна, т.к. в русском языке достаточно много исключений из правил. Ребенок в процессе своего развития должен не только запомнить эти правила, но и правильно употреблять их в своей речи.
В процессе усвоения грамматических законов у ребенка развивается не только речь, но происходит развитие и логического мышления.
С ростом ребенка проблема формирования его речи становится одной из наиболее важных проблем. Для полноценного его развития необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку кроме общения со взрослыми и другими детьми знакомство с художественной литературой и фольклором.
Ребенок постигает язык только на практической основе. Воспитываясь в языковой среде, он усваивает различные элементы языка (звуки, слова, словосочетания и предложения) и правила их употребления.
Постижение грамматических законов происходит вместе с формированием его словаря. Ребенок к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. В то же время в речи дошкольника иногда могут наблюдаться ошибки словоизменения и словообразования. В этом случае необходимо исправлять ошибки ребенка, произнося правильный вариант.
Необходимо относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
ПРОГРАММА
Младший возраст.
Учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (кошка - котенок- котята).
Учить употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Помогать употреблять в речи форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив).
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Старший возраст.
1.Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (шесть кукол, четверо козлят) и прилагательные с существительными (лягушка - зеленое брюшко).
2.Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных.
3.Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, масленка, воспитатель, тракторист).
4.Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок), глаголов с приставками (забежал-выбежал-перебежал).
5.Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
6.Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы).
7.Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Литература
1.Т.Б.Филичева, А.В.Соболева Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.
2.О.А.Безрукова. Грамматический строй речи.
3.О.А.Новиковская. Логопедическая грамматика для детей. Санкт–Петербург. Издательство «Корона Век», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Психолого-педагогическая основа методики грамматического строя речи в работе с детьми. Особенности усвоения дошкольниками грамматического строя речи
консультация для педагогов...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».
Цель занятия: Развитие лексико-грамматических средств языкана материале лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...
Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.
У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...
Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".
В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....