"Развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой"
консультация по развитию речи (младшая группа)
Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15 КБ |
Предварительный просмотр:
Важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и произведения устного народного творчества. В данной консультации приведены рекомендации по развитию связной речи детей 3-4 лет посредством ознакомления с художественной литературой.
Консультация развитие связной речи младших дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой.
Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Ознакомление детей третьего года жизни с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Знакомство младших дошкольников с художественной литературой отличается своеобразием и предусматривают не только слушание ребенком произведений, но и его участие в действии-игре, в общении с исполнителем и персонажем.
Для слушания и последующего воспроизведения используются произведения малых жанров, небольшие стихи и сказки, пестушки, потешки, пословицы, прибаутки, колыбельные, игровые припевы и приговоры, народные песни, загадки, рассказы.
Так как маленькие дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, что обусловлено и возрастными особенностями младших дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткий период времени, то залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста.
Сказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки.
Детей приучают отвечать на вопросы, много вопросов малышам задавать не следует, но два-три вопроса, выясняющих, как они поняли содержание произведения, какие слова запомнили.
При запоминании стихотворений большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов нужно научить малышей произносить их не спеша, четко выговаривая каждое слово.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребенку, можно напомнить детям аналогичные факты из их собственной жизни.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы новые слова, услышанные детьми из произведений, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять их в самых разнообразных сочетаниях.
Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
Для детей раннего и младшего возраста хороши книги, в которых под обложкой лишь одна сказка, или сборники из трех-четырех произведений иллюстрации в книге должны не просто комментировать текст, а дополнять его, расширять, углублять его понимание. Цветовая гамма иллюстраций должна быть нежной и спокойных полутонов (яркие краски агрессивны).
Литературные произведения для детей подбираются с учетом возраста.
Встречаются ситуации, когда дети отказываются или не могут использовать общепринятые речевые формы. Причина заключается в том, что у детей существует недостаток общения, недостаток чтения и слушания художественной литературы, а значит, как следствие, бедный словарный запас ребёнка.
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и меньше стало уделяться внимания семейному чтению.
Родителям необходимо знать, что чтение художественной литературы должно быть ежедневным. Время для чтения (всегда одно и тоже) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет 10 минут—во 2 младшей группе, 10-15минут — в средней группе, 15-20 минут — в старшей группе и 20-25 минут — в подготовительной группе.
Часто родители нуждаются в помощи при выборе места и времени для чтения детям. В этом случае им можно посоветовать, гуляя с ребенком, возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними делами, побеседовать с ним об уже прочитанной книге. В режиме дня можно выделить 15-20 минут перед сном, чтобы почитать ребенку. Можно предложить ребенку поиграть в речевые игры: игра с ребенком в загадки; игра «сочиним сказку»; «поиграем в рифму», «придумаем название сказке».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-456635-1413461032.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-226413-1465481149.jpg)
«Воспитание нравственных чувств у дошкольников посредством ознакомления с художественной литературой»
Презентация к педсовету о нравственном воспитании детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-930332-1509680224.jpg)
ПРОГРАММА «Развитие связной речи младших дошкольников посредством настольного театра»
Актуальность исследования. Овладение родным языком является важным элементом развития личности, оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Освоение ребенком связной речи ак...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/09/picture-1055691-1536515530.jpg)
Развитие речи младшего дошкольника при ознакомлении с художественной литературой
Исследователи фиксируют качественный скачок в речи ребенка в период 2,5-3,5 года. Качественно меняется соотношение между просто пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/07/picture-1416164-1662558992.jpg)
Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»
Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-1351369-1633352128.jpg)
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"
Педагогический проект младший возраст "Развитие связной речи младших дошкольников посредством русской народной сказки"...
Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы
Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...