Семантические поля
материал по развитию речи (средняя группа)
Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семантические поля | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Тема: «Использование технологии семантических полей при развитии речи детей в средней группе»
"Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им".
Г. Гегель.
Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, а также с формированием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического. Оно обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками и действиями предметов, обогащается и его словарь.
Нам было предложено рассмотреть технологию семантических полей при развитии речи детей. Я применила данную технологию в средней группе. Сначала я узнала, что такое семантическое поле? И зачем оно нужно?
В процессе изучения этой темы я поняла, что группировки слов по близости значений называются семантическими или понятийнымиполями.З.А.Репина,Т.В.Васильевапредставляют семантическое поле как комплекс ассоциаций, возникающих вокруг слова. Ассоциация — (лат.присоединять).
Ключевое слово называют ядерным, а ассоциации – реактивными словами, т.е. группа слов.В структуру семантического поля входят два слоя: смыслонаполняющий и формообразующий.
Смыслонаполняющий слой семантического поля можно структурировать в виде последовательно сменяющих друг друга.
Формообразующий слой (план выражения) .
Наличие семантического поля позволяет ребенку более быстро производить отбор слов в процессе общения. Формирование семантических полей слов идет постепенно. Сначала моделируется небольшое поле, связанное с определенными словами и ситуациями, близкими к детскому восприятию, затем оно расширяется :от слов к предложениям и составлению рассказов. Это родные слова, они дружат друг с другом, помогают друг другу.
Любой вид работы по развитию речи мы стараемся проводитьна общетематической основе, т. е. в структуре семантического поля как целостного(связная речь, ознакомление с художественной литературой).
Я на своей группе (средней) решила применить технологию семантических полей при развитии речи детей через:
Речевые подвижные игры
Игры со словами – антонимами (слова наоборот).
Например, сравни по высоте куст и дерево – Дерево высокое, а куст низкий.
Игры анти-грамматики
Обучая детей вслушиваться в содержание стихотворения, учим замечать и исправлять неточности, допущенные в стихотворении «Овощи»:
Слушай сказку – не скучай,
Да ошибки примечай!
Любит овощи наш Тихон:
Грушу, яблоко, лучок,
И морковку, и лимон, -
С овощами дружит он!
Игры с родственными словами.
Дождь – дожди – дождик –дождичек - дождевик - дождевичок – дождинка – дождиночка - дождливый – дождить – дождевой.
Игры со словами – синонимами (разные слова об одном и том же).
Кружится, вьется, вращается, вертится, крутится…
Игры с загадками, пословицами, поговорками.
Упражнения на поиск ассоциаций.
Детям предлагается связать пару слов, обозначающих предметы, явления, события, далекие по содержанию друг от друга. Одновариантными и многовариантными.
Лето — отпуск — деревня — печка — дедушка — топор — дрова.
В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов. Все это создает основу для развития речи детей естественным путем.
Мне очень понравилась такая технология я буду изучать ее дальше и использовать в своей работе.
Догдишева Д.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ
Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....
Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"
Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...
Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"
Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...
Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...
Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...
НОД развитие семантического поля слова чай "Чайная"
Семантическое поле слова «ЧАЙ».Цель: формирование и расширение семантического поля слова «чай», развитие валентности слов.Задачи: - автоматизация звука [ч] в слогах, словах, речи;- уточнять знан...
НОД развитие семантического поля "цветок"
ТЕМА: «Звук Ц, буква Ц» ЦЕЛИ: 1. Образовательная: Знакомство со звуком Ц, буквой Ц. 2. Коррекционная: Развитие семантического поля слова «ЦВЕТОК». 3. Воспитательная...