Мы дети планеты Земля
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

«Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни.»

                                                                                                                   Дмитрий Лихачев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 комбинированного вида Кировского района

Города Санкт-Петербурга

Конспект НОД

с детьми старшей коррекционной группы (ТНР;ОНР)

«Мы - дети планеты Земля»

 образовательная область «Развитие речи»

                                                                 Подготовила и провела воспитатель

                                                                           Смоленцева Нина Ивановна

                                       

                                                                                                                                                                                                                       

Санкт-Петербург

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» с детьми старшей коррекционной группы (ТНР, ОНР)

«Мы - дети планеты Земля»

Составила и провела воспитатель высшей категории                    Смоленцева Нина Ивановна

Цель: Формирование у детей представлений о необходимости бережного отношения к природе, к своей Земле через различные виды деятельности. Задачи:

Развивающие:

- формирование понятия о себе, как о жителе планета Земля, представления об экологических проблемах родного края;

- развитие мыслительной и речевой деятельности, творческого воображения;

- развитие интонационной выразительности, темпа и ритма речи;                

 - развитие слухового и зрительного внимания, воображение, произвольной памяти;

- развитие координации речи с движением, умения соотносить слова с действиями;

- развитие любознательности, продуктивной деятельности детей;

- развитие общей и пальчиковой моторики

Образовательные:

- закрепление правильного произношения поставленных звуков;

- учить правильно называть слова-признаки и слова-действия;

- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- учить детей составлять предложения по своим рисункам с использованием предлогов;

- формирование связной речи. Работа над диалогической речью.

-уточнение и активизация словаря по теме «МЫ-дети планеты Земля»;

Воспитательные:

- воспитание бережного и заботливого отношения к миру природы, к своему городу;

- формирование самостоятельности, уверенности в своих умениях, аккуратности, желание прийти на помощь;

- умение слушать друг друга, не перебивать товарища и взрослого;

-  умение выражать положительные эмоции от результатов деятельности.

Предварительная работа:

- чтение рассказа И.А. Новоты «Крот в городе», И.Токмакова «Деревья в стихах», В.Бианки «Мастера без топора»

 - беседы на темы: «О взаимодействии живой и неживой природы», «Правила поведения в природе»;

-проговаривание и проигрывание ситуации «Как мы можем помочь планете Земля?»;

- рассматривание детской карты Мира, глобуса, иллюстраций, энциклопедий «Земля- наш дом родной», «Мир природы», «Атлас для детей»;

- проблемные вопросы и задания; дидактические развивающие игры по экологическому воспитанию;

- разучивание стихов, загадок, пословиц, о природе;

- оформление выставки на тему: «Мы-дети планеты Земля»;

- трудовая деятельность по уборке участка, посадка рассады цветов на окне, затем на участке;

Оборудование:

 Мультимедийная установка (проектор, компьютер, экран),  ёмкость с водой, прозрачные стаканчики, бутылка п/э, коллаж « Спасите город» , блоки Дьенеша к ним схемы,  дидактическое весеннее дерево, карточки с напоминающими знаками, эмблема «Наша планета Земля», заготовки «Ладошки», фломастеры, клей – карандаши, клеенки, салфетки,  световой песочный стол, камешек, аудиозапись «Солнышко», удостоверение юного эколога.

Методы и приёмы:

1. Наглядный метод: показ иллюстраций, энциклопедий, книг, плакатов, схем по теме «Мы-дети планеты Земля»»

2. Словесный метод: чтение художественной литературы –рассказов, стихов, сказок; беседа, объяснение малознакомых слов, художественное слово, проговаривание стихов, пословиц, поговорок о земле;

3. Практический метод: погружение в игровую ситуацию, выразительные движения, массаж пальцев, рук при работе с песком, водой, блоками Дьнеша, проведение физкультминутки, работа с клеем- карандашом, фломастерами.

Ход НОД

I.Организационный момент. Приветствие -  эмоционально – волевой тренинг «Прикосновение»

(Дети заходят в группу становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.

(здороваются друг с другом прикосновением ладошек правой и левой руки, называя каждого по имени, по часовой стрелке)

Вы почувствовали друг друга? (Да) Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья и добра. Мы пожелаем здоровья и нашим гостям. (здороваются с гостями посылая им на своих ладошках хорошее настроение)

Ребята, послушайте загадку, отгадав её вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.                  Планета голубая,

                                  Любимая, родная,

                                  Она твоя, она моя,

                                  И называется … (Земля)
Правильно, это Земля. Ребята, почему мы с вами будем говорить о Земле.

 (ответы детей)

II. Основная часть

Верно дети, 22 апреля –Всемирный день Земли. Его ещё можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха. Ребята, Земля она какая?

Ответы детей: Красивая, большая, щедрая, богатая, добрая, дорогая, золотая, а лучше, наверно, сказать ей – Родная!

Дети, как можно ещё назвать нашу Землю? (ответы детей)

Тогда, кто мы -  живущие в этом доме?  (Хорошие хозяева)

Что должен делать хозяин в своем доме? (ответы детей)

Вывод детей: Земля –это наш общий дом, в котором человек хозяин. Хозяин должен быть добрым, заботливым.

Ребёнок: Добрым мир создал творец,

                Солнце- общий наш отец,  

                А Земля – конечно, мать

                Надо, Землю охранять!

 Слайд -1 «Всемирный день Земли»

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая наша Земля.

Как Ю. Гагарин назвал нашу планету?

Ответы детей: Голубой, потому что большая часть планеты Земля (3/4) -вода.

Ребёнок: Красивая наша планета Земля!

                Моря, океаны, леса и поля

                Ветра и туманы, дожди и снега.

                Землянину каждому ты дорога.

Слайд – 2   Загадка о воздухе

Для дыхания он нужен, с ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой, не поймать его рукой!

Он невидимый, но всё же, без него мы жить не можем.

Где найти воздух? Какой он и как выглядит? 

Рассуждения и ответы детей о свойствах и пользе воздуха.

Загадка о воде

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

А наскучит ей летать, на землю падает опять. 

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли — жить нельзя нам без …

Ребята, скажите, где живёт вода? Какая она?

Рассуждения и ответы детей о свойствах и пользе воды.

Опыт: «Воздух –невидимка»

Детям предлагается опустить стакан вверх дном в ёмкость с водой. Держать стакан ровно, чтобы почувствовать упругость, напряжение руки.

Это доказывает, что воздух находится в стакане и не дает ему опуститься.

Детям предлагается опустить бутылку в емкость с водой немного её наклонив.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись?

 Дети: Воздух выходит из бутылки и его место занимает вода.

Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легче воды.

Дыхательная гимнастика «Чистый воздух»

Предлагаю ровно встать и спокойно подышать. (трубочки для дых. гимнастики)

(Вдох спокойный, короткий через нос и выдох длинный через рот. Следить за осанкой и плечами)

Воспитатель: Природа – самое ценное и важное, что есть в жизни. И мы всем ей обязаны: воздухом, которым дышим, красотой, которой любуемся.

Ребята, что даёт нам Земля? (ответы детей)

Слайд –3 «Что даёт нам Земля?»

Воспитатель: Да, ребята природу надо использовать так, чтобы ей не причинять вреда. Надо с детства любить природу, изучать её, правильно с ней обращаться. Ребята, Земля нам даёт самое главное – здоровье, красоту.

Коллаж «Спасите город»

Что необходимо сделать чтобы наш родной город был чистым и красивым?

Дети по очереди подходят к коллажу и составляют по своим рисункам предложения «Чего делать нельзя в городе»

Слайд – 4 «Что вредит Земле?»

Дети делают вывод, что ядовитые газы, сажа, пыль из заводских труб, автомобильные отработанные газы, сточные воды предприятий, горы мусора загрязняют воздух и водоёмы.

Физкультминутка «Вы, наверное - устали?»

Вы, наверное -устали?

Ну тогда все дружно встали.

Руки к верху подними,

А теперь их опусти.

А теперь присядем ниже

И поднимемся повыше.

Шаг вперёд, шаг назад,

Поворот и снова шаг.

Домом для человека стала Земля- единственная планета, где есть жизнь. Но, к сожалению люди не научились ценить её щедрость. Они сами губят свою планету: вырубают леса, загрязняют воздух, почву, воду, осушают водоёмы.

Дети, как жители нашей большой планеты Земля, отмечают этот праздник? (ответы детей)

В этот день в разных уголках нашей планеты проходят различные мероприятия, акции: активисты организуют уборку территорий, занимаются посадкой деревьев, проводят конференции, выставки, посвященные природе, на оживленных улицах в крупных городах перекрывается автомобильное движение.

Всемирный день Земли призван напомнить каждому, что все мы – дети планеты Земля.

Слайд – 5 «Традиции на праздник День Земли»

Как, в нашем городе, Санкт-Петербурге отмечают день Земли?

Ответы детей: В Санкт- Петербурге и по всей стране в этот день бьёт колокол Мира, чтобы напомнить людям о важности единения, о красоте планеты, которая нуждается в защите и сохранении.

Развивающая игра «Наш город»

Ребята, я предлагаю построить свой красивый город.

Дети по схемам (алгоритмам) из блоков Дьенеша выкладывают здания. Затем, дети рассказывают какой чудесный город у них получился.

Воспитатель: Благодаря чему всё на земле растёт и цветёт? (ответы детей)

Слайд - 6 «Загадка о солнце»

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдёт – и всех разбудит

Дети: Солнце- это источник тепла, света и энергии.

Пальчиковая гимнастика под музыку «Солнышко» на световом песочном столе

Ребята, город мы построили и солнце греет и лелеет. Чего ещё, не хватает нашему городу? (Ответы детей)

Верно, в нашем городе нет растений.

Дидактическая игра «Дерево жизни»

Ребята, в какое время года мы отмечаем день рождения Земли? (ответы детей) В это время, люди выезжают за город отдыхать, но к сожалению, не всегда правильно ведут себя на лоне природы. Ребята, посмотрите, у меня на подносе необычные листочки. На что они похожи?  Дети выясняют, что это не листочки, а напоминающие знаки о правилах поведения в природе. Дети по очереди берут «листочки» - рассказывают, что означает знак, затем вешают их на «Дерево жизни».

Молодцы, быстро и умело справились с трудным заданием. Теперь вы знаете правила поведения в природе и можете дать совет всем тем, кто их нарушает.

Воспитатель: Наша планета Земля очень щедра и богата. Ребята, чем богата наша планета? (ответы детей)

Слайд – 7 «Наша планета – это морские просторы, прекрасные леса…»

Беречь будем птиц, насекомых, зверей

От этого станем мы только добрей.

Слайд – 8 «Земля –это Родина для человека»

Земля – это Родина для человека. Земля – это наш дом, без которого жизнь просто невозможна.

Каждый человек, этого большого дома, должен беречь его всегда.

Слайд – 9 «Нужно беречь природу» (дети продолжают она нуждается в защите)

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

Мы, дети планеты Земля, сделали свою эмблему, но не до конца. Предлагаю вам нарисовать на «ладошках» своё настроение о нашей встрече и приклеить их на нашу эмблему. Дети дорисовывают, оформляют эмблему, затем предлагают всех гостей присоединиться и оставить свои пожелания и впечатления.

Слайд- 10 «Люби и береги планету»

Итог НОД:

Ребята, ещё раз вспомним замечательные слова о нашей Земле -  матушке.

Словесная игра «Волшебный камешек»

Воспитатель: 

Камешек в руке держу, передам и расскажу –я пословицу свою о Земле – Матушке:

          Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля

Дети передают камешек, из рук в руки друг другу и  при этом проговаривают пословицы о Земле:

  • Нет плохой земли, есть плохие хозяева
  • Крестьянин без земли, что дерево без корня
  • Земля кормит людей, как мать детей
  • В землю не положишь – и с земли не возьмешь
  • Без хозяина земля –круглая сирота
  • Земля заботу любит

Ребята, вы успешно справились со всеми трудностями, ещё раз напомнили всем правила поведения в природе. Мы смело можем назвать себя, что «Мы - дети планеты Земля». За ваши успехи и, смекалку, творчество и огромные знания как надо беречь и охранять природу, вручаю вам удостоверение юного эколога.

Дети благодарят, прощаются и уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для родителей и детей «Мы — дети планеты Земли»

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональн...

Проект "Мы - дети планеты Земля" (региональный и национальный компоненты).

Данная проектная деятельность расширяет представления о многообразии современного мира, формировать способность видеть сходства и различии  между людьми разных национальностей. Вызвать интерес и ...

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

" Мы - дети планеты Земля".

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы....

"Заветные желания детей планеты Земля"

Развлечение с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста, посвященное дню космонавтики. К сценарию прилагается видео фильм, который вы можете посмотреть у меня на странице в контакте....

Конспект познавательной викторины для родителей и детей Мы - дети планеты Земля!

Данный конспект мероприятия поможет педагогам вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу...

Открытое занятие по познавательной деятельности в старшей группе на тему "Дети планеты Земля"

Знакомства детей с разными национальностими живущими на планете Земля. Формировать представления детей  о равноправии людей разных национальностей, населяющих  нашу огромную планету и родную...