04.02.19г. "Как формировать эмоциональный словарь у детей"
консультация по развитию речи (старшая группа)
Как формировать эмоциональный словарь у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formirovat_emotsionalnyy_slovar_u_detey.docx | 73.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как формировать эмоциональный словарь у детей.
Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.
(Автор - Роберт Кийосаки)
Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; словаоценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны всем своим составом, лексически; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т. е. особыми суффиксами
Задачи развития эмоциональной лексики:
- Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;
- Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;
- Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
- Игровая задача словесных игр и упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.
На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.
В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа.
Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.
Развитие эмоциональной лексики имеет некоторую структуру.
Подготовительный этап.
Цель: Расширение эмоционального опыта ребенка и подготовку к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний.
Задачи:
1. Изучение и уточнение различных эмоциональных состояний.
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние мимическими средствами.
I . Соотнесение графических изображений эмоциональных состояний.
«Лото настроений»
Цель: Закреплять умение различать эмоциональные состояния с опорой на картинку-образец. Развивать внимание, усидчивость.
Материал: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание: Ведущий демонстрирует пиктограмму какой-либо эмоции, дети находят на своей карточке животное с заданной эмоцией, называют его эмоциональное состояние и закрывают изображение фишкой.
«Угадай настроение героя»
На картинке с недорисованной эмоцией детям предлагается нарисовать лицо герою так, чтобы можно было догадаться какое у него настроение или приложить пиктограмму какой-либо эмоции. Объяснить, почему выбрал именно эту пиктограмму.
II . Узнавание эмоций по словесному описанию.
«Найди девочку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.
Примерные рассказы:
1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
2. Катя вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
3. Лена потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
«Подними картинку»
Цель: Учить находить графическое изображение эмоционального состояния по словесному описанию. Развивать слуховое внимание.
Материал: у детей наборы пиктограмм.
Описание: Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.
Примерные тексты:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Идет бычок качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Все бело, бело, бело,
Много снегу намело,
Вот веселые деньки,
Все на лыжи и коньки!
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся.
А на третий –
Он сломался.
III. Понимание и выражение эмоциональных состояний с опорой на графические изображения.
«Замри»
Цель: Закреплять умение различать и передавать различные эмоции с помощью мимики.
Материал: Карточки с изображением разных эмоциональных состояний.
Описание: Дети двигаются по комнате под звуки бубна( погремушки, металлофона), с остановкой музыки, педагог говорит: «Замри» и показывают карточку с эмоциональным состоянием. Дети изображают соответствующую эмоцию.
Основной этап.
Цель: формирование эмоциональной лексики.
Задачи:
1. Расширение лексики, обозначающей эмоциональные состояния.
2. Расширение эмоционального словаря за счет употребления антонимов и синонимов.
3. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительными значениями.
I . Называние эмоциональных состояний.
«Угадай настроение»
Цель: учить различать и называть эмоциональные состояния по мимике.
Описание: педагог показывает разные эмоциональные состояния и задает вопрос: «Какое у меня настроение?» Дети называют. По мере ознакомления с игрой, ведущим становится ребенок.
II. Словообразование существительных с уменьшительным значением.
«Большой и маленький»
Цель: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительными суффиксами..
Материал: Кукла, одежда, посуда, мебель.
Описание: педагог предлагает детям пригласить в гости куклу, она маленькая, называет ее «куколка». Дети рассматривают куклу и называют ласково части тела, одежды куклы, посуду, мебель, которая предназначена для куклы
«Скажи ласково»
Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительным значением.
Материал: предметные картинки: лиса, заяц, белка, корова, ворона, сорока, воробей, трава…
Описание: на столе лежат перевернутые вниз изображением картинки, дети подходят, берут картинку, называют слово ласково и забирают картинку.
«Ласковые имена»
Цель: Упражнять в словообразовании с использование уменьшительных суффиксов по аналогии.
Материал: цветок из бумаги.
Описание: педагог предлагает поиграть в игру и назвать друг друга ласково, дает образец, называя «Сашенька» и дает ему цветок. Следующий ребенок называет ласково какого-нибудь ребенка и отдает ему цветок.
«Ласковые дети»
Цель: та же.
Материал: мяч.
Описание: Дети стоят в кругу, педагог в центре.
Мяч лови, мяч бросай
И словечко приласкай.
Педагог называет слова: рука, нога, голова, трава, лиса, хлеб, камень, дорога, мама, зима…
III. Подбор антонимов.
«Вредный Буратино»
Цель: учить детей устанавливать антонимические отношения.
Материал: игрушка Буратино.
Описание: в гости к детям приходит Буратино. Педагог рассказывает, что он очень вредный и делает и говорит все наоборот. Педагог предлагает сказать детям слова, а Буратино будет говорить все наоборот:
Большой – маленький,
Толстый – тонкий,
Веселый - грустный,
Радостный – грустный,
Злой – добрый,
Храбрый – трусливый,
Старый – молодой,
Детям предлагают превратиться в вредного Буратино. Дети подбирают антонимы к предложенным словам.
III. Подбор синонимов.
«Слова-приятели»
Цель: учить выбирать из предложенных слов, слова со сходным значением.
Описание: Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова - приятеля. Разбирается значение слова приятели.
Грустный, печальный, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый.
Слабый, неловкий, неуклюжий.
Большой, красивый, огромный.
Веселый, радостный, хороший.
Плохой, злой, сердитый.
Трусливый, маленький, пугливый.
«Скажи по-другому»
Цель: упражнять в подборе синонимов.
Описание: Педагог предлагает детям назвать слово по-другому.
Грустный –
Радостный -
Злой –
Веселый –
Сильный –
Храбрый –
Слабый –
Трусливый –
Смелый –
Хороший –
Чистый –
Удивленный -
«Составление рассказов по модельному ряду»
Цель: Употребление в речи синонимов.
Детям предлагали придумать историю с опорой на модельный ряд «Находчивый цыпленок» . В случае затруднения использовали рассказ с паузами в тех местах, где необходимо подобрать синонимы. Летним утром вылупился из яйца цыпленок. Он увидел яркое солнышко, высокую траву. Цыпленок очень удивился…(изумился, поразился). Вдруг туча закрыла солнышко и закапал дождик. Цыпленок сделал из скорлупки зонтик и грустный…(печальный, унылый) пошел под дождем.
Заключительный этап.
Цель: Актуализация эмоциональной лексики в речи детей.
Задачи:
1. Закрепление эмоциональной лексики.
2. Активизация эмоциональной лексики в словосочетаниях и предложениях.
«Закончи предложение»
Цель: практическое употребление в речи слов-антонимов. Развивать мышление, память.
Описание: ребенку предлагается закончить предложение, повторить его и назвать слова – неприятели.
Слон большой, а комар…
Золушка добрая, а мачеха…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Айболит добрый, а Бармалей …
Сегодня мне весело, а вчера было…
«Скажи наоборот»
Цель: активизация антонимов в предложениях.
Описание: Педагог приглашает в гости Буратино, он играет с детьми. Педагог составляют предложения, а Буратино говорит наоборот. Затем з Буратино помогают дети.
Злой волк идет по лесу. Добрый волк идет по лесу.
Веселая девочка собирает грибы.-
Трусливый зайчик спрятался за елкой.-
Радостный мальчик играет у дома.
Печальный волк сидит на поляне.
«Исправь ошибку»
Цель: Закреплять понимание и употребление в речи слов эмоциональной лексики.
Развивать слуховое внимание, умение замечать ошибки в чужой речи.
Описание: В гости к детям приходит Незнайка, он начинает рассказывать, какие он составил предложения. Дети слушают и исправляют ошибки Незнайки.
Гарусная девочка весело играла.
Радостный мальчик сидел и плакал.
Трусливый лев гордо ходил по лесу.
Храбрый заяц спрятался в кустах.
Расстроенная мама весело улыбалась.
Молодой дедушка медленно поднимался по лестнице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную л...
Игры, формирующие эмоциональную лексику детей
Эмоциональная лексика – неотъемлемая часть лексикона, необходимая для приобщения детей к разнообразному миру эмоций. Она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных...
Формирование эмоционального словаря у детей 2-ой младшей группы
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....
Формирование эмоционального словаря у детей средней группы
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет.
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную л...
Досуг «Храбрецы и удальцы» Цель: - формировать основы здорового образа жизни, создать эмоциональное настроение для детей Задачи: - развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве - пробуждать интерес и желания участвовать в конкурсах
Досуг «Храбрецы и удальцы»Цель:- формировать основы здорового образа жизни, создать эмоциональное настроение для детей Задачи: - развивать ловкость, быстроту реакции, ориентировк...