Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации
план-конспект занятия по развитию речи по теме
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную лексику осваивают дети в 5–7 лет, какие элементы включить в занятия, и как их проводить. Воспользуйтесь готовыми конспектами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплектуем методический кабинет
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную лексику осваивают дети в 5–7 лет, какие элементы включить в занятия, и как их проводить. Воспользуйтесь готовыми конспектами.
Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы на предыдущем этапе (в 3–5 лет)1. Однако эмоции старших дошкольников сложнее, речь более развита, поэтому занятия с ними следует выстраивать по-другому. Используйте методические рекомендации и готовые конспекты, чтобы организовать работу с детьми данного возраста.
В чем особенности работы со старшими дошкольниками
Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.
В приложении 1 представлен эмоциональный словарь старшего дошкольника. Для шести базовых эмоций дети данного возраста усваивают более сложные слова: «восторг», «ликование», «оптимист», «любознательный», «чудак».
На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии. Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.
Работа со смайликами
Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет
Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом), в которой герои испытывают эмоции, понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.
Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда.?" Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций. Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда.?»
Спросите:«Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д.)?" В данном случае любые ответы детей правильные.
После этого спросите:«Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился)?" Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь. Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.
Примерные вопросы: Гномик очень-очень боится или чуть-чуть? (Любые варианты ответов верны.) Как можно сказать, что он очень-очень боится? (Он в ужасе.) Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.) Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.) |
Обратите внимание детей на экспрессию, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.
Примерные вопросы: Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание? Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя? |
Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который.?" Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию. Например: ликование, восторг – улыбается, смеется (см. приложение 1: вторая подгруппа слов эмоционального словаря). Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.
Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный), многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный), преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто (см. приложение 1: третья подгруппа слов эмоционального словаря).
Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.
Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт. Формы реализации этого приема могут быть разными (в приложении 3 воспитатель использует его как центральный).
Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.
Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции. Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.
В приложениях 2, 3 представлены конспекты занятий для подготовительной группы. Первый – пример того, как дети осваивают эмоциональный словарь по четырем эмоциям, и демонстрирует на практике описанные выше приемы. В начале освоения новой эмоциональной лексики педагог может выбрать только одну-две базовые эмоции. Тогда занятие будет не таким насыщенным в отношении освоения эмоционального словаря.
Второй конспект показывает, как дети приобретают опыт активной коммуникации со сверстниками по теме эмоций: формулируют вопросы, выслушивают ответы, оценивают их, следуют правилам. Такой опыт полезен для общего социального развития дошкольников и активизирует их внимание к эмоциональной сфере.
Приложение 1
Эмоциональный словарь детей 5–7 лет по четырем базовым эмоциям, который они осваивают на занятиях
Предварительный просмотр:
Конспект викторины «Любимые герои мультфильмов» из серии «Я сегодня воспитатель» для детей подготовительной группы
Задачи:
- речевое развитие:
- научить детей задавать вопросы об эмоциях;
- формировать умение вести диалог со сверстниками: задавать вопросы, выслушивать ответы, хвалить за ответ;
- активизировать эмоциональный словарь;
- продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- воспитывать культуру речевого общения;
- продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- развивать личные экспрессивные средства;
- социально-коммуникативное развитие:
- развивать дружеские взаимоотношения между детьми;
- формировать умение слушать собеседника;
- развивать самостоятельность, ответственность при исполнении своей роли (воспитатель, дети);
- развивать лидерские качества, умение работать в лидерской группе;
- познавательное развитие:
- развивать внимание, мышление;
- расширить представления о профессии воспитателя;
- познакомить с отличительными особенностями эмоций: страх, удивление, радость, грусть;
- художественно-эстетическое развитие:
- учить понимать и передавать эмоциональное состояние персонажей литературных произведений, мультфильмов;
- развивать умение самостоятельно создавать художественный образ;
- физическое развитие:
- закреплять умение ритмично выполнять упражнения в заданном темпе;
- развивать координацию движений.
Оборудование: смайлики; кукла Буратино; письмо; ИКТ; схемы вопросов.
Введение
Воспитатель: Сегодня у нас день самоуправления. Вы сами проведете занятие по прочитанным книжкам, а я вам помогу. Кто будет в роли воспитателя, сейчас узнаем. Угадайте, как называется произведение, фрагмент которого изображен на экране. Тот, кто первый даст правильный ответ, будет воспитателем.
Задание 1
На экране демонстрируется иллюстрация к эпизоду из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» – «Женя на Северном полюсе». Дети называют произведение и автора.
Представление схемы-подсказки вопросов
Воспитатель: Первым ответил… (называет ребенка). Он будет вести первую часть занятия. А поможет ему схема, она подскажет, какие вопросы надо задавать детям.
Воспитатель показывает схему, заранее разработанную с детьми. На ней в трех последовательно расположенных квадратах изображены: глаз и знак вопроса – «что видим?», сердце и знак вопроса – «что чувствует герой?», смайлик и знак вопроса – «почему так думаем?»
Вопросы по схеме:
- Кого вы видите на слайде?
- Что чувствует герой?
- Почему вы так думаете?
Дети поднимают руки, ребенок-воспитатель вызывает кого-то одного. Дети по очереди отвечают, ребенок-воспитатель хвалит за ответ.
Воспитатель: Какие произведения вы еще знаете, где персонажи испытали страх? Почему так произошло?
Дети называют произведения и пересказывают отрывки, в которых описывают, почему герой испугался.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои испугались.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение страха. Затем проводит игру малой подвижности для перехода к следующей эмоции – «Радость».
Игра малой подвижности
Мы гуляли в зоопарке, (Дети шагают на месте.)
Повстречали обезьян. (Разводят руки в стороны.)
Они прыгали, скакали, (Прыгают на месте.)
Доставляя радость нам. (Поочередно поднимают вверх то левую, то правую руку.)
Вместе с ними посмеялись,
Приседая и кружась. (Приседают, кружатся.)
На прощанье помахали (Делают взмахи руками.)
И вперед мы побежали. (Бегут на месте.)
Задание 2
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Дюймовочка» – Дюймовочка улетает с мотыльками – эмоция радости.
Воспитатель: Поднимите руку, кто знает, как называется произведение, фрагмент которого мы видим на экране? Первым ответил на вопрос (имя ребенка), и он будет вести вторую часть занятия.
Ребенок задает вопросы по той же схеме. Дети отвечают. Ребенок-воспитатель хвалит за ответы.
Воспитатель: Какие произведения вы еще знаете, где персонажи чувствуют радость?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки из них, в которых описывается, чему радовались персонажи.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои радовались.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик с эмоцией радости (схематическое изображение). Затем проводит игру малой подвижности для перехода к следующей эмоции – «Грусть».
Игра малой подвижности
Ходит мишка косолапый, (Дети имитируют походку медведя.) В стороны разводит лапы. (Разводят руки в стороны.) Огорчается медведь: Пчелы есть, а меда нет. (Выполняют наклоны в стороны, руки на поясе.)
Задание 3
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Волшебник Изумрудного города» – Страшила грустный (эмоция грусти). Дети угадывают произведение.
Воспитатель: Первым ответил на вопрос (имя ребенка), он и будет нашим воспитателем в следующей части занятия.
Ребенок задает вопросы по ранее предложенной схеме. Дети отвечают.
Воспитатель: Какие еще произведения вы знаете, где персонажи грустят, опечалены?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки, в которых герои грустят, объясняют, почему они опечалены.
Экспрессивный этюд
Воспитатель: Давайте мы покажем, как герои грустят.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение грусти. Дети показывают мимикой и жестами эмоцию грусти. Чтобы перейти к изучению следующей эмоции – «Удивление», воспитатель проводит игру малой подвижности.
Игра малой подвижности
Под кустом сидит зайчонок,
В страхе съежился, спросонок. (Дети приседают.)
Кажется, что там и тут
Хищники зайчонка ждут. (Прыгают вправо и влево.)
Удивляется ворона: (Поднимают и опускают плечи.)
«Моя песня всем знакома. (Изображают игру на дудочке.)
Каркаю так громко я!
Только хвалят соловья». (Сгибают и разгибают руки в локтях.)
Задание 4
На экране демонстрируется слайд с фрагментом из сказки «Буратино» – Буратино удивился, почему ничего не выросло из монет (эмоция удивления). Дети угадывают произведение.
Воспитатель: Первым ответил на вопрос (имя ребенка), он и будет нашим воспитателем в последней части занятия.
Ребенок задает вопросы по ранее предложенной схеме. Дети отвечают.
Воспитатель: Какие произведения вы еще знаете, где персонажи удивляются?
Дети называют произведения и рассказывают отрывки, в которых герои удивляются чему-либо.
Экспрессивный этюд
Фрагменты экспрессивных этюдов
Воспитатель: Давайте все покажем, как герои удивлялись.
Воспитатель вывешивает на мольберт смайлик – схематическое изображение удивления. Дети показывают мимикой и жестами эмоцию удивления.
Завершение
Воспитатель: Молодцы, вы отлично провели занятие. Чему мы сегодня учились? Какие эмоции мы сегодня вспомнили? Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, я дарю вам смайлики с эмоцией «Радость».
Предварительный просмотр:
Конспект ООД «Путешествие по замку эмоций» для детей подготовительной группы
Задачи:
- речевое развитие:
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- обогащать эмоциональный словарь (три его составляющие) по четырем базовым эмоциям: страх, интерес, удивление, радость;
- учить выразительно пересказывать короткие литературные тексты (небылицы);
- развивать экспрессивные средства выразительности;
- формировать опыт публичного выступления;
- социально-коммуникативное развитие:
- формировать умение понимать и обозначать словом свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
- закреплять умение соблюдать меры предосторожности;
- формировать сочувствие, отзывчивость;
- познавательное развитие:
- развивать воображение, творческую активность;
- формировать первичные представления о себе и других людях на основе личного опыта;
- художественно-эстетическое развитие:
- развивать чувство юмора;
- учить понимать внешние эмоциональные проявления человека на иллюстрациях, фотографиях;
- физическое развитие:
- упражнять в динамическом равновесии, ловкости;
- формировать смелость, решительность.
Оборудование: красные и зеленые жетоны (по количеству детей); медальки с фотографией Гномика (по количеству детей); видеоаппаратура и слайды с изображениями сказочного Гномика в разных эмоциональных состояниях.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мне по скайпу пришло сообщение от Гномика. Послушайте, что он пишет: «Я заблудился и оказался в старом замке. В нем я нашел волшебную книгу. В ней написано, что найти обратную дорогу сможет только тот, кто выполнит все задания, которые содержатся в книге». Гномик очень волнуется, что не сможет справиться с заданиями и вернуться домой.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх»
Воспитатель: Посмотрите, он прислал нам свою фотографию. Как вы думаете, что чувствует Гномик? Какую эмоцию испытывает?
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «страх».
Воспитатель: Как вы думаете, Гномик очень сильно боится или чуть-чуть?
Дети отвечают. Воспитатель одобряет все ответы.
Воспитатель: Как можно сказать, что Гномик очень боится?
Дети: Он в ужасе.
Воспитатель: Как можно сказать, что Гномик чуть-чуть боится?
Дети: Он беспокоится, тревожится, волнуется.
Воспитатель: Наш Гномик, наверное, не в ужасе, но и не просто беспокоится. Ему страшно.
Воспитатель: Назовите сказочных героев или персонажей мультфильмов, которые тоже попали в опасную ситуацию, и им было страшно?
Дети называют имена героев.
Воспитатель: Какая это была ситуация? Что с ними произошло?
Дети пересказывают эпизоды сказок, рассказов, мультфильмов.
Воспитатель: Ребята, мы поможем Гномику?
Дети: Да!
Задание на информированность, воспроизведение знаний
Воспитатель: Первое задание трудное, потребует знаний, сообразительности и быстроты реакции.
Воспитатель проводит мозговой штурм: задает вопросы, на которые дети должны быстро дать ответ.
Вопросы и задания для мозгового штурма:
- Назовите пять музыкальных инструментов. (Дети отвечают по очереди: пианино, скрипка, маракасы, барабан, баян, флейта, бубен, гитара и т. д.)
- Как называется художник, который рисует портреты? (Ответ: портретист.)
- Назовите все гласные в слове «сумка»? (Ответ: у, а.)
- Спойте песенку из любой русской народной сказки. (Варианты ответов: «Я колобок, я колобок, румяный бок, румяный бок…«; «Ох, козлятушки, вы ребятушки, остаетеся вы без матушки…«; «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка…«)
- В какие игры играют с мячом? (Футбол, баскетбол, волейбол, пионербол, гандбол, гольф, регби, теннис.)
- Кто пишет музыку? (Ответ: композитор.)
- Чем питается медведь зимой? (Ответ: ничем, он спит и сосет лапу.)
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «интерес»
Воспитатель: Гномик наблюдал за тем, как вы выполняли задание. Он очень внимательно слушал, что вы отвечали, был сосредоточен. Посмотрите, он прислал нам новую фотографию.
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «интерес».
Воспитатель: Как вы думаете, что он чувствовал?
Дети: Интерес, любопытство.
Воспитатель: Да, ему было интересно, любопытно узнать ответы на вопросы. Интерес – одна из эмоций человека, которая связана с желанием узнать, понять что-то новое. Мы легко и с охотой занимаемся делами, если они нам интересны, мы хотим ими заниматься. Покажите, как вы с интересом наблюдаете за детьми, которые выполняют задание.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Покажите, как вы с интересом слушаете друг друга.
Воспитанники (2–3 человека) демонстрируют экспрессивный этюд.
Воспитатель: Бывает, что человеку интересно узнавать что-то новое, он увлечен тем, что открывает для себя. Как можно назвать такого человека, какой он?
Дети: Любознательный.
Воспитатель: Предлагаю вам выполнить следующее задание-испытание. Оно потребует смелости и решительности.
Задание-испытание
Дети с помощью красных и зеленых жетонов делятся на пары. Тот, кто вытащил красный жетон, должен пройти по скамейке с завязанными глазами. Тот, кто вытащил зеленый жетон, помогает ему, придерживает за руку, подсказывает. Задача игрока, проходящего по скамейке, – преодолеть тревогу, страх.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «страх»
Воспитатель: Ребята, что испытывают люди, когда выполняют трудное и даже опасное задание?
Дети: Беспокойство, страх.
Воспитатель: А что они испытывают, когда преодолевают его?
Дети: Храбрость, решительность, смелость, бесстрашие, мужественность.
Воспитатель: Правильно. Вы тоже проявили смелость, решительность, храбрость, когда выполняли опасное задание. А теперь вспомните смелые поступки героев сказок или свои собственные.
Дети по очереди рассказывают о смелых сказочных героях или о своих смелых поступках.
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «удивление»
Воспитатель: Ребята, Гномик еще одну фотографию прислал. Посмотрите, что он чувствует, какую эмоцию испытывает?
На экране демонстрируется изображение Гномика, который испытывает эмоцию «удивление».
Воспитатель: Гномик удивляется, что мы не испугались, проявили решительность, бесстрашие и справились с заданием. Давайте покажем, как Гномик удивляется.
Воспитанники все вместе демонстрируют экспрессивный этюд: показывают, что они удивляются.
Воспитатель: А как выглядит человек, который удивляется?
На экране демонстрируется изображение людей, которые испытывают эмоцию «удивление». Дети рассматривают их и описывают внешние проявления: глаза расширяются, брови поднимаются, рот открывается.
Воспитатель: Иногда даже говорят, что человек от удивления вытаращил глаза или раскрыл рот. А как можно сказать, если человек очень-очень удивлен, не ожидал чего-то увидеть?
Дети: Был поражен, замер от удивления, остолбенел, был изумлен.
Воспитатель: Расскажите, чему вы когда-либо очень удивились?
Дети рассказывают о своем личном опыте.
Воспитатель: А как можно назвать человека, который делает что-то необычное и вызывает удивление?
Дети: Чудак.
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Теперь вам предстоит выполнить последнее задание.
Задание-небылица
Воспитатель предлагает детям по очереди рассказать смешные, шутливые небылицы так, чтобы слушателям стало интересно и весело. При этом дети должны использовать разные средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику.
Примеры шутливых небылиц
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка.
На головке – сапожок,
На ноге – фуражка.
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах сидит ворона
И соломинкой гребет.
У козла в бороде
Живут две лягушки.
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны, –
Здравствуй, первый день весны!
Вопросы и задания на освоение эмоционального словаря по базовой эмоции «радость»
Воспитатель: Какое у вас стало настроение?
Дети: Радостное, веселое, шутливое.
Воспитатель: Гномик прислал еще одну фотографию.
На экране демонстрируется изображение радостного Гномика.
Воспитатель: Как изменился Гномик? Каким он стал?
Дети: Радостным, веселым, довольным.
Воспитатель: А как выглядит человек, что он делает, когда радуется?
На экране демонстрируются изображения (фото) радостных людей. Дети рассматривают их и описывают внешние проявления радости: широкая улыбка, веселые глаза, люди хлопают в ладоши, смеются, поднимают большой палец.
Воспитатель: Ребята, а когда вам бывает радостно?
Дети: Когда приходит мама, читаем книги, покупаем игрушку, сладости, играем.
Воспитатель: Как можно назвать человека, который часто радуется?
Дети: Весельчак, озорник, оптимист, шутник, хохотушка, добряк.
Воспитатель: Как можно сказать о человеке, который очень радуется?
Дети: Он ликует, он в восторге.
Воспитатель: Гномику тоже радостно. Можно сказать, что он ликует, в восторге! Вы ему помогли, и теперь он сможет вернуться домой!
На экране демонстрируется изображение ликующего Гномика, который бежит по дорожке.
Заключение
Воспитатель: Ребята, а какие качества вы сегодня проявили?
Дети: Сообразительность, любознательность, смелость, храбрость, решительность, заботу, взаимопомощь, радостность, веселость, юмор.
Воспитатель: Гномик в знак благодарности дарит вам медальки со своей фотографией, чтобы эти качества всегда были с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прививаем детям основы правового сознания" (методические рекомендации)
Методические рекомендации для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию и привитию основ правового сознания....
Оптимизация стиля семейного воспитания с целью повышения уровня познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации.
Результаты научно-исследовательской работы показали наличие взаимосвязи между особенностями стиля семейного воспитания и уровнем развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....
"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.
Перед Вами представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....
04.02.19г. "Как формировать эмоциональный словарь у детей"
Как формировать эмоциональный словарь у детей...
Формирование эмоционального словаря у детей 2-ой младшей группы
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....
Формирование эмоционального словаря у детей средней группы
Методика формирования эмоционального словаря ребенка, его расширение, и обучение умению выражать его в конкретной ситуации....
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет.
Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Узнайте, какую новую эмоциональную л...