Советы родителям по формированию выразительной речи у старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)

Азарова Инна Петровна

  Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и на сколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:


Советы родителям по формированию выразительной речи у         старших дошкольников

 Думаем, все родители знают, что речевая функция формируется в дошкольном возрасте. Точнее, период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

  Наукой доказано, что без своевременного речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Дети «Маугли» по возвращении в человеческое общество в возрасте старше 5 лет так и не смогли научиться говорить.

  Необходимо помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливая условия для успешного обучения в школе.

  Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и на сколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.

  


Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и родителям необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.

Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?

 Рекомендуем обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду и начать активные специальные занятия, чтобы побудить ребенка к речевому общению.

              Четыре года

Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки.

Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их.

Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи.

Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).

 

Если Вы наблюдаете подобные нарушения в развитии речи вашего ребенка, то вам следует, как можно быстрее, обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Логопед поможет вам отличить серьезное комплексное нарушение речи от временной темповой задержки, объяснит, как заниматься с малышом дома.

СДЕЛАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО БОГАТОЙ ПОМОГУТ И СЛЕДУЮЩИЕ   УПРАЖНЕНИЯ.

 

«Футбол»

Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тётя: «Фи , футбол!» (презрительно)

Сказала мама: «Фу , футбол!»( недовольно)

Сетсра сказала: «Ну , футбол!»( с сомнением)

А я ответил: «ВО! , футбол!»( с одобрением)

  «Поезд»

Передайте  с помощью интонации движение поезда.

Произносите текст сначала медленно-поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп-поезд набирает ход, идет  на полной скорости.

  Вагоны вперед покатились как мячики:

Так-чики,                Так-чики,

Так-чики,                Так-чики!

Разная интонация

Объясниет разницу в произношении  предложений.

В чем особеннось каждого вида интонации?

Едем на концерт.

Едем на концерт?

Едем на концерт!

По данному образцу произнесите вслух следующие чистоговорки с разной интонацией.

Король орёл.

Убежало молоко.

Слово-олово.

Пили лилипуты.

  • Прочитайте ребенку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

-Кто сломал в лесу малину?-               - Кто таскал наш мед из улья?-

тонко заяц пропищал.                         Дружно пчелы прожужжали.  

Ушки зайца шевелились,                        Что же бедным пчелам думать

Он от страха весь дрожал.                Съеден мед, а кем - не знают.

-Кто болото взбаламутил?-                - Кто тут чем-то недоволен?-

громко квакнула лягушка.                Грозный рык в лесу раздался.

Из воды болотной мутной              - Я поел малинки вволю!

Чуть видна ее макушка.                        На полянке я топтался!

                                                                 

-Предложите ребенку вставлять одну и  ту же повторяющуюся фразу в стихотворении, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик                        Когда они поели,

И поспешил узнать,                                То Вадик стал играть.

На маму хитро глядя:                        Сказал, закончив дело:

-Пойдем с тобой гулять?                       - Пойдем с тобой гулять!

                                

                                И мама отвечала:

                                -Ну что ж, не будем ждать.

                                Уж коли обещала-

                                -Пойдем с тобой гулять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способ...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с  нарушением речи...

Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.

Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников....

Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников.

В системе факторов, определяющих становление личности, особенная роль принадлежит выразительности речи....

Статья советов родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.

Статья, где родители могут ознакомиться с советами  по развитию связной речи у старших дошкольников....

Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений

В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ  ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  Лысенкова Надежда Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад №35    ...