Советы родителям по формированию выразительной речи у старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая группа)
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и на сколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_formirovaniyu_vyrazitelnoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по формированию выразительной речи у старших дошкольников
Думаем, все родители знают, что речевая функция формируется в дошкольном возрасте. Точнее, период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Наукой доказано, что без своевременного речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Дети «Маугли» по возвращении в человеческое общество в возрасте старше 5 лет так и не смогли научиться говорить.
Необходимо помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливая условия для успешного обучения в школе.
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью и на сколько быстро и успешно он сможет их преодолеть.
Трудности в овладении речью, на которые нужно обратить внимание
Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В некоторых случаях может проявляться несоответствие норме, отставание в развитии каких – либо речевых функций, и родителям необходимо знать, на что следует обратить пристальное внимание, а не выжидать, пока все образуется само собой.
Что должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием речи их детей?
Рекомендуем обратиться к специалистам: невропатологу, логопеду и начать активные специальные занятия, чтобы побудить ребенка к речевому общению.
Четыре года
Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: шипящих на свистящие, возможны замены твердых согласных звуков на мягкие или искаженное произношение имеющихся звуков. Речь невнятная, малопонятная, звучит как у двухлетки.
Нарушения слоговой структуры слов. Ребенок не может произнести правильно слово из 3 – 4 слогов или слова со стечением согласных, пропускает звуки, слоги или переставляет их.
Сохраняются стойкие аграмматизмы в речи.
Ребенок испытывает большие трудности в пересказе хорошо знакомых сказок. Не может выучить короткое стихотворение (переставляет слова, пропускает слова).
Если Вы наблюдаете подобные нарушения в развитии речи вашего ребенка, то вам следует, как можно быстрее, обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Логопед поможет вам отличить серьезное комплексное нарушение речи от временной темповой задержки, объяснит, как заниматься с малышом дома.
СДЕЛАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА БОЛЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ,
ЭМОЦИОНАЛЬНО БОГАТОЙ ПОМОГУТ И СЛЕДУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Футбол»
Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.
Сказала тётя: «Фи , футбол!» (презрительно)
Сказала мама: «Фу , футбол!»( недовольно)
Сетсра сказала: «Ну , футбол!»( с сомнением)
А я ответил: «ВО! , футбол!»( с одобрением)
«Поезд»
Передайте с помощью интонации движение поезда.
Произносите текст сначала медленно-поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп-поезд набирает ход, идет на полной скорости.
Вагоны вперед покатились как мячики:
Так-чики, Так-чики,
Так-чики, Так-чики!
Разная интонация
Объясниет разницу в произношении предложений.
В чем особеннось каждого вида интонации?
Едем на концерт.
Едем на концерт?
Едем на концерт!
По данному образцу произнесите вслух следующие чистоговорки с разной интонацией.
Король орёл.
Убежало молоко.
Слово-олово.
Пили лилипуты.
- Прочитайте ребенку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:
-Кто сломал в лесу малину?- - Кто таскал наш мед из улья?-
тонко заяц пропищал. Дружно пчелы прожужжали.
Ушки зайца шевелились, Что же бедным пчелам думать
Он от страха весь дрожал. Съеден мед, а кем - не знают.
-Кто болото взбаламутил?- - Кто тут чем-то недоволен?-
громко квакнула лягушка. Грозный рык в лесу раздался.
Из воды болотной мутной - Я поел малинки вволю!
Чуть видна ее макушка. На полянке я топтался!
-Предложите ребенку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворении, используя разные интонации:
Проснулся утром Вадик Когда они поели,
И поспешил узнать, То Вадик стал играть.
На маму хитро глядя: Сказал, закончив дело:
-Пойдем с тобой гулять? - Пойдем с тобой гулять!
И мама отвечала:
-Ну что ж, не будем ждать.
Уж коли обещала-
-Пойдем с тобой гулять!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способ...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...
Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.
Советы родителям по развитию связной речи у старших дошкольников....
Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников.
В системе факторов, определяющих становление личности, особенная роль принадлежит выразительности речи....
Статья советов родителям по развитию связной речи у старших дошкольников.
Статья, где родители могут ознакомиться с советами по развитию связной речи у старших дошкольников....
Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Лысенкова Надежда Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад №35 ...