Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
статья по логопедии (старшая группа)
В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_intonatsionnoy_vyrazitelnosti_rechi.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
Формирование интонационной выразительности речи имеет важное значение в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи. У дошкольников, имеющих различные речевые дефекты, наряду с недоразвитием лексики, грамматики и фонетики, наблюдаются также нарушения целого ряда просодических элементов (речевого дыхания, темпа, ритма, интонации, мелодики, дикции, тембра, использования ударения, паузы, рифмовки). Детям трудно понять значение слов, фразеологических оборотов и как следствие интонационно-монотонная и лексически невыразительная речь.
Для формирования интонационной выразительности речи используем специальные игровые коррекционные упражнения. Прежде чем приступить к знакомству с этими игровыми упражнениями мне хочется остановиться на определении интонации.
Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.
Работа по формированию интонационной выразительности речи у детей с ТНР ведётся поэтапно.
На первом этапе формируем у старших дошкольников общие представления об интонационной выразительности речи, знакомим с различными видами интонаций: повествовательной, вопросительной, восклицательной и средствами её выражения. Предлагала детям небольшие по содержанию рассказы, которые читала первый раз – без интонационного оформления текста. Второй раз выразительно, с интонационным оформлением. Вместе с детьми выясняли – какое чтение нравится и почему? Объясняли детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передавать вопрос, радость, угрозу, просьбу и т.д. В ходе игр-занятий уточнялись графические изображения интонаций – это знаки - символы (.,?!) им показывалась соответствующая карточка со знаками и читались предложения с соответствующей интонацией. Проводились игры - упражнения на выделения в стихах, прозаических произведениях различных видов интонаций с показом соответствующих карточек.
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу:
«Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:
«Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!»
(Ф. Кривин)
С детьми отрабатывались различные виды интонаций: повествовательных, вопросительных, восклицательных, с помощью различных упражнений в словах, фразах, предложениях, в стихах.
1. Вопросительные
Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама:
«Ты дрался, да?..
Ты что — немой?..
Ну что молчишь упрямо?»
2. Повествовательные
Повествовать придется мне, И я скажу:
«Не дрался, не... Свалился с дерева, и вот...»
3. Восклицательные
Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет:
«Лоботряс! Я проучу тебя сейчас!»
(Ф. Кривин)
На втором этапе формируем кинестические основы артикуляционных движений, развитие мимической мускулатуры и регулировке дыхательного аппарата. Для развития дыхания используем как традиционное, так и нетрадиционное оборудование: разноцветные султанчики, подвесные конструкции с лёгкими предметами, пособия из бумаги, ткани, песочный стол. С целью формирования правильного неречевого дыхания обучаем детей длительному и плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения «Футболисты», «Султанчик», «Посушный ветерок», «Буря в пустыне», «Пёрышко, бабочка лети» и т.д.
Для разработки правильного дыхания с детьми проводились упражнения, основанные на материале эталона гласных, сочетаний двух-трех звуков, слогов. Вначале обучаем по образцу, который даёт воспитатель, а затем выполняют дети:
– длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: ааааа; уууууу; зззззз и т.д.
– длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух –трех звуков: ау; ои; ауи; аза; усо и т. д.
При выполнении данных упражнений важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим.
Важным элементом формирования интонационной выразительности речи являются упражнения на развитие силы и высоты голоса, не постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.
Для этого с детьми проводим специальные упражнения для выработки силы голоса:
– на восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.
– игры типа: «Далеко или близко?», «Заблудились». Например; «Далеко или близко?»: Смотри, это машина. Сначала машина едет далеко. Она едет: «у»
Машина близко. Как она едет? А потом машина опять далеко. Как она едет?
«Заблудились»: представь, что ты заблудилась в лесу. Ты стоишь и кричишь: «Ау! Ау!» сначала тихо, потом громче и еще громче.
– упражнения на усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух–трех гласных звуков:
у – беззвучная артикуляция – ау, ауи;
у – шепотное произнесение – ау, ауи;
у – тихое произнесение – ау, ауи;
у – громкое произнесение – ау, ауи и т. д.
– чтение детьми чистоговорок наизусть
Каждый ребенок читает: тихо — для игрушки, громче — чтобы слышали дети, сидящие за тем же столом; громко — для воспитателя, который отходит к окну или в другую комнату
Примерные чистоговорки:
«Синичка-сестричка, спой нам: синь-синь! зинь-зинь!»
«Машины шинами по шоссе шелестят»,
«Ужин нужен и жуку и ужу».
«Шла Саша по шоссе»,
«На шесте — дворец, во дворце — певец»,
«Польем лютики и лилии из лейки».
«В гору — бегом, с горы — кувырком»,
Упражнения для выработки высоты голоса:
– на восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки, «Три парохода» произнесение звука «у», имитируя гудки разных по величине пароходов: большого, среднего и маленького. Даётся инструкция: посмотри, здесь плывут 3 парохода: большой, средний и маленький. Как гудит большой (средний, маленький) пароход? Упражнение постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:
– чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков: А а А а А а.
Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, используем короткие театральные диалоги, в которых дети изображают голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, лиса – высоко, взрослая мышь говорит громким голосом, а маленькие мышки писклявым и т. д.
Работа над темпом речи дошкольников с ТНР требует проведения специальных упражнений:
– повторение фраз в медленном, быстром темпе сопряжёно вслед за воспитателем;
– самостоятельное проговаривание детьми фраз в разном темпе под отстукивание, отхлопывание;
– проговаривание фраз под медленную, быструю музыку;
– называние числового ряда от 1 до 10. Изменение темпа называния по инструкции: Посчитай до 10. А теперь посчитай до 10 медленно. А теперь посчитай до 10 быстро;
– различные речевые игры, рассказы, инсценировки; игры с подражанием:
Смотри, собака ходит: топ-топ-топ. Повтори.
Черепаха ходит медленно: то-оп-то-оп-то-оп. Повтори.
Лошадь ходит быстро: топ-топ-топ-топ-топ. Повтори.
Систему работы дополняли занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми.
Левой, правой! Левой, правой! (медленный темп)
На парад идет отряд. (медленный темп)
На парад идет отряд, (средний темп)
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит (быстрый темп)
Полтора часа подряд.
Левой, правой! Левой, правой! (средний темп)
Барабан уже дырявый!
Подвижная игра «Карусель» помогает развивать темп речи.
Еле-еле, еле-еле (медленный)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (средний)
Все бегом, бегом, бегом! (быстрый)
Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый)
Карусель кругом, кругом!
Тише, тише, не спешите, (средний)
Карусель остановите, (средний)
Раз, два, раз, два – (медленный)
Вот и кончилась игра! (очень медленно).
В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.
На третьем этапе работы развиваем умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи Для этого использовались игры – драматизации, театральные этюды, игры-инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов, сказок, разыгрываемых по ролям.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц. Для умения определять характер звучания тона голоса на слух включались игровые упражнения с использованием русских народных сказок в ходе драматизаций сказок с использованием кукольного и настольного театра. ( «Теремок», Колобок», Три медведя», «Маша и медведи»).
На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Таким образом, проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Тема: "Педагогические условия развития интонационной выразительности речи у старших дошкольников в играх -драматизация"
Изучения особенностей развития речи у старших дошкольников в играх-драматизациях...
Формирование интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Важным качеством детской речи является выразительность. Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи осн...
«Формирование интонационной выразительности речи в процессе коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией»
Отечественный психолог и философ Л. С. Рубинштейн в своем труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем б...
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.
У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...
Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края
О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями путем приобщения к куьтуре и истории родного края...
Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи
Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода. Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...
Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с речевыми нарушениями
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепе...