Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников.
статья по развитию речи (старшая группа)
В системе факторов, определяющих становление личности, особенная роль принадлежит выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования выразительности речи у старших дошкольников.
АНО ДО “Планета детства “ Лада” ДС № 149 “ Ёлочка ” г. Тольятти, составила воспитатель Байсалова М. А.
Старший дошкольный возраст- это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л.С. Выготский, В.А. Жилин, Г.Г. Кравцов, и др.) [14, с. 9].
В системе факторов, определяющих становление личности, особенная роль принадлежит выразительности речи. Уже на начальных стадиях развития ребенка речь становится главным средством, мышления, общения и планирования деятельности, произвольного управления поведением (Л. С. Выготский и др.)[14, с. 9].
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: Стародубова Н.А., Яшина В.И., Алексеева М.М. и др.[10,40,42]
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основными носителями смысла речи являются интонация и ритм, которые сопровождаются звуком, а не слово. Только с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. С помощью слова ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок становится внимательным к звучанию слов взрослых, он руководствуется в овладении звуками языка преимущественно, то слухом, то артикуляцией.
Но ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще четко проявляется его ритмико-интонационная настроенность. Часто отмечались случаи, когда ребенок, схватывает слоговой состав слова, но мало обращает внимания на звуки этого слова. Слова, произнесенные в этих случаях детьми, чаще весьма точно отвечают по количеству слогов словам взрослых, но по составу звуков до чрезвычайности отличаются от них [2,с.56]. Ритмичность речевого выражения и восприятия ребенком замечается в случаях так называемой слоговой элизии, то есть исключения слогов слова. Общепринятое определение слоговой элизии гласит: ребенок в слове выделяет ударный слог и часто опускает неударные слоги. Например, вместо «топор» ребенок произносит «пор», вместо «улыбка» - «ка».
По вопросу о ритмической структуре начальных речевых выражений никаких высказываний в литературе нет, но некоторые данные, имеющиеся в дневниках родителей, позволили Н.Х. Швачкину прийти к выводу, что первые ритмические выражения принимают структуру хорея [41, с.102]. Это догадка подкрепляется тем, что первые слова, с которыми взрослый обращается к ребенку, по преимуществу, двусложные с ударением на первом слоге.
В процессе дальнейшего речевого развития, ребенок встречается со словами взрослых, которые обладают разной ритмической структурой. Известно, что слова русского языка в ритмическом отношении могут быть односложными, двухсложными (хорей, ямб), трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) и многосложными.
С развитием словесной речи интонация и ритм начинают играть служебную роль, подчиняясь слову. В связи с этим обособленный вес хорея в речи ребенка снижается [41,с.118].
Ритмично-интонационная активность ребенка направляется в сторону стихотворения. Это характерно для всего периода дошкольного возраста, причем у младшего дошкольника появляется преобладание ритма и интонации над словом. Наблюдаются случаи, когда в детском саду дети усваивают ритм песни, не улавливая всех ее слов [41,с.119].
Стихотворное творчество дошкольника на первой стадии обычно сопровождается его телодвижениями. Но не все стихи ребенка непосредственно связаны с жестикуляцией. Есть песенки и прибаутки , которые не сопровождаются никакими движениями и забавляют ребенка своим содержанием, ритмом и мелодией.
Вся деятельность ребенка связана с песней. Есть песни сказочные, хоровые, игральные. Не так долго игры и другая деятельность ребенка сопровождаются песней. Дети бросают петь, когда начинают играть, они переходят к играм без песен.
В этом же периоде отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Стихи становятся аритмичными.
С наступлением старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значимо, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и развитие содержательности, точности и выразительности [3,с.89].
Выразительная речь характеризуется всевозможными интонационными характеристиками [6,с.151]:
Просодика - сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения разных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения - степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи - совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи - упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи - скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляционной и слуховой напряженности.
Тембр голоса - окраска, качество звука.
Логическое ударение - интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко [9,с.15].
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчеркивают функциональное значение выразительности речи (Е.Э. Артемова, Н.С. Жукова др.) [6,с. 13].
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Точное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желанным участником различных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью ощущает себя более непринужденным и уверенным в любой обстановке, потому что может различными речевыми средствами выразить свои мысли и чувства, продемонстрировать свою творческую индивидуальность.
Выразительность речи старшего дошкольника способствует более яркой демонстрации себя в различных видах деятельности, в том числе, в игровой и художественной. Выразительность выявляет не только уровень сформированности детской речи, но и особенности личности ребенка: открытость, эмоциональность, общительность и так далее [43,с.56]. Огромное влияние оказывает выразительность речи на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в различных видах творческой деятельности, определяет необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте [43,с.54]
Л.С. Выготский подчеркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном введении в человеческую культуру посредством овладения особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда находятся между человеком и миром , и являются средствами открытия для человека наиболее существенных сторон окружающей реальности. Работа по формированию звуковой культуре речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна проходить на всех занятиях: воспитателя, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад [34,с.49]
Ритм и интонация речи и стихотворения начинают уступать ведущую роль слову. Слово в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в сопровождающий аккомпанемент словесной речи. Вместе с тем преобразование ритма и интонации речи несет в себе опасность: слово может до такой степени оттеснить ритм, что речь ребенка начинает терять свою выразительную красочность и ритмичность.
Классики педагогики и психологии неоднократно отмечали, что богатая ритмическая речь способствует целостному психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создать такие условия, в которых каждый дошкольник смог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не только в обычном диалоге, но и публично, не стесняясь наличия посторонних слушателей. Это важно сделать еще в раннем детстве, поскольку нередко так бывает, что люди с богатым духовным миром, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными. Начинают избегать публичные выступления и теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед публикой. В этом могут помочь театрализованные технологии, используемые в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Вопрос о воспитании звуковой культуры речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и интонационно выразительнее речь дошкольника, тем глубже и разнообразнее его отношение к содержанию речи.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2005. – 400с.(2,с.10-56)
2. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003.
3. Артемова Е.Э.Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Автореф. дис, канд. пед. наук. - М.: Просвещение, 2005 - 189 с.(6,с. 13,151)
4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7 (9, с.15)
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.: Союз, 1997. 92 с.(14,9с)
6. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №6(34, с. 49)
7. Швачкин Н.Х.Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова.-М-.: Лабиринт, 2004. -330 с: ил.(41,с. 102,118,119)
8. Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. – М.: АСТ.2008 – 222 с (43, с. 54-56)
9. Е.М.Струнина, О.С.Ушакова. Методика развития речи детей дошкольного возраста/.– М.: «Владос», 2004 – 288с
10. Павалаки И.Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 - 156 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способ...
Консультация для воспитатлей "Формирование выразительной речи у детей дошкольников"
В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность....
Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики, особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет....
Советы родителям по формированию выразительной речи у старших дошкольников
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие – либо проблемы, от желан...
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...
Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством упражнений
В статье раскрываются поэтапное формирования интонационной выразительностиречи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством различных игр и упражнений....
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Лысенкова Надежда Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад №35 ...