«Поэзия родного города» (Ключникова Г.Н., Бажанова М.Н., Сосин В.Н., Киселева О.Н.) для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
Познакомить детей с культурными местами и достопримечательностями, жизнью и творчеством поэтов родного города.
2. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу.
3. Развивать восприятие, память, речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_baybekova_poeziya_vtoroy_variant.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №37»
141300 г. Сергиев Посад, ул. Дружбы №10а
Конспект НОД
по ОО «Речевое развитие (с интеграцией всех образовательных областей)»
на тему «Поэзия родного города» (Ключникова Г.Н., Бажанова М.Н., Сосин В.Н., Киселева О.Н.)
для детей старшей группы
Подготовила: воспитатель
Байбекова М.З.
Сергиев Посад.
2018г.
Цель: Познакомить детей с творчеством поэтов Сергиева Посада о городе.
Задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе.
Познакомить детей с культурными местами и достопримечательностями, жизнью и творчеством поэтов родного города.
2. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу.
3. Развивать восприятие, память, речь детей.
Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, река Кончура, читать бегло.
Предварительная работа:
- экскурсии в библиотеку, в музеи;
- рассматривание альбомов, иллюстраций, картин о Сергиевом Посаде;
- беседа о городе, о Сергии Радонежском;
- читали стихи поэтов Сергиева Посада: Владимира Сосина, Галины Ключниковой, Марианы Бажановой, Любови Лукашиной, Ольги Киселевой; объяснение детям фрагментов стихотворений;
- разучивали гимн Сергиева Посада, стихи о Лавре, Сергии Радонежском, о матрёшке и богородской игрушке.
Материалы и оборудование: Иллюстрации Сергиева Посада, выставка книг поэтов родного города, колокольчики, проигрыватель, мультимедийная установка, презентация «Достопримечательности Сергиева Посада», д/и «Угадай место в нашем городе».
Работа с родителями:
- Предложили посетить с детьми Троице-Сергиеву Лавру, Музей игрушки;
- Побывать в Музее матрёшки на Конном дворе.
- Принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Сергиев Посад».
Ход непосредственной образовательной деятельности
Под звучание песни о Сергиевом Посаде дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся.
Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя малая родина. Для вас это город Сергиев Посад. Здесь вы родились и живёте.
Чем знаменит наш город?
Дети: предполагаемые ответы (Наш город знаменит Троице-Сергиевой Лаврой)
Воспитатель: Кого считают основателем нашего города?
Дети: предполагаемые ответы (Основателем нашего города считают Преподобного Сергия Радонежского).
Воспитатель: в нашем городе много красивых мест. Какие вы знаете достопримечательности нашего города?
Дети: предполагаемые ответы (Лавра, Белый пруд, музей…)
Воспитатель: Ребята, в нашем городе много художников и поэтов, воспевающих родной край. Мы с вами уже знакомились с творчеством сергиево-посадских поэтов Владимира Сосина, Галины Ключниковой, Марианы Бажановой, Любови Лукашиной, Ольги Киселевой, читали их стихи о городе, детях, животных, природе.
И теперь я предлагаю прочитать стихи поэтов Сергиева Посада, посвящённых нашему городу. И начнём мы с вами с Марианы Николаевны Бажановой (на экране слайд с фотографией М.Н.Бажановой)
Воспитатель: Поэтесса Мариана Николаевна Бажанова так рассказывает о себе: «Читать научилась в 5 лет и с тех пор не расставалась с книгой. Первые стихи начала писать в 6-ом классе. Любила писать сочинения и всегда получала за них хорошие оценки». Мариана Бажанова любит фотографировать природу родного края, любит слушать музыку и пение птиц. Сейчас мы послушаем её стихотворение, которое наполнено любовью и восхищением своим городом. Прочитают стихотворение Айдан и Короткая Василиса.
Приезжайте в город –
Сергиев Посад!
Нет его красивей,
Это – город-сад!
Храмы с куполами,
Колокольный звон,
Убедитесь сами –
Это город мой!
Улочки старинные,
В зелени сады…
И места любимые –
Площади, мосты.
Хоровод берёзок,
Рощи и леса,
Косогоры, взгорье,
Блинная гора.
Белый пруд и парки,
Лебеди в пруду,
Лучшего подарка
Вряд ли я найду.
Верю, что наступит
Самый светлый час!
Город краше станет,
Восхитит он нас!
Воспитатель: Спасибо, девочки! Присаживайтесь на стулья. Ребята, чьё стихотворение было прочитано?
Дети: предполагаемые ответы (Марианы Николаевны Бажановой).
Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть поэтесса Киселева Ольга Николаевна. С ней вы очень хорошо знакомы. У неё много стихов, посвященных городу, есть стихи для детей, книга загадок в стихотворной форме. Ольга Николаевна раньше работала почтальоном, и много путешествовала по Сергиеву Посаду, наблюдала за жизнью нашего города, а потом написала книжечку об улицах города. Стихотворение Ольги Киселевой «Город Святого Сергия» прочтёт Варя.
В город Сергиев Посад
Приезжайте стар и млад.
Колокольный сладкий звон
Слышен здесь со всех сторон.
А у Лаврских у ворот
Сказка древняя живёт.
Здесь история сама
Вхожа в старые дома.
(Дети звонят в колокольчики)
Воспитатель: Спасибо, Варя, возвращайся на место. Ребята, я предлагаю вам прогуляться по нашему любимому городу.
Физкультминутка
Утром рано мы встаём (поднять руки и опустить через стороны)
Город видим за окном (показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт (руки на поясе)
Прогуляться нас зовёт. (ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие (руки поднять и присесть)
Далёкие и близкие (руки вытянуть и приблизить к себе)
Панельные, деревянные, кирпичные (загибаем пальчики)
Вроде, как обычные (разводим руками в стороны)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном (поднимаемся на носочки)
Пусть растёт, пусть цветёт
Городок наш скромный (развести прямые руки по сторонам)
Воспитатель: Присаживаемся.
Д/и «Угадай место в нашем городе»
(Слайды: Белый пруд, Лавра, Дворец им. Гагарина, памятник Сергию Радонежскому, вечный огонь).
Воспитатель: Ребята, а где ещё можно погулять и побывать в нашем городе?
Дети: предполагаемые ответы (Можно сходить в музей игрушки).
Воспитатель: А какие игрушки можно увидеть в этом музее?
Дети: предполагаемые ответы (Можно увидеть матрёшки, богородские игрушки).
Стихотворения Ольги Киселевой прочитает Вика.
Сергиев Посад святой –
для матрешки дом родной!
Куклы более ста лет
радуют весь белый свет!
Так матрешечка одета:
сарафан любого цвета,
на головушке платок –
весь в цветочках уголок.
И с узором фартук яркий,
в ручках у нее – подарки,
светлая рубашка –
куколка-милашка!
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Воспитатель: Спасибо, Вика, за такое эмоциональное прочтение, присаживайся! А сейчас, ребята, давайте поговорим о другой поэтессе Галине Николаевне Ключниковой. Посмотрите на её портрет (Слайд с фотографией Г.Н.Ключниковой) и повторим её имя и фамилию. Вот что рассказала Галина Николаевна о своем детстве. «Читать научилась самостоятельно по газетам раньше старшего брата. В библиотеку записывали с 7 лет, но я убедила библиотекарей, что умею бегло читать. И за год перечитала всё, что было в детском отделе, познавая мир сказок и приключений. Первые стихи о друзьях, кошках, собаках, цветах, звёздах написала в первом или во втором классе».
Сейчас наши мальчики Артём и Амир прочитают замечательное стихотворение Галины Ключниковой. В каждой строчке звучит огромная, искренняя любовь к родному городу, восхищение его красотой.
Центр земли православной
Над рекой Кончурой
Пресвятейшею Лаврой
Дарит людям покой.
Гордо смотрятся в небо
Купола и кресты.
Цвет есть зрелого хлеба
У твоей красоты.
Подмосковный мой город…
Жизнь течёт, как у всех!
Лишь труды и заботы
Обеспечат успех.
Но на души стекает
Здесь с небес благодать.
Ты во всём мире славен,
Мой любимый Посад.
Имя дал тебе Сергий –
Память древних времён.
И волнуется сердце
Слыша их перезвон.
Воспитатель: Спасибо, мальчики! Ребята, чьё стихотворение вы услышали? Кто автор этих строк?
Дети: предполагаемые ответы (Галина Николаевна Ключникова).
Воспитатель: И вновь, ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран – вы видите фотографию Владимира Николаевича Сосина. «Мир моего раннего детства – Троице-Сергиева Лавра» - писал поэт и писатель Владимир Николаевич Сосин. Жила его семья на территории Лавры. Читать он научился в три с половиной года, а в 5 лет читал бегло, очень хорошо. Когда он переезжал из Лавры в Хотьково (ему было тогда 5 лет), он читал в электричке книгу П.Ершова «Конёк-горбунок». Во время прогулок мама читала Владимиру и его старшей сестре стихи А.С.Пушкина, и эти стихи запомнились детям на всю жизнь. Они с сестрой часто ходили в библиотеку за сказками: русскими, польскими, японскими. Быстро прочитав, опять шли в библиотеку за новыми сказками. В течение нескольких лет брали читать только сказки, и были счастливы, когда несли домой очередную книжку с еще не прочитанными чудесами. Владимир Николаевич был талантливым поэтом, мудрым наставником молодых поэтов. И сегодня стихотворение В.Н.Сосина прочтёт Денис.
Близ столицы хлебосольной,
древней памятью богат,
колокольный, богомольный,
город Сергиев Посад.
С голубями да с церквами,
с позолотой и резьбой,
как шкатулка с чудесами,
он подарен нам судьбой.
В кронах лип ютятся гнезда
непоседливых грачей.
А над Лаврой светят звезды
с грустной нежностью очей.
А над Лаврой солнце светит
чуть иначе, чем везде:
в нем души заметен трепет,
словно ветер на воде...
Чуть задумчивее лица.
Чуть лазурнее глаза.
Этот город любит сниться
тем, кто верит в чудеса.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, мы заканчиваем нашу встречу. Что понравилось вам на занятии? Стихи каких поэтов звучали сегодня?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы
Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...
« Ознакомление детей старшей группы с родным городом»
Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города, познакомить с историей нашего города. Побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем слави...
Тематический план по ознакомлению детей старшей группы с родным городом - Нижним Новгородом
Знакомство с родным городом - Нижним Новгородом...
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей группы.
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей группы....
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Труд взрослых в родном городе» для детей старшей группы.
Конспект ОД по ознакомлению с окружающимна тему: «Труд взрослых в родном городе»для детей старшей группы....
презинтация по окружающему миру для детей старшей группы детского сада по теме: "мой родной город"
занятие "мой родной город"...
Исследовательский проект по истории родного города проект для детей старшей группы № 22 «Мой город любимый - Ростов-на-Дону»
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного города, обычаев местного населения Дона, родно...