«Поэзия родного города» (Ключникова Г.Н., Бажанова М.Н., Сосин В.Н., Киселева О.Н.) для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Байбекова Мунира Зинатовна

1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе.

Познакомить детей с культурными местами и достопримечательностями, жизнью и творчеством поэтов родного города.

2. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу.

3. Развивать восприятие, память, речь детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_baybekova_poeziya_vtoroy_variant.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37»

141300 г. Сергиев Посад, ул. Дружбы №10а

Конспект НОД

по ОО «Речевое развитие (с интеграцией всех образовательных областей)»

на тему «Поэзия родного города» (Ключникова Г.Н., Бажанова М.Н., Сосин В.Н., Киселева О.Н.)

для детей старшей группы

Подготовила: воспитатель

Байбекова М.З.

Сергиев Посад.

2018г.

Цель: Познакомить детей с творчеством поэтов Сергиева Посада о городе.

Задачи: 

1. Расширять и закреплять знания детей о родном городе.

Познакомить детей с культурными местами и достопримечательностями, жизнью и творчеством поэтов родного города.

2. Воспитывать уважение к людям искусства, любовь к родному городу.

3. Развивать восприятие, память, речь детей.

Словарная работа: благоустроенный, достопримечательность, река Кончура, читать бегло.

Предварительная работа:

  • экскурсии в библиотеку, в музеи;
  • рассматривание альбомов, иллюстраций, картин о Сергиевом Посаде;
  • беседа о городе, о Сергии Радонежском;
  • читали стихи поэтов Сергиева Посада: Владимира Сосина, Галины Ключниковой, Марианы Бажановой, Любови Лукашиной, Ольги Киселевой; объяснение детям фрагментов стихотворений;
  • разучивали гимн Сергиева Посада, стихи о Лавре, Сергии Радонежском, о матрёшке и богородской игрушке.

Материалы и оборудование: Иллюстрации Сергиева Посада, выставка книг поэтов родного города, колокольчики, проигрыватель, мультимедийная установка, презентация «Достопримечательности Сергиева Посада», д/и «Угадай место в нашем городе».

Работа с родителями:

  • Предложили посетить с детьми Троице-Сергиеву Лавру, Музей игрушки;
  • Побывать в Музее матрёшки на Конном дворе.
  • Принять участие в конкурсе рисунков на тему: «Сергиев Посад».

Ход непосредственной образовательной деятельности

Под звучание песни о Сергиевом Посаде дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть своя малая родина. Для вас это город Сергиев Посад. Здесь вы родились и живёте.

Чем знаменит наш город?

Дети: предполагаемые ответы (Наш город знаменит Троице-Сергиевой Лаврой)

Воспитатель: Кого считают основателем нашего города?

Дети: предполагаемые ответы (Основателем нашего города считают Преподобного Сергия Радонежского).

Воспитатель: в нашем городе много красивых мест. Какие вы знаете достопримечательности нашего города?

Дети: предполагаемые ответы (Лавра, Белый пруд, музей…)

Воспитатель: Ребята, в нашем городе много художников и поэтов, воспевающих родной край. Мы с вами уже знакомились с творчеством сергиево-посадских поэтов Владимира Сосина, Галины Ключниковой, Марианы Бажановой, Любови Лукашиной, Ольги Киселевой, читали их стихи о городе, детях, животных, природе.

И теперь я предлагаю прочитать стихи поэтов Сергиева Посада, посвящённых нашему городу. И начнём мы с вами с Марианы Николаевны Бажановой (на экране слайд с фотографией М.Н.Бажановой)

Воспитатель: Поэтесса Мариана Николаевна Бажанова так рассказывает о себе: «Читать научилась в 5 лет и с тех пор не расставалась с книгой. Первые стихи начала писать в 6-ом классе. Любила писать сочинения и всегда получала за них хорошие оценки». Мариана Бажанова любит фотографировать природу родного края, любит слушать музыку и пение птиц. Сейчас мы послушаем её стихотворение, которое наполнено любовью и восхищением своим городом. Прочитают стихотворение Айдан и Короткая Василиса.

Приезжайте в город –

Сергиев Посад!

Нет его красивей,

Это – город-сад!

Храмы с куполами,

Колокольный звон,

Убедитесь сами –

Это город мой!

Улочки старинные,

В зелени сады…

И места любимые –

Площади, мосты.

Хоровод берёзок,

Рощи и леса,

Косогоры, взгорье,

Блинная гора.

Белый пруд и парки,

Лебеди в пруду,

Лучшего подарка

Вряд ли я найду.

Верю, что наступит

Самый светлый час!

Город краше станет,

Восхитит он нас!

Воспитатель: Спасибо, девочки! Присаживайтесь на стулья. Ребята, чьё стихотворение было прочитано?

Дети: предполагаемые ответы (Марианы Николаевны Бажановой).

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть поэтесса Киселева Ольга Николаевна. С ней вы очень хорошо знакомы. У неё много стихов, посвященных городу, есть стихи для детей, книга загадок в стихотворной форме. Ольга Николаевна раньше работала почтальоном, и много путешествовала по Сергиеву Посаду, наблюдала за жизнью нашего города, а потом написала книжечку об улицах города. Стихотворение Ольги Киселевой «Город Святого Сергия» прочтёт Варя.

В город Сергиев Посад

Приезжайте стар и млад.

Колокольный сладкий звон

Слышен здесь со всех сторон.

А у Лаврских у ворот

Сказка древняя живёт.

Здесь история сама

Вхожа в старые дома.

(Дети звонят в колокольчики)

Воспитатель: Спасибо, Варя, возвращайся на место. Ребята, я предлагаю вам прогуляться по нашему любимому городу.

Физкультминутка

Утром рано мы встаём   (поднять руки и опустить через стороны)

Город видим за окном    (показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт  (руки на поясе)

Прогуляться нас зовёт.    (ходьба на месте)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие                (руки поднять и присесть)

Далёкие и близкие           (руки вытянуть и приблизить к себе)

Панельные, деревянные, кирпичные   (загибаем пальчики)

Вроде, как обычные       (разводим руками в стороны)

Мы живём, мы растём

В нашем городе родном  (поднимаемся на носочки)

Пусть растёт, пусть цветёт

Городок наш скромный  (развести прямые руки по сторонам)

Воспитатель: Присаживаемся.

Д/и «Угадай место в нашем городе»

(Слайды: Белый пруд, Лавра, Дворец им. Гагарина, памятник Сергию Радонежскому, вечный огонь).

Воспитатель: Ребята, а где ещё можно погулять и побывать в нашем городе?

Дети: предполагаемые ответы (Можно сходить в музей игрушки).

Воспитатель: А какие игрушки можно увидеть в этом музее?

Дети: предполагаемые ответы (Можно увидеть матрёшки, богородские игрушки).

Стихотворения Ольги Киселевой прочитает Вика.

Сергиев Посад святой –

для матрешки дом родной!

Куклы более ста лет

радуют весь белый свет!

Так матрешечка одета:

сарафан любого цвета,

на головушке платок –

весь в цветочках уголок.

И с узором фартук яркий,

в ручках у нее – подарки,

светлая рубашка –

куколка-милашка!

Богородская игрушка –

деревянная зверушка.

Мишка, зайка, петушок –

полюбуйся-ка, дружок!

Мастера взялись за дело –

вырежут из липы белой

или мишку-кузнеца,

или в пляске удальца!

Под ноги ложится стружка.

Вот и курочки-подружки

весело зерно клюют –

с ними радость и уют.

Воспитатель: Спасибо, Вика, за такое эмоциональное прочтение, присаживайся! А сейчас, ребята, давайте поговорим о другой поэтессе Галине Николаевне Ключниковой. Посмотрите на её портрет (Слайд с фотографией Г.Н.Ключниковой) и повторим её имя и фамилию. Вот что рассказала Галина Николаевна о своем детстве. «Читать научилась самостоятельно по газетам раньше старшего брата. В библиотеку записывали с 7 лет, но я убедила библиотекарей, что умею бегло читать. И за год перечитала всё, что было в детском отделе, познавая мир сказок и приключений. Первые стихи о друзьях, кошках, собаках, цветах, звёздах написала в первом или во втором классе».

Сейчас наши мальчики Артём и Амир прочитают замечательное стихотворение Галины Ключниковой. В каждой строчке звучит огромная, искренняя любовь к родному городу, восхищение его красотой.

Центр земли православной
Над рекой Кончурой
Пресвятейшею Лаврой
Дарит людям покой.

Гордо смотрятся в небо
Купола и кресты.
Цвет есть зрелого хлеба
У твоей красоты.

Подмосковный мой город…
Жизнь течёт, как у всех!
Лишь труды и заботы
Обеспечат успех.

Но на души стекает
Здесь с небес благодать.
Ты во всём мире славен,
Мой любимый Посад.

Имя дал тебе Сергий –
Память древних времён.
И волнуется сердце
Слыша их перезвон.

Воспитатель: Спасибо, мальчики! Ребята, чьё стихотворение вы услышали? Кто автор этих строк?

Дети: предполагаемые ответы (Галина Николаевна Ключникова).

Воспитатель: И вновь, ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран – вы видите фотографию Владимира Николаевича Сосина. «Мир моего раннего детства – Троице-Сергиева Лавра» - писал поэт и писатель Владимир Николаевич Сосин. Жила его семья на территории Лавры. Читать он научился в три с половиной года, а в 5 лет читал бегло, очень хорошо. Когда он переезжал из Лавры в Хотьково (ему было тогда 5 лет), он читал в электричке книгу П.Ершова «Конёк-горбунок». Во время прогулок мама читала Владимиру и его старшей сестре стихи А.С.Пушкина, и эти стихи запомнились детям на всю жизнь. Они с сестрой часто ходили в библиотеку за сказками: русскими, польскими, японскими. Быстро прочитав, опять шли в библиотеку за новыми сказками. В течение нескольких лет брали читать только сказки, и были счастливы, когда несли домой очередную книжку с еще не прочитанными чудесами. Владимир Николаевич был талантливым поэтом, мудрым наставником молодых поэтов. И сегодня стихотворение В.Н.Сосина прочтёт Денис.

Близ столицы хлебосольной,
древней памятью богат,
колокольный, богомольный,
город Сергиев Посад.
С голубями да с церквами,
с позолотой и резьбой,
как шкатулка с чудесами,
он подарен нам судьбой.
В кронах лип ютятся гнезда
непоседливых грачей.
А над Лаврой светят звезды
с грустной нежностью очей.
А над Лаврой солнце светит
чуть иначе, чем везде:
в нем души заметен трепет,
словно ветер на воде...
Чуть задумчивее лица.
Чуть лазурнее глаза.
Этот город любит сниться
тем, кто верит в чудеса.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, мы заканчиваем нашу встречу. Что понравилось вам на занятии? Стихи каких поэтов звучали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

« Ознакомление детей старшей группы с родным городом»

Уточнить и расширить представления детей о достопримечательностях нашего города, познакомить с историей нашего города. Побуждать у детей интерес к родному городу, рассказывая им, чем богат и чем слави...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Родной город» для детей старшей  группы....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Труд взрослых в родном городе» для детей старшей группы.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающимна    тему: «Труд взрослых в родном городе»для детей старшей группы....

Исследовательский проект по истории родного города проект для детей старшей группы № 22 «Мой город любимый - Ростов-на-Дону»

Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Без знаний основ истории возникновения и становления родного города, обычаев местного населения Дона, родно...