Методическая разработка "Круглый стол для родителей по формированию лексико-грамматического строя у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи

Данченко Юлия Павловна

Данная разработка поможет организовать взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию грамматического строя у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание (форма круглый стол). «Копилка знаний»
Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников»

Цель: организация взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 

Задачи:

1. Познакомить родителей с играми, способствующими формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 
2. Использовать речевые игры для коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 
3. Подбирать речевые игры в окружающей обстановке. 

Ход.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время  у многих детей дошкольного возраста наблюдается бедный словарный запас и аграмматизмы. И как следствие возникают трудности в школе, которые проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем. 

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависит его успехи в усвоении абсолютно всех предметов в школьной программе. 

К 6 годам речь ребёнка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. 
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. 

Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусёнок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок) ; слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик). 
Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам: 

  • бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);
  • глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);
  • глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);
  • глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется)
  • глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает)
  • глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается). 

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

величина – большой (маленький, высокий (низкий, широкий (узкий)

форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;

цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);

вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;

запах – приятный, неприятный, цветочный;

температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;

материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;

принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;

другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный. 

Сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти. 
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра- тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята. 

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции. 
Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово. 

Например: шар – шарик, ключ-ключик. 

3. Игра с мячом «Весёлый счёт»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции. 
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».
Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов. 

4. Игра с мячом «Какая посуда»

Цель: образование относительных прилагательных. 
Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ. 

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан, 
чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка). 

5. Игра с мячом «Что происходит в природе? »

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. 
Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат).

6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов. 
Ход игры: бросая мяч ребёнку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. 
Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой. 

7. Игра «Чей хвост? »

Цель: образование притяжательных прилагательных. 
Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. 
Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост. 

8. Игра «Что бывает круглым? »

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости. 

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить. 

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало) 

9. Игра «Где мяч? »

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве. 

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом) 

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» 
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. 
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда… »

Список используемой литературы:

1. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольниками, игры и упражнения. - М.: АПО, 1996. - 417с. 

2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. - 112с. 

3. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1987. - 144с. 

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». М.: Айрис-пресс, 2005 – 224с. 
5. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
http://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-kruglyi-stol-kopilka-znanii-podg-gr-tema-formirovanie-leksiko-gramaticheskogo-stroja-rechi.html

Проблема овладения правильным русским языком – одна из многих, которая стоит перед обществом. По уровню речи можно сделать вывод об интеллекте человека, о его воспитанности и образованности. Развитие речи и обучение родному языку являются важнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром.

Главные направления в работе по развитию речи ребёнка – это обогащение словарного запаса; формирование грамматических навыков; отработка правильного произношения; развитие связной речи.

Развитие грамматического строя речи способствует пополнению, обогащению и активизации словарного запаса (активного и пассивного).

Структура работы по формированию лексико-грамматического строя речи следующая:

  1. Взаимоотношения слов и их значение (лексика).
  2. Словообразование.
  3. Словоизменение.

Известно, что для понимания речи недостаточно знания лексического значения слов. Ребёнок должен понимать связи и отношения между словами.

Например, умение подбирать антонимы и синонимы говорит о понимании ребенком смыслового значения слов. Это значит, что ребенок сможет более правильно, более точно и более образно выражать свои мысли. Так, работа с синонимами способствует воспитанию у ребенка «чувства языка».

В русском языке есть много слов, которые употребляются в прямом и переносном смысле. Понимание этого необходимо воспитывать у ребенка уже с дошкольного возраста, потому что в дальнейшем ребёнку будет непонятен смысл многих выражений. Речь идёт о привычных для нас выражениях «время идёт», «золотые руки» и т.п.

Очень важным для детей является овладение основными способами словообразования и словоизменения в самых элементарных, доступных пределах дошкольного возраста. Умение изменять слова, образовывать новые способствует развитию первоначальных навыков подбора родственных слов, а также подводит ребенка к пониманию морфологического состава слова.

У такого ребенка уже не возникнет проблем с русским языком, он будет более глубоко и точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....

Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»

Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к р...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.

Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...