Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.
методическая разработка (подготовительная группа)
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления родителями с детьми полученных знаний на занятиях .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_deti_6-7_let.docx | 68.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления родителями с детьми полученных знаний на занятиях .
Подготовила
учитель – логопед Демидова Г.В.
День Победы
СЛОВАРЬ:
Существительные: солдат, Родина, победа, ветеран, память,
памятник, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник,
полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, предатель, китель, пилотка, шинель, бескозырка.
Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязывать,
вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.
Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.
Игра «Не ошибись»
Цель: образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения с предлогом В, расширять словарь.
Артиллеристы служат … (в артиллерийских войсках). Танкисты служат … (в танковых войсках). Пехотинцы служат … (в пехотных войсках). Ракетчики служат… (в ракетных войсках). Пограничники служат … (в пограничных войсках). Зенитчики служат… (в зенитных войсках). Десантники служат… (в десантных войсках).
«Какое слово не подходит?»
Ветеран, ветер, ветеранский.
Память, памятник, помять, помнить.
Граница, заграница, пограничник, граната.
Таня, танк, танкист, танковый.
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат.
ПОСЛОВИЦЫ:
Бой отвагу любит.
Смелость города берет.
За правое дело стой смело.
Храбрость и умение рождают победу.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
С.Алексеев, «Первый ночной таран», «Дом».
А Твардовский, «Рассказ танкиста».
А. Митяев, «Мешок овсянки»
З.Александрова, «Дозор»
«Школа»
Закрепить в словаре ребёнка их названия и обобщающее понятие «школьные принадлежности».
Продолжи предложения:
Школа – это …
Учитель – это…
Учебник – это…
Перемена – это…
Тетрадь нужна для того, чтобы …
Альбом нужен для того, чтобы…
Карандаш нужен для того, чтобы…
Ручка нужна для того, чтобы …
Упражнение «Из чего - какой?». Закончи предложения по образцу.
Образец: Карандаш из дерева (какой?) – деревянный.
Ножницы из металла (какие?) - ….
Портфель из кожи (какой?) - …
Линейка из пластмассы (какая?) - …
Ластик из резины (какой?) - …
Упражнение «Скажи наоборот». Составь предложения по образцу. Образец: Таня поставила ножницы в стакан. - Таня достала ножницы из стакана.
Таня положила линейку под букварь.
Таня спрятала ластик за стакан.
Таня оставила альбом на столе.
Таня поставила портфель под стол.
Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения:
Кисточка рисовала Лену.
Учебник учится по Саше.
Пенал положил Саша в портфель.
Ручка написала письмо Тане.
Букварь читает Олю.
Вова резал бумагой ножницы.
Упражнение «Четвёртый лишний»:
. Выдели лишнее слово и объясни, почему оно лишнее.
Карандаш, отвёртка, ручка, кисточка.
Альбом, букварь, тетрадь, стол.
Мячик, ластик, пенал, линейка.
Ученик, ученица, учитель, воспитатель.
«Лето»
Стихотворение для чтения и заучивания наизусть
«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это — лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день,
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче...
И. Мазнин
Игра «Исправь ошибки»
(согласование прилагательных с существительными).
Взрослый предлагает ребёнку внимательно прослушать «словосочетания» и исправить в них ошибки.
(голубая) колокольчик — голубой колокольчик
(душистый) земляника — ...
(тёплый) солнышко — ...
(летнее) дождик — ...
«Назови ласково»
У детей на столах лежат разрезные картинки с летней тематикой: солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравей, муравейник и т.д.
«Подбери слово-действие»
Солнце …. ярко.
Лес … красивый.
Река … быстро.
Ягоды … в лесу.
Цветы … на лугу.
Стрекоза … над водой.
Муравейник … муравьи.
Птицы … весело.
«Подбери слово – признак»
ЛЕТО – какое? жаркое, теплое, знойное, холодное, дождливое, сырое, замечательное, красное, зеленое, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное.
СОЛНЦЕ – ласковое, теплое, жаркое, желтое, круглое, большое и т.д.
«Бытовые приборы»
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Назначение основных электроприборов в доме.
Называть части электроприборов
Почему они так называются.
Как с ними обращаться.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: телевизор, магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, видеомагнитофон, торшер, лампа, компьютер, обогреватель, холодильник, миксер, утюг, стиральная машина, электроплита, тостер, фен, вентилятор, микроволновая печь, морозильник, техника, провод, розетка, вилка, электричество;
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: цветной, черно-белый, большой, маленький, моющий, хрустальная, стеклянная, напольная, настольная, настенная, высокий, низкий, двухкамерный, горячий, холодный, стиральная, микроволновая, теплый, электрический, бытовая;
ГЛАГОЛЫ: смотреть, веселиться, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать — выключать, светить, разговаривать, пользоваться, играть, проветривать, согревать, показывать, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, разогревать, замораживать, доставать.
СКАЖИ СО СЛОВОМ "НЕТ".
Магнитофон — нет магнитофона.
Плита — нет плиты.
Пылесос — нет пылесоса.
Люстра — нет люстры.
Радио — нет радио.
Торшер — нет торшера.
Лампа — нет лампы.
Компьютер — нет компьютера.
Обогреватель — нет обогревателя.
Холодильник — нет холодильника.
Миксер — нет миксера.
Стиральная машина — нет стиральной машины.
Микроволновая печь — нет микроволновой печи.
Электроплита — нет электроплиты.
Тостер — нет тостера.
Фен — нет фена.
Вентилятор — нет вентилятора.
«Я человек»
Игра «Назови ласково»
Рука – ручка, нога – ножка, ухо – ушко,
нос – носик, палец – пальчик, глаз – глазик,
плечо – плечико, живот – животик, шея-шейка,
горло – горлышко ноготь – ноготок, лоб – лобик,
спина – спинка, локоть – локоток, висок – височек и т.д.
Игра с мячом: «Один – много».
Рука – руки, нога – ноги, ухо – уши, нос – носы,
палец – пальцы, глаз – глаза, плечо – плечи,
волос – волосы, ноготь – ногти, щека – щеки,
спина – спины, колено – колени, локоть – локти,
кисть – кисти, стопа – стопы, висок – виски и т.д.
· Различать правую и левую руку, ногу и др. части тела (левое ухо, правая щека и т.д.)
Игра «Скажи наоборот»
Упражнять детей в употреблении слов антонимов:
Большой – маленький,
чистый – грязный,
сухой – мокрый,
высокий – низкий,
весёлый – грустный,
молодой – пожилой,
худой – толстый,
злой – добрый,
смеётся – плачет,
стоит – идёт,
больной – здоровый,
тихо – громко,
поздно – рано,
неряшливый – опрятный,
светлый – тёмный,
здоровый – больной,
прямые – кудрявые (волосы),
стоит – идёт, встает – садится,
заходит – выходит.
«Мой дом»
«Дом. С чем?» (усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со)
Дом + крыша = дом с крышей.
Дом + потолок = дом с потолком.
Дом + стены = дом со стенами.
Дом + пол = дом с полом.
Дом + двери = дом с дверями
Дом + комнаты = дом с комнатами.
Дом + этажи = дом с этажами.
Дом + окна = дом с окнами
Дом + подъезды = дом с подъездами.
Дом + ступеньки = дом со ступеньками.
ОДИН - МНОГО.
Пол — полы — много полов.
Рама — рамы — много рам.
Комната — комнаты — много комнат.
Стена — стены — стен.
Этаж — этажи — много этажей (многоэтажный).
Подъезд — подъезды — много подъездов.
Балкон — балконы — балконов.
Окно — окна — много окон.
Форточка — форточки — форточек.
Лестница — лестницы — много лестниц.
Дверь — двери — дверей.
Звонок — звонки — звонков.
Крыша — крыши — много крыш.
Труба — трубы — много труб.
Антенна — антенны — много антенн.
Подвал — подвалы — подвалов.
Замок — замки — замков.
НАЗОВИ, КАКОЙ
Дом из соломы — соломенный.
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Крыша из железа — железная.
Окна из стекла — стеклянные.
Фундамент из цемента — цементный.
Труба из кирпича — кирпичная.
Пол из дерева — деревянный.
«Космос»
Выучить
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Аркадий Хайт
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
1 большой метеорит, 2 больших метеорита,..., 5 больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
«Где какой?»
На Земле – земной
На Луне – (лунный)
На Солнце - солнечный
На планете – планетный
Между звезд – межзвездный
Между планет – межпланетный
«Продолжи предложение»
В космосе много планет,…(спутников, комет)
«Подбери слово-признак»
КОСМОНАВТ – выносливый, смелый, бесстрашный и т.д.
РАКЕТА - мощная, быстрая…
«Профессии»
Игра «КТО ЧЕМ УПРАВЛЯЕТ»
(Водитель) ... управляет автобусом.
(Шофёр) ... управляет грузовиком.
(Машинист) ... управляет поездом.
(Вертолётчик) ... управляет вертолётом.
(Лётчик) ... управляет самолётом.
(Капитан) ... управляет кораблём.
(Мотоциклист) ... управляет мотоциклом.
(Велосипедист) ... управляет велосипедом.
(Космонавт) ... управляет ракетой.
«ОДИН – МНОГО».
Учитель — учителя — учителей.
Врач — врачи — врачей.
Продавец — продавцы — продавцов.
Пекарь — пекари — пекарей.
Фотограф — фотографы — фотографов.
Портной — портные — портных.
Доярка — доярки — доярок.
Почтальон — почтальоны — почтальонов.
«НАЗОВИ ПО ОБРАЗЦУ»
Он художник, а она — художница.
Он учитель, а она — ... .
Он писатель, а она — ... .
Он проводник, а она — ... .
Он певец, а она — ... .
Он переводчик, а она — ... .
«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»
Врач – лечит, ставит градусник, выписывает лекарства, назначает уколы.
Повар – готовит завтрак, обед, ужин, вкусную еду.
Водитель – водит машину, перевозит грузы.
Учитель – учит детей читать, писать, считать.
Строитель – строит здания: школы, больницы, магазины.
Пожарный – тушит пожары, спасает людей.
«Мы живём в России»
Герб - У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу смог,
Сильный , мудрый он и гордый
Он – России дух свободный.
Флаг – что означает белый , синий и красный цвет.
Белый цвет березка
Синий - неба цвет
Красная полоска
Солнечный рассвет.
Грамматический строй
1. «Чего много?»
(родительный падеж множественного числа)
В нашей стране много (чего?) полей.
(реки, озера, народ, моря, города, дороги, леса, горы,
равнины, поселки, деревни, луга)
2. «Полюбуйся!»
(употребление творительного падежа множ.ч. сущ.)
Мы любуемся (чем?) полем, полями.
(река, озеро, площадь, улица, поляна, луг,
гора, салют, лес, равнина, море, сад)
3. «Назови ласково»
(образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)
Лес - лесок
(ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют, улица)
4. «СКОЛЬКО их?» (согласование числительных с
сущест. роде, числе и падеже):
Одна река, две реки, пять рек
(пруд, гора, город, столица, флаг, поле, дорога,
здание, государство, памятник, фонтан, дом)
5. «Что лишнее?» (назови лишнее слово, объяснисвой выбор)
Москва, Дегтярск, ул. Калинина, Екатеринбург.
Парк, сквер, сад, лес.
Машина, улица, площадь, проспект.
Река, пруд, мост, озеро.
Город, дом, деревня, поселок.
«Цветы»
Игра «Скажи – какой цветок?»
Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый,
-в поле — полевой,
-на лугу – луговой,
-в лесу — лесной,
-растёт весной – весенний,
-растёт в комнате — комнатный,
-растёт летом — летний,
-лечит болезни — лечебный,
-растёт много лет — многолетний,
-одно лето — однолетний,
-растёт для декора — декоративный,
-приносит пользу – полезный.
«Посчитай»
один маленький подснежник…
одна душистая мимоза…
одна садовая роза и т.д.
Упражнение "Один - много"
на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Один ландыш - много ...
Один одуванчик - много ...
Одна мать-и-мачеха - много ...
Один колокольчик -…
Один пион-..
ЗАГАДКИ:
- Есть один такой цветок – на него подуй слегка:
был цветок – и нет цветка (Одуванчик)
- Первый вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
-Рядом подряд колокола висят,
под ветром качаются, а не звенят. (Колокольчики)
- На гвоздику он похож с синей головою.
В поле ты его найдешь и возьмешь с собою.
Не могу понять никак: говорят, что он сорняк. (Василек)
- Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
- Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка)
«8 Марта»
Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл).
Я стираю сейчас белье - завтра я белье ... - вчера я бельё ...
Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...
Упражнение "Назови слова-родственники" - учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...
Упражнение «Кем работает мама?»
Моя мама учит детей, она ... (учительница).
Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).
Моя мама готовит еду, она ... (повариха).
Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).
Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).
Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).
Моя мама поёт, она... (певица).
Моя мама пишет картины, она... (художница).
Моя мама пишет книги, она... (писательница).
Упражнение «Назови ласково»
как можно ласково назвать человека с тем или иным именем. А теперь назовите полным именем.
Настя — Настенька –Анастасия
Даша — ...
Лида — ... Ира — ...
Оля — ... Света — ...
Маша — ... Таня — ...
«Птицы и животные весной»
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: медведь, медведица, медвежонок, волк, волчица, волчонок, заяц, зайчиха, зайчонок, лиса, лисица, лис, лисенок, нора, логово, белка, бельчонок, дупло, лось, лосиха, лосенок, рога, ёж, ежиха, ежонок, кабан, кабаниха, кабанчик, барсук, барсучиха, барсучонок, лес, поляна, плутовка, лапа, шерсть, когти, нос, уши, копыта, хвост. Морда, рыло, пасть, звери, детеныши, кусты, деревья, мышь, рысь, енот, бобр, олень, куница, клыки, соболь, норка, крот, берлога, шатун.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: бурый, косолапый, хитрая, хищный, серый, неутомимый, страшный, густая (шерсть), рыжая, дикие, пушистая, ловкая, осторожный, быстрая, белый, трусливый, длинноухий, лопоухий, чуткие (уши), косой, пугливый, бархатная, колючий, волчья, полосатый.
ГЛАГОЛЫ: бродит, лазает, ревет, дерет (лыко), прыгает, скачет, рычит, скалится. Охотится, спасается, воет, грызет, роет, бегает, «дал стрекача», собирает, запасает, хрюкает, нюхает, принюхивается, прислушивается, притаился, колется, крадется, сосет, залегать, впадать.
«Кто кем был?» (закрепление названий детенышей + логическое мышление + творит, падеж)
Медведь был ...(медвежонком).
белка, еж, волк, лиса, лось, барсук,
мышь, крот ,бобер, кабан, заяц
«Чей хвост?» Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа
У лисы хвост — лисий,
лапы — лисьи,
морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца
«Сосчитай» согласование числительных с
существительными в роде, числе и падеже:
Одна лиса, две лисы, пять лис.
белка, еж, волк, лось, барсук, мышь,
крот, бобер, кабан, заяц
«Весна»
Существительные:
сосулька, ручеёк, птицы, солнце, небо, ствол, весна, оттепель, проталина, март, апрель, май, месяц, журчание, звон, капель.
Глаголы:
греть, мёрзнуть, висеть, расти, щебетать, чирикать, таять, чернеть, вить, пригревать, отогревать, нагревать, замерзать, подмерзать, оттаять, наступать, отступать, звенеть, таять, греть, расцветать, распускаться, набухать, пахнуть, просыпаться, наступать, трещать, ломаться, журчать, пробиваться.
Прилагательные:
весенний, зимний, солнечный, теплый, прохладный, яркий, рыхлый, ранний, поздний, звонкий, радостный, дождливый, шумный, погожий, светлый, красивый.
Наречия:
тепло, холодно, сыро, грязно, светло, ярко, звонко.
Приметы весны:
Солнышко ярко светит и начинает пригревать.
Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки.
На крышах появились сосульки.
Дни становятся длиннее, а ночи – короче.
Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы.
Люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Цели: закрепить в речи названия весенних месяцев. Разучите с детьми.
Весна торопится на старт,
В ручьях весенних месяц март.
Из старых листьев вылез шмель,
Цветёт подснежником апрель.
На луг Бурёнку выгоняй —
Пришёл с травой зелёной май.
Образование существительных множеств. числа вРодит.падеже «Один — много»
Месяц — много месяцев, лужа — много луж,
Ручей___________________, льдина ____________________
птица ___________________, гнездо ___________________
почка ___________________, листья ____________________
трава ____________________,подснежник _______________
поле ____________________,сад ______________________
грядка __________________,луч ______________________
сосулька ________________,дерево ___________________
«Защитники Отечества»
Дети должны знать.
Существительные: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник, самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.
Прилагательные: смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, летные,
пограничные, парадный.
Глаголы: защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.
Поиграйте в игру «Скажи какой»:
защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….
Посчитайте боевую технику:
Один танк, два танка, …, пять танков.
Один самолет, два самолета, …, пять самолетов…и т. п.
Упражнение «Образуй новое слово»
Если у солдата много силы, он какой?— сильный.
храбрость—...(храбрый),
смелость — ...(смелый),
быстрота — ...(быстрый),
ловкость — ...(ловкий),
находчивость — ...(находчивый),
ум — ...(умный).
Храброго солдата назовем (как?) храбрец.
удалого— удалец,
умелого—умелец.
Быстрый солдат сражается (как?) быстро.
смелый — смело,
храбрый — храбро,
отважный —отважно.
Упражнение «Слово – профессия солдата».
танк – танкист;
ракета – ракетчик;
пехота – пехотинец;
подводная лодка – подводник;
десант – десантник и т.п.
«Транспорт»
1. «Из чего сделано?»
(образование относительных прилагательных)
Иллюминатор из стекла – стеклянный.
Шины из резины - … Фара из стекла - …
Кабина из металла – … Кузов из железа - …
2. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Одна машина, две машины, пять машин.
(корабль, трактор, самолет, поезд, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, самосвал, руль, педаль, крыло, багажник, колесо, мотор)
3. «Подбери слово»
(подбор антонимов, усвоение глаголов с разными приставками)
Грузовик подъехал к дому, а потом …(отъехал)
Грузовик въехал на горку, а потом …(съехал)
Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал)
Грузовик укатил, а потом …(прикатил)
Грузовик уехал, а потом …(приехал)
Грузовик отъехал, а потом…(приехал)
4. «Закончи предложение»
(образование сравнительной степени прилагательных)
Самолет летит высоко, а ракета …(выше)
Самолет летит далеко, а ракета…(дальше)
Самолет летит быстро, а ракета …(быстрее)
Самолет мощный, а ракета…(мощнее)
Самолет большой, а ракета …(больше)
Самолет тяжелый, а ракета …(тяжелее).
Самолет просторный, а ракета …(просторнее)
Самолет длинный, а ракета …(длиннее)
Самолет быстроходный, а ракета …(быстроходнее)
5.«Кто чем управляет? »
Самолетом управляет – …
Машиной управляет - …
Кораблем управляет - …
Велосипедом управляет - …
Поездом и электричкой управляет - …
Мотоциклом управляет - …
«Комнатные растения»
Расскажи о комнатном растении по плану:
Что это (название)?
Внешний вид (размер, окраска листьев и бутонов, строение стебля, форма листа).
Уход за ним
Как цветёт?
Как размножается?
Особенности и польза от него.
«Один — много»
Фиалка — фиалки — фиалок,
фикус — фикусы — фикусов,
фуксия — фуксии — фуксий,
кактус — кактусы — кактусов,
папоротник — папоротники — папоротников,
свет — много света,
корень — корни — корней,
стебель — стебли — стеблей,
лист — листья — листьев,
бутон — бутоны — бутонов,
лепесток — лепестки — лепестков,
цветок — цветки — цветков,
рассада — много рассады,
вода — воды — много воды (вод),
подоконник — подоконники — подоконников.
«Посчитай один — два — пять»
Фиалка — две фиалки — пять фиалок.
Так же со словами: цветок, фикус, кактус, папоротник, корень, бутон, лепесток.
«Назови ласково»
Фиалка — фиалочка,
герань — геранька,
кактус — кактусик,
корешок — корешочек,
стебель — стебелек,
лист — листок (листик),
бутон — бутончик,
отросток — отросточек,
цветок — цветочек,
земля — землица,
«Рыбы»
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет,
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
«Назови ласково» (образование прилагательных уменьшительной формы)
Карась - карасик
(дельфин, щука, лягушка,
креветка, рак, ерш, сом)
«Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище
(лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
«Сосчитай улов» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей
( Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
«Чей?» (образование
притяжательных прилагательных)
У акулы голова - ... акулья.
У щуки плавники - ... У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ... У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -... У дельфина глаза - ...
«Инструменты»
Связная речь
Составление рассказа – описания об инструменте по плану:
Название инструмента.
Человеку какой профессии он принадлежит?
Назначение инструмента.
Форма инструмента.
Из какого материала изготовлен инструмент?
Пользовался ли ты сам этим инструментом?
«Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один топор, три топора, пять топоров
(нож, пила, метла, карандаш, отвертка, иголка, кисть, коса, ключ, валик, молоток, указка, фен)
«Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Топор - топорик
(кисть, пила, молоток, тяпка, карандаш, ручка, грабли, ножницы, иголка, отвертка, лопата)
«Назови действие» (подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут; топором – рубят; мастерком - штукатурят; валиком – красят; молотком - вбивают, забивают; ножом – режут; пилой - пилят; ножницами - разрезают, стригут; ключом закручивают (гайку); кистью - …; граблями - ...
Игра «Великан и Гномик»
У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)
У Великана гвоздь, а у Гномика …
У Великана топор, а у Гномика …
У Великана лопата, а у Гномика …
Какое слово лишнее и почему?
Маляр, кисть, молоток, отвёртка
Стекольщик, каменщик, рубанок, сантехник
Мастерок, молоток, рубанок, шприц
«Семья»
Родителям рекомендуется:
1. Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы:
С кем ты живешь?
Сколько человек в твоей семье?
Назови всех членов твоей семьи.
Кто самый младший, кто самый старший в семье?
Кто младше всех?
2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
3. Упражнение "Подбери признак" на согласование существительного с прилагательным.
Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, заботливая и т.д.
Дедушка (какой?) - старенький, мудрый, добрый...
Мама (какая?) - молодая, любимая, ласковая...
Папа (какой?) - молодой, спортивный, добрый, внимательный, сердечный...
4. Упражнение "Чей, чья чьё, чьи?" на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) - папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины...
5. Упражнение "У кого?" на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? - У папы.
У кого ласковые руки? - ...
У кого глаза добрые? - ...
6. Упражнение "Скажи наоборот" на образование антонимов.
Старший - ... (младший)
Молодой - ... (старый)
Большой - ... (маленький)
Добрый - ... (злой)
Старше - ... (моложе)
и т.д.
«Животные жарких стран»
Дидактическая игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.)
И еще огромные, сильные... (Слоны.)
«Четвертый лишний» - Предложите ребенку объяснить, почему
названное им слово лишнее в данном ряду
лось, жираф, зебра, бегемот
тигр, лиса, носорог, кенгуру
леопард, лев, еж, обезьяна
зебра, слон, кенгуру, белка.
«Кто в Африке живет?» (согласование существительных
во множественном числе, роде, падеже)
В Африке живут гориллы:
(лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, крокодил, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна)
«Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)
Один слон, два слона, пять слонов
(тигр, лев, черепаха, кенгуру, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
«Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Слон - слоник
(тигр, лев, черепаха, кенгуру,
зебра, верблюд, бегемот, носорог,
горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
Дидактическая игра «Составь слово» Образование сложных слов.
У жирафа длинная шея — жираф какой?
У бегемота толстые ноги — ... .
У обезьяны длинный хвост — ... .
У верблюда два горба — ... .
.
«Мой город»
Образование существительных во множественном числе.
В городе много дорог
(деревьев, улиц, школ, заводов, аптек,
машин, парков, магазинов, автобусов, такси)
Сосчитай до десяти и обратно
Один большой город, два больших города...
Одна красивая улица…
Один высокий дом…
Что лишнее и почему?
Дом, домашний, дым, домовой.
Город, городской, горох, горожанин.
Улица, переулок, улочка, улитка.
Исправь предложения:
Дома стоят над улицей
Мы живем на домах
С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего
Игра «Города России»
( разделить на слоги, слова — названия городов России):
Мо-сква, Ме-ги-он, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,
Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень,Но-ябрьск.
Составь рассказ о своем городе по плану:
1. Как называется страна, в которой ты живешь?
2. Как называется столица нашей Родины
3. Как называется твой город?
4. Назови свой домашний адрес
5. Что расположено на твоей улице (магазины, другие учреждения?)
6. Чем тебе нравится твой город?
7. «Что бы ты показал гостям нашего города?» (достопримечательности города).
«Мебель»
Дети должны знать.
Предметы: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.
Действия: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.
Признаки: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
Дети должны уметь.
Подбирать признаки.
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный,
праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная,
детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…
Согласовывать существительные с числительными.
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал
Образовывать относительные прилагательные
Мебель из кожи - кожаная
Мебель из дерева - ...
Мебель из пластмассы - ...
Мебель сплетена - ...
«Зима»
Дидактическая игра «Подбери родственные слова».
Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .
Мороз — морозный, морозить, замораживать ... .
Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .
Задание 1. «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»):
солнце (какое?) — ...,
лед (какой?) — ...,
мороз (какой?)
Задание 2. «Подбери предмет к признаку»:
снежный — ком ..., снежная — поляна...,
снежные — заносы ..., снежное — поле ...
Задание 3. «Назови ласково»
Снег, мороз, ветер, лёд, зима, метель(метелица),
санки, холод, дерево, звезда, ночь.
Задание 4. Учимся образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Снег- (много)снегов; лёд- льдов,
звезда- звезд, день- дней,
узор- узоров, ночь- ночей,
снежинка- снежинок, снеговик- снеговиков,
санки- санок, буря- бурь, вьюга- вьюг,
стужа- стуж, холод- холодов, забава- забав.
Найдите вместе «Каким бывает?»
Снег- белый, мягкий, легкий, пушистый,
липкий, холодный, блестящий, серебристый,
сверкающий, падающий…
Зима- холодная, веселая, злая, суровая, морозная,
длинная, вьюжная, лютая, студёная…
Лёд, …снежинки, ….зимний ветер…
Составить рассказ о зиме по плану.
Как ты заметил наступление зимы?
Назови ее первые приметы в природе.
Зимние месяцы.
Признаки зимы.
Повадки зверей и птиц зимой.
Зимующие птицы.
«Посуда»
Какие действия можно производить с посудой?
(мыть, вытирать, готовить, наливать, переставлять…)
Описывать посуду по плану.
- Как называется?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Из какого материала сделана?
- Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
- Для чего нужна посуда?
Образовывать относительные прилагательные.
Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.
Упражнение «Части посуды»- Посмотрите внимательно на чайник. Что есть у чайника? (ручка, донышко, носик, крышка). Покажи, где крышка, где носик, где донышко, где ручка?
Дидактическая игра «Где живут продукты» (образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-)
- Ребята, Поваренок не знает, где живут продукты. Давайте ему поможем.
Где «живет» суп? Суп «живет» в … супнице.
Соль … в солонке.
Перец … в перечнице.
Чай … в чайнике.
Салат … в салатнице.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони
Будем маме помогать. Прыгают.
Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.
Про тарелки не забыли. Трут ладошки.
Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.
«Продукты ».
1. Попросить ребенка назвать продукты, приготовленные из мяса, молока, рыбы …
Молочные: сметана, сыр, кефир, мороженое … (перечислить)
Мясные продукты: котлеты, колбаса, сардельки, сосиски, …
Рыбные продукты: рыбный суп, рыба соленая …
Хлебобулочные изделия: хлеб, батон, сушки, булочки …
Кондитерские изделия: конфеты, шоколад, мармелад, …
2Д/ упр. «Назови блюда правильно»
(образование относительных прилагательных):
салат из овощей ( какой? ) - овощной,
каша из гречневой крупы –гречневая
каша из рисовой крупы –рисовая
запеканка из творога –творожная
котлета из мяса –мясная
котлета из рыбы –рыбная
суп из вермишели -вермишелевый
суп из картофеля -картофельный
суп из овощей -овощной
суп из риса –рисовый
суп из геркулеса –геркулесовый
3.Подбери признаки (назови какой? Какая?)
Суп – горячий, ароматный, вкусный….
Хлеб, колбаса, сахар, кефир, лимон.
4.Подбери действия (что делает?)
Каша – варится, греется, пахнет, остывает;
яйцо, пирог, рыба.
5.Назови ласково: булка, хлеб, яблоко, пирог, торт, сосиска,
масло, сметана, сухарь, перец, каша, суп.
6.Словесная игра «Я начну, а ты продолжи» (антонимы)
Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)
Сыр твердый, а масло …(мягкое)
Молоко жидкое, а сметана …(густая)
Сыр отрезают, а ряженку …(наливают)
Молоко пьют, а творог …(кушают)
Сыр кладут на бутерброд, а сметану…(в борщ, в творог)
Мороженное в тепле тает, а молоко …(прокисает)
Сыр пористый, а творог …(рассыпчатый)
Пословицы и поговорки о матери
Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).
Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.
Материнское слово мимо не молвится.
Родных много, а мать роднее всего.
С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.
Сердце матери лучше солнца греет.
Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.
Мать кормит детей, как земля людей.
Материнская душа кривая, материнская любовь слепая.
Что материнской рукой дано, то впрок пойдет.
Для матери плохих детей не бывает.
Птица радуется весне, а мать — деткам.
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Родных много, а мать роднее всего.
«Одежда. Обувь. Головные уборы».
- Употребить существительные множественного числа в родительном падеже.
Например: куртка – много курток.
Шуба- …… шуб
Кофта-……кофт
Шапка-……шапок
Платок-… …платков
Туфли-……туфель
Сапог-…….сапог
Гольф-….гольфов
Свитер-……свитеров
Носки-……носков
Пальто-……пальто
- Дифференцирование имён существительных женского и мужского рода, закрепление согласования притяжательных местоимений (мой, моя, моё, мои) с существительными.
Например: Чей плащ? – Мой плащ.
Чья шапка? -…
Чьи чешки? -…
Чьи брюки? -…
Чьи сапоги? -…
Чья куртка? -…
Чьи носки? -…
Чей шарф? -…
- Игра «Шьём одежду».
Образование имён прилагательных от существительных.
Например: сапоги из резины. – (Какие сапоги?) – Резиновые сапоги.
Сапоги из кожи. - …
Свитер из шерсти.-…
Плащ из брезента. -…
Шапка из замши.-…
Брюки из кожи.-…
Носки из шерсти.-…
- Закончи предложение.
Мама сшила…
Брат надел сегодня…
Маше завязали красивый…
Сегодня холодно, поэтому…
Моя голубая шапка…
«Дикие животные»
«У кого — кто?»
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у моржихи — моржонок, моржата,
у тигрицы — тигренок, тигрята,
у тюленихи — тюлененок, тюленята,
у львицы — львенок, львята,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
«Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — много лис — лисят, еж — много ежей — ежат, заяц —много зайцев — зайчат, волк — много волков — волчат, лось — много лосей — лосят, медведь —много медведей — медвежат, морж — много моржей — моржат, тюлень — много тюленей — тюленят, олень — много оленей — оленят, слон — много слонов — слонят, зебра — много зебр - зебрят.
«Чей хвост?» У лисы хвост — лисий, лапы — лисьи, морда — лисья..,
по образцу: у медведя, волка, зайца.
«Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных):
Волк, волчица и волчонок - это волчья семья.
Заяц, зайчиха и зайчонок - ...
Лис, лисица и лисенок - ...
Медведица, медведь и медвежонок - ...
Лось, лосиха и лосенок - ...
Кабан, кабаниха и кабаненок - ...
Бобер, бобриха и бобренок - ...
Еж, ежиха и ежонок - ...
Подбирать существительные к прилагательным
Бурый, косолапый, неуклюжий - …
Серый, зубастый, страшный - …
Хитрая, пушистая, рыжая - …
«Кто где живёт?»:
В норе живет – лиса.
В берлоге - …
В логове - …
В дупле - …
«Домашние животные»
Игра “Сосчитай до пяти”
Один пушистый кот -……
Одна рябая курица – ……
Одна быстрая лошадь – …..
Один ретивый конь – ……
Одна домашняя утка – …..
Один красивый селезень – ….
Игра “Кто где живет?”
Лошади – в конюшне
Коровы – в коровнике
Свиньи – в свинарнике
Собаки – в будке
Телята – в сарае
Кролики – в клетке
ОПИСЫВАТЬ ЖИВОТНЫХ ПО ПЛАНУ:
Название.
Внешний вид.
Чем питается.
Где живет.
Как голос подает.
Какую пользу приносит.
Игра «Чей хвост? Чья голова?»
Образец: У собаки – собачий хвост, собачья голова.
У кошки –
У коровы –
У лошади –
У собака –
У кролика –
У овцы-
“Какое слово самое короткое?”
Собака, кот, корова, коза.
Петух, индюк, гусь, курица.
Игра “Назови ласково”
кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.
«Грибы. Ягоды»
Один — много
Малина — много малины. Черника — много черники. Клубника — много клубники. Вишня — много вишни. Клюква — много клюквы. Куст — много кустов. Смородина — много смородины. Земляника — много земляники.
Скажи ласково
Ягода — ягодка. Клубника — клубничка. Смородина — смородинка. Малина — малинка. Вишня — вишенка. Земляника — земляничка. Слива — сливка.
Сосчитай до пяти слова
Ягода, малина, клубника, куст — одна ягода, две ягоды и т.д.
Повтори и запомни
Мама купила (что?) клубнику. В тарелке не осталось (чего?) клубники. Таня села (на что?) на клубнику. Она выпачкалась (чем?) клубникой.
Пальчиковая гимнастика
За ягодами.
Раз, два, три, четыре, пять Пальчики обеих рук здороваются,
В лес идем мы погулять. начиная с больших
За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Один — много
Гриб — (в лесу растут что?) грибы — (много чего?) грибов.
Ножка — ножки — ножек.
Шапочка — шапочки — шапочек.
Трава — травы — трав.
Боровик — боровики — боровиков.
Лисичка — лисички — лисичек.
Мухомор — мухоморы — мухоморов.
Скажи ласково
Гриб — грибок. Шапка — шапочка. Мухомор — мухоморчик. Боровик — боровичок. Корзина — корзиночка. Трава — травка.
Это — мой, моя, мое, мои.
Лукошко, гриб, лес, дом, корзинка — это мое лукошко и т.д.
Сосчитай до пяти слова
Гриб, ножка, мухомор — один гриб, два гриба, три гриба и т.д.
Большой — маленький
Дерево большое, а гриб (какой?) маленький.
Лукошко большое, а мухомор (какой?) маленький. Человек большой, а насекомое (какое?) маленькое.
«Птицы»
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.
Жук, бабочка, птенец, комар (птенец – птица, остальные насекомые).
У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный
У гуся – гусиный
У утки - утиный
У кукушки -кукушиный
У грача - грачиный
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
«Насекомые»
Упражнение «Мухи» для развития мелкой моторики.
На паркете восемь мух
Польку танцевали.(на ударные слоги соединять указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук (по очереди) с большими пальцами)
Увидали паука –
В обморок упали.(разжать пальцы, расслабить кисти, резким движением
опустить руки)
«Сосчитай» (согласование сущ. с числит. в роде, числе)
Один комар, три комара, пять комаров.
1 муравей, 2 муравья, 5муравьёв
1 кузнечик, 2 кузнечика, 5кузнечиков
1 таракан,2 таракана, 5 тараканов
1 муха, 2 мухи, 5мух….( стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела,
божья коровка, жук, улитка)
«Насекомые - великаны» (образование сущ. с увеличительными оттенками)
Не паук, а ... паучище
(муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)
Ребёнок должен уметь:
Подбирать признаки.
Бабочка – красивая, яркая, пестрая…
Муравей – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик - …
Пчела - …
Подбирать действия.
Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик – прыгает, стрекочет…
Описывать по плану.
- Название
- Внешний вид
- Чем питается
- Способ передвижения
- Пользу или вред приносит
- Какие звуки издает.
Находить сходства и различия. Сравнивать.
Бабочку и пчелу
Комара и муравья
Муху и стрекозу
«Фрукты. Сад»
.
Предложите ребёнку перечислить:
круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик),
овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).
Игра «Большой- маленький»
Яблоко – яблочко лимон – лимончик
Апельсин – апельсинчик банан – бананчик
Абрикос – абрикосик мандарин – мандаринчик
Слива – сливочка(сливка) груша – грушка
Игра «Один- много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты
Попробуйте придумывать с ребёнком загадки-описания о фруктах.
Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это? (Слива).
Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин).
Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная.(груша)
Кислый, жёлтый, овальный, полезный, сочный.(лимон)
Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (яблоко)
Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный.(банан)
Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая.(слива)
Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный.(апельсин)
Потренируйте ребёнка в образовании
относительных прилагательных в игре с мячом «Весёлый повар».
- Сок из яблок. – Яблочный сок.
грушевый….
абрикосовый….
апельсиновый….
персиковый….
сливовый….
банановый….
Игра «Посчитай фрукты».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов . Одна груша, две груши,…пять груш (слива). Одно яблоко, два яблока,…пять яблок.
«Деревья. Лес»
Назови 5 деревьев
Назови дерево ласково, а потом со словами «один» «два» «много».
Дуб – дубок, один дуб, два дуба, много дубов.
Береза - ………………………………………..
Рябина - ………………………………………
Осина - ………………………………………
Сосна - ………………………………………
Ель - …………………………………………
Клен - ……………………………………….
Пень - ………………………………………..
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
ИГРА "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ (КУСТАРНИКИ) ПО ВОПРОСАМ:
Как называется это дерево?
Дерево или кустарник?
Какое оно по величине?
Где чаще всего растет?
Из каких частей состоит?
Какой у дерева ствол? (толстый, тонкий, высокий, низкий...)
Какая у дерева кора? (темная, светлая, гладкая, шершавая...)
Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки...).
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?
Что можно сделать из этого дерева?
Почему люди сажают деревья на улицах города?
«Огород. Овощи»
Упражнение «Назови ласково»
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки
чеснок — чесночок — чесночки
укроп — укропчик — укропчики
капуста — капусточка — капусточки
фасоль — фасолинка — фасолинки
Игра «Названия соков»
Сок из огурца — огуречный сок
Сок из свёклы — свекольный сок
Сок из лука — луковый сок
Сок из помидоров — томатный сок
Сок из капусты — капустный сок
Сок из тыквы — тыквенный сок
Сок из моркови — морковный сок
Игра «Кто назовет больше качеств».
Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.
Цвет — красный, оранжевый, зеленый...
Вкус — кислый, сладкий, горький...
Форма — круглая, овальная, треугольная...
Поверхность — гладкая, шершавая, неровная...
Помидор (какой?) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий...
Свёкла (какая?) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая...
Игра «Сосчитай овощи»
1 помидор - 2 помидора — 5 помидоров
1 огурец - 2 огурца — 5 огурцов
1 кабачок - 2 кабачка — 5 кабачков
1 перец - 2 перца — 5 перцев
1 свёкла - 2 свёклы — 5 свёкол
1 кочан капусты - 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты
1 головка чеснока - 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока
1 долька чеснока - 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока
1 стручок гороха — 2 стручка гороха - 5 стручков гороха
1 горошина – 2 горошины — 5 горошин
В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.
Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т.д.
«Осень»
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один — много»
Наступил осенний день — наступили осенние дни,
на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,
плывет темная туча — плывут темные тучи,
стоит большое дерево — стоят большие деревья,
идет холодный дождь — идут холодные дожди,
дует сильный ветер — дуют сильные ветры,
висит теплая куртка — висят теплые куртки,
летит птичья стая — летят птичьи стаи.
Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
... дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
... сыро — сырая,
... хмуро — хмурая,
... солнечно — солнечная,
... ясно — ясная.
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Осень ранняя — осень поздняя,
день веселый — день грустный,
день солнечный — день пасмурный,
облако белое — туча черная,
холодная — жаркая,
Поиск соответствующего понятия
«Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....
Рекомендации для родителей по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Использование ИКТ на логопедических занятиях по формирование лексико-грамматических категорий у детей 4-5 с ОНР. Лексическая тема "Дикие животные"
Предлагаю вашему вниманию цикл игр для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексической теме "Дикие животные". В перезентации представлены следующие игры на развитие речи:1. Игр...
Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...