Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам
методическая разработка (старшая группа)
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления полученных знаний детьми с помощью родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley_deti_5-6_let.docx | 166.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников от 5 до 6 лет по лексическим темам.
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической теме недели и разработаны с целью закрепления полученных знаний детьми с помощью родителей.
Подготовила
учитель – логопед Демидова Г.В
Детский сад
«Кто что делает» Составление предложений по демонстрации действия
Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.;
что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.;
что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д.
"Один - много" Образование существительных единственного и множественного числа
Комната — комнаты — много комнат,
спальня — спальни — много спален,
коридор — коридоры — много коридоров,
раздевалка — раздевалки — много раздевалок,
кабинет — кабинеты — много кабинетов,
зал — залы — много залов,
площадка — площадки — много площадок,
веранда — веранды — много веранд,
бассейн — бассейны — много бассейнов,
игра — игры — много игр,
кухня — кухни — много кухонь,
игрушка — игрушки — много игрушек.
Стол – столы
книга - книги
Шкаф – шкафы
Образование глаголов множественного числа
Играет — играют
стоит — стоят
спит — спят
кушает — кушают
рисует — рисуют
лепит — лепят
считает — считают.
Человек
Закрепить с детьми названия частей тела и лица человека (особое внимание обратить на малознакомые слова: бёдра, голень, запястье, локоть, висок, затылок, мочки, скула, стопа, грудь, веко, бровь, ресницы).
Говорить правильно.
Слово шампунь – мужского рода, значит: пахучий шампунь, густой шампунь...
Стирать белье, засучивать рукава.
Много полотенец, много мыльниц (расчесок, ножниц, одеколона, духов, мыла, геля…)
Д / упр: «Один – много».
Рука – руки, нога – ноги, ухо – уши, нос – носы, палец – пальцы, глаз – глаза, плечо – плечи, волос – волосы, ноготь – ногти, щека – щеки, спина – спины, колено – колени, локоть – локти, кисть – кисти, стопа – стопы, висок – виски.
Игра «Скажи наоборот» Упражнять детей в употреблении слов антонимов:
Большой – маленький, чистый – грязный,
сухой – мокрый, высокий – низкий,
весёлый – грустный, молодой – пожилой,
худой – толстый, злой – добрый,
смеётся – плачет, стоит – идёт,
больной – здоровый, тихо – громко,
неряшливый – опрятный, прямые – кудрявые (волосы),
стоит – идёт, встает – садится, заходит – выходит.
Называть по порядку от 1 до 5.
Одна рука, две руки,..., пять рук.
Один нос, два носа,..., пять носов.
Одно ухо, два уха,..., пять ушей.
Составить, записать рассказ о себе (уметь рассказать) по образцу:
Меня зовут Аня, моя фамилия Петрова. Мою маму зовут Елена. Моего отца зовут Виктор, поэтому моё отчество Викторовна. Мне 5 лет и я хожу в старшую группу детского сада «Рябинка», в группу «Фантазёры». Мне нравится…(игры, занятия, игрушки и т.д.). Мне не нравится… У меня есть подруга Света, она добрая и весёлая, умеет придумывать разные игры, помогает мне…, без неё в садике становится скучно.
Времена года. Месяцы. Дни недели.
Проговорить с ребёнком:
Что делали вчера?
Что делаем сегодня?
Что будешь делать завтра?
Дидактическая игра «Что потом»
После ночи наступает утро, после утра день, после дня –вечер, после вечера – ночь.
Понедельник наступает после воскресенья…..
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-
Работяга, не бездельник.
Он неделю открывает,
Всех трудиться заставляет.
ВТОРНИК следует за братом,
У него идей богато,
Он за все берётся смело,
И работа закипела.
Вот и средняя сестрица,
Не пристало ей лениться,
А зовут её СРЕДА,
Мастерица хоть куда.
Брат ЧЕТВЕРГ и так и сяк,
Он мечтательный чудак
Повернул к концу недели
И тянулся еле -еле.
ПЯТНИЦА – сестра сумела
Побыстрей закончить дело.
Если делаешь успехи,
Время есть и для потехи.
Предпоследний брат СУББОТА,
Не выходит на работу.
Шалопай и озорник
Он работать не привык.
У него другой талант -
Он поэт и музыкант,
Да не столяр и не плотник,
Путешественник, охотник.
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ, очень любит угощение.
Это самый младший брат, к Вам зайти он будет рад.
Семь их ровно посмотри. Всех запомнил? Повтори. С. Михалков
Игрушки
Д /игра «ИЗ ЧЕГО - КАКОЙ?» (образование относительных прилагательных):
- Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
- Домик из картона какой? (картонный)
- Робот из железа какой? (железный)
- Лошадка из дерева какая? (деревянная)
- Мишка из плюша какой? (плюшевый)
- Собачка из меха какая? (меховая)
- Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
- Лягушка из резины какая? (резиновая)
- Солдатик из олова какой? (оловянный)
- Курочка из глины какая? (глиняная)
- Бычок из соломы какой? (соломенный)
- Машинка из металла какая? ( металлическая)
Д /игра «ОДИН – МНОГО» (образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
- мяч – мячи – много мячей
- мячик – мячики – много мячиков
- кукла – куклы – много кукол
- кубик – кубики – много кубиков
- мишка – мишки – много мишек
- машина – машины – много машин
- пирамидка – пирамидки – много пирамидок
- матрешка – матрешки – много матрешек
- робот – роботы – много роботов
- самолет – самолеты – много самолетов
Д /игра «ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ» (согласование существительного с глаголом)
- машинка стоит – машинки стоят
- машина едет – машины едут
- кукла спит – куклы спят
- кукла танцует – куклы танцуют
- собачка лает – собачки лают
- мяч лежит – мячи лежат
- самолетик летит – самолетики летя
Д /игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» (закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):
В коробке лежат что? … (игрушки).
В магазине много чего? … (игрушек). Петя рад чему? … (игрушкам).
Мама купила что? … (игрушки). На столе коробка с чем? … (с игрушками). Таня мечтает о чем? … (об игрушках).
Осень
Дети должны знать:
— названия осенних месяцев;
— основные приметы осени;
— что происходит с деревьями, как изменилась трава, значение слова «листопад»;
— что делают осенью животные и птицы;
— чем занимаются люди;
— какие подарки людям принесла осень;
— почему об осени говорят «золотая».
Выучить:
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах.
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит.
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья.
Птички улетели в теплые края. А.Н. Плещеев
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;
школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;
листья на деревьях стали (какими?) — ... ;
цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;
птицы улетают (куда?) — ... ;
звери делают на зиму (что?) — ... ;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ...
Ответь на вопросы.
День, когда идет дождь – какой? - …(дождливый)
День, когда дует ветер - какой? - ….(ветреный)
Дождик, который идет осенью- какой? ……(осенний)
Погода, когда часто идут дожди - какая?- …(дождливая)
Погода, когда дует сильные ветры- какая? - ..(ветреная)
Погода, которая бывает осенью – какая? - …..(осенняя)
Овощи
Повторите с детьми
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет, Никому не тесно.
Приходите в. огород — Очень интересно. Е. Благинина
Игра «Жадина»
К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец, моя капуста, мой перец)
Упражнение «Один – много »
Помидор — помидоры — много помидоров
картофель — картофель — много картофеля (картошки)
баклажан — баклажаны — много баклажанов
перец — перцы — много перцев
кабачок — кабачки — много кабачков
тыква — тыквы — много тыкв
морковь — моркови — много моркови
свёкла — свёклы — много свёклы
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)
огурец — огурцы — много огурцов
кочан — кочаны — много кочанов
горошина — горошины — много горошин
стручок — стручки — много стручков
Упражнение «Назови ласково»
Огурец — огурчик — огурчики
помидор — помидорчик — помидорчики
картофель — картошечка — картошечки
баклажан — баклажанчик — баклажанчики
перец — перчик — перчики
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки
редис — редисочка — редисочки
морковь — морковка (морковочка) — морковки
свёкла — свёколка) — свёколки
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички
репа — репка (репочка) — репки чеснок — чесночок — чесночки
Фрукты
Игра «Догадайся, что я хочу сок или варенье »
Я хочу яблочный….
Я хочу яблочное….
Я хочу грушевый….
Я хочу грушевое….
Я хочу абрикосовое….
Я хочу абрикосовый….
Я хочу апельсиновый….
Я хочу персиковое….
Я хочу сливовое….
Я хочу банановый….
Игра «Подбери признак»
Груша (слива) - (какая?) – вкусная, полезная, мягкая, зелёная, овальная, сладкая, сочная, крупная, мелкая….
Банан (лимон, персик, апельсин)- (какой?) – вкусный, кислый, жёлтый, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий,….
Яблоко (какое?)- сочное, сладкое, спелое, твёрдое,….
Игра «Большой - маленький»
мандарин – мандаринчик лимон – лимончик
апельсин – апельсинчик банан – бананчик
абрикос – абрикосик слива – сливочка (сливка)
груша – грушка яблоко – яблочко
Игра «Один - много»
Яблоко – яблоки лимон – лимоны
Апельсин – апельсины банан – бананы
Абрикос – абрикосы мандарин – мандарины
Слива – сливы груша – груши
Персик – персики фрукт - фрукты
Составление рассказа по плану
-что это?
-какого цвета?
-где растет?
-какой на вкус?
-какой формы?
-что из него можно приготовить?
Например: «Это лимон. Он желтый. Лимон растет на дереве. Он кислый овальный. Лимон полезный. Его кладут в чай. Из лимона можно приготовить лимонный сок».
Сад. Огород.
Развитие мелкой моторики. Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата много разного салата.
У бабушки Фёклы четыре грядки свёклы.
У дядюшки Бориса очень много есть редиса.
У Маши и Антошки две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Игра «Посчитай фрукты, овощи».
Один лимон, два лимона,…пять лимонов (баклажан, апельсин , капуста,
банан, огурец персик, абрикос).
Одна груша, две груши,…пять груш (слива).
Одна репка, две репки,…пять репок.
Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидоров.
Гороховый суп приготовим из редиски.
Тыквенное повидло приготовим из укропа.
Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
Деревья. Лес. Грибы.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ДЕРЕВЬЯ, ПОЛЬЗА ОТ ДЕРЕВЬЕВ:
Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.
БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
Какие деревья вы знаете? (Лиственные и хвойные).
Где растут деревья?
Какие бывают леса?
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ОБРАЗОВЫВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Береза – березовый.
Ель – еловый.
Рябина – рябиновый.
Сосна – сосновая.
Осина – осиновый.
Смородина – смородиновый.
Липа – липовый.
Яблоня – яблоневый.
Перелетные птицы.
Дети должны знать
Предметы: птица, грач, кукушка, соловей, ласточка, журавль, утка, аист, гусь (дикий), дрозд, лебедь, скворец; кормушка; стая, косяк, лес, гнездо, дерево, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды; скворечник, птенцы; крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья, пух…
Признаки: дикие, насекомоядные, перелетные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, звонкие, заботливые; журавлиный, утиный, гусиный (косяк), лебединая (песня)…
Действия: высиживать, вылупляться, кормить, учить, летать, улетать, перелетать, возвращаться, вить, выводить, клевать, щебетать, куковать, курлыкать, каркать, заливаться, щелкать, шипеть.
ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ
Журавли – журавлята
Грачи – грачата
Гуси – гусята
Скворцы – скворчата
Утки - утята
Кукушки - кукушата
Стрижи – стрижата
Игра «ОДИН – МНОГО»
Кукушка – кукушки
Журавль - журавли
Скворец - скворцы
Соловей - соловьи
Жаворонок – жаворонки
Лебедь - лебеди
Грач - грачи
Утка - утки
Ласточка – ласточки
Аист – аисты
«КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ»
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлычет.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет
Одежда
Игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений) Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои
Это чей шарф? - Мой
Это чьё пальто? – Моё
Чья куртка? Чьё платье?...
Чей свитер? Чьи сапоги? …
Чьи колготки? Чьи носки? …
Игра «Один — много»
майка - майки
платье - платья
кофта кофты
рубашка - рубашки
куртка - куртки
перчатка - перчатки
шарф - шарфы
шапка - шапки
юбка - юбки
Игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов )
шапка — шапочка; сапоги —сапожки; платье —платьице; куртка —курточка; кепка —кепочка, рубашка - рубашечка .
Игра «Посчитай от 1 до 5» (согласование числительных с существительными, контролируем изменение окончания у существительных). Например:
одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток.
Один носок, два ….
Одна кофта, две…
Одна шапка, две …
Одна майка…
Дидактическая игра «Подбери признак».
Кофта (какая?) — красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная ... .
Шарф (какой?) — синий, длинный, шерстяной, новый
Пальто (какое?) —… .
Обувь
Упражнение «Договори словечко»
Если обувь для зимы, то она ЗИМНЯЯ.
Если обувь для лета, то она –
Если обувь для дома, то она –
Если обувь для спорта, то она –
Если обувь для праздника, то она –
Обувь для женщин –
Обувь для мужчин –
Обувь для детей –
Упражнение «Назовём ласково» свою любимую обувь.
Сапоги – сапожки.
Валенки -
Туфли –
Тапки –
Ботинки –
Кроссовки –
Дидактическая игра «Из чего?»
- обувь изготавливают из различных материалов с давних времён.
Сапоги из резины – резиновые
Туфли из замши – замшевые
Ботинки из кожи – кожаные
Тапки из велюра – велюровые
Сапоги из войлока – войлочные и т. д.
Расскажите, как надо ухаживать за обувью,
чтобы она была в порядке?
(дети повторяют глаголы)
Обувь надо мыть, сушить, вытирать, чистить, чинить, убирать.
Кто чинит обувь? (сапожник)
Куда мы пойдём, если обувь надо починить? (в сапожную мастерскую)
Ателье. Магазин.
Проверьте, правильно ли вы употребляешь слова: надеть (на себя), одеть (кого-то); выучить:
«На дворе холодный день,
Ты пальто своё ... (надень),
Также брата-малыша потеплее ты... (одень)».
«Чтоб гулять и не замёрзнуть, надо шапку... (надевать),
Куклу надо... (одевать), майку ж надо ... (надевать).
Это твердо надо знать».
«Сосчитай одежду»
Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб.
Одна блузка- ....
Одно платье - ....
Один костюм - ....
Один пиджак - ....
«Из чего сшито?»
Платье из шелка какое? — шелковое.
Костюм из джинсы - ...
Шуба из меха - ...
Сарафан из ситца - ...
Пальто из драпа - ...
Куртка из кожи - ...
кофта из шерсти - ...
«Мы идем в магазин».- Прежде чем отправиться в магазин,
давайте вспомним правила поведения в магазине:
1. Соблюдать очередность (вне очереди — покупатели-инвалиды,
пожилые, больные, с маленькими детьми);
2. Не толкаться;
3. Быть вежливыми, терпеливыми и др.
- По надписи у входа в магазин определяются часы его работы и время обеденного перерыва.
- Кто работает в магазине? (Продавец, кассир, уборщица, грузчик)
Зима
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: зима, холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лед, льдинка, сосулька, метель, вьюга, поземка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дубленка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодный, морозный, снежный, блестящий, хрустящий, рассыпчатый, липкий, мокрый, белый, чистый, пушистый, ветреный, солнечный, узорный, трескучий, крепкий, прозрачный, ледяной, ледовый, легкий, зимний, искристый, жесткий.
ГЛАГОЛЫ: пришла, идет, падает, кружится, замирает, покрывает, засыпает, метет, замерзает, воет, шумит, капает, блестит, рисует, летит, тает, выпадать, вьется, леденеет.
ЗАКАНЧИВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Зимой люди ходят в…(шапках, шубах…).
Зима приносит…(снегопады, морозы…).
Вода замерзла на…(реках, озерах…).
Я люблю кататься зимой на…(санках, лыжах…).
ПОДБИРАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Снежный – ком, городок, вихрь…
Снежная – баба, гора, пелена…
Морозный…, морозная…, морозное…, ледяная… .
Предложите ребенку подобрать родственные слова.
Снег- снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь…;
Зима- зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь,
зимующие, озимые…;
Лёд- ледок, льдина, льдинка, ледник, ледоход,
ледяной, гололёд, ледовый;
Мороз- морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое;
Мебель
Грамматический строй
«Один - много»
Стол - столы
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба,
полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
«Назови ласково»
Стол - столик
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант,
тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
«Сколько их?»
Один стол, два стола, пять столов
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант,
тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
«Для чего это нужно?»
(употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)
Для чего нужен стул?
(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант,
тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики правой руки
Много мебели в квартире.
Загибаем пальчики левой руки
В шкаф повесили рубашку,
Соединяем пальчики правой руки с большим пальцем
А на стол поставим чашку,
Соединяем пальчики левой руки с большим пальцем
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Семья
«Назови ласково»
Дети — детки — деточки;
семья — семейка;
мама — маменька, мамулечка, матушка;
папа — папочка, папуленька, папулечка;
сын — сыночек, сынуля, сыночка;
дедушка — дедулечка;
бабушка — бабулечка;
дочь — дочка — доченька, дочуленька;
внук — внучек, внучок;
внучка — внученька;
сестра — сестричка, сестреночка;
брат — братик, братец, братишка.
Игра “Кто кем приходится?”
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Игра “Наоборот”
Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
Веселый - (грустный). Старший – (младший).
Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).
Новогодний праздник.
Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:
- понятие «Новый год»;
- когда наступает этот праздник;
- персонажей этого праздника (Дед Мороз, Снегурочка);
- как празднуют Новый год.
Расширение словарного запаса детей:
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: карнавал, звезда, хоровод, гирлянда, украшения, шары, мижура, фонарики, Снегурочка, снежки, снеговик, горка, ёлка, праздник, костюм, Дедушка Мороз.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: зимний, ёлочная, украшенная, искристый, серебристый, красивая, новогодняя, нарядная, пушистая.
ГЛАГОЛЫ: украшать, наряжать, готовиться, танцевать, праздновать, дарить, получать, поздравлять.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Подарок – подарочек, подарочки
Шар – шарик, шарики
Звезда – звёздочка, звёздочки
Фонарь – фонарик, фонарики
Ёлка – ёлочка – ёлочки
Костюм – костюмчик и т.д.
ПОДБИРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:
Снег – снежок – снежный – снеговик – снежинка –снегопад….
Праздник – праздничный – праздновать…..
Ёлка – ёлочные – ёлочка …..и т.д.
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снег – белый, пушистый, мягкий, воздушный…
Снежки – белые, круглые, лёгкие….
Ёлка- красивая, нарядная, пушистая …
Костюм – новогодний, красочный …
ОБРАЗОВЫВАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Костюм для Нового года – новогодний костюм
Флажки из бумаги – бумажные флажки
Игрушки для ёлки – ёлочные игрушки
Шары из стекла – стеклянные шары и т.д.
Бытовая техника
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Назначение основных электроприборов в доме.
Почему они так называются.
Как с ними обращаться.
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Телефон — телефончик.
Пылесос— пылесосик.
Торшер — торшерчик.
Лампа — лампочка.
Холодильник — холодильничек.
Утюг — утюжок.
Магнитофон — магнитофончик.
Плита — плитка (плиточка).
ОДИН - МНОГО. НЕТ ЧЕГО
Телевизор — телевизоры — телевизоров.
Магнитофон — магнитофоны — магнитофонов.
Пылесос — пылесосы — пылесосов.
Люстра — люстры — люстр.
Телефон — телефоны — телефонов.
Радио — радио — радио.
Торшер — торшеры — торшеров.
Лампа — лампы — ламп.
Компьютер — компьютеры — компьютеров.
Холодильник — холодильники — холодильников.
Утюг — утюги — утюгов.
Машина — машины — машин.
Плита — плиты — плит.
Техника — техника — много техники.
Провод — провода — проводов.
Розетка — розетки — розеток.
Дикие животные зимой. Зимующие птицы.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Птица - птичка
Синица - синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….
ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Клюв воробья – воробьиный клюв
Хвост вороны – вороний хвост
Крыло совы – совиной крыло и т.д.
УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:
Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела из кормушки.
ДЕТЁНЫШИ
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчицы — волчонок, волчата,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
У барсучихи – барсучонок, барсучата
Почта
Дети должны знать.
Существительные: почта, почтальон, почтовый ящик, почтовый вагон, сумка, письмо, телеграмма, посылка, бандероль, открытка, газета, журнал, конверт, марка, адрес, адресат, бумага, сургуч, печать, индекс, оператор.
Прилагательные: вежливый, аккуратный, почтовая, праздничная, поздравительная, домашний, срочная, детский, взрослый, тяжелая, легкая.
Глаголы: разносить, развизит, разбирает, сортирует, раскладывает, вручает, принимает, пишет, опускает, поздравляет, сообщает, продает, покупает, посылает, отправляет, получает, запечтывать, читать, приклеивать.
Дети должны уметь.
Подбирать предметы к признакам.
Почтовый – голубь, перевод, конверт…
Почтовая – марка, открытка…
Почтовое – извещение…
Почтовые – марки, работники…
Образовывать новые слова.
Почта – почтальон, почтовый, почтамт…
Адрес – адресат, адресный, адресует, адресованный…
Телеграф -…, телефон - …
Заканчивать предложение нужными словами.
Почтальон принес письмо (кому?)
(маме, папе, бабушке, дедушке, брату, сестре…)
В почтовом ящике лежат (что?)
(газеты, журналы, письма…
В ящике нет (чего?)
(газет, писем, журналов…)
Транспорт
Словарь ребенка должен включать слова: названия всех видов транспорта; руль, педали, рычаг передач; пилот, водитель, стюардесса, механик, капитан, контролер, радист, штурман; автодорожный, железнодорожный, водный, подземный,
воздушный, космический.
«Кто чем управляет? »
Самолетом управляет – …
Машиной управляет - …
Кораблем управляет - …
Велосипедом управляет - …
Поездом и электричкой управляет - …
Мотоциклом управляет - …
«Назови части»
Легковая машина – колеса, багажник, фары, руль, кабины, дверцы.
Грузовая машина – колеса, кузов, фары, руль, кабина, дверцы.
Корабль – палуба, корма, нос, каюты.
Самолет – крылья, кабина, хвост, нос, колеса.
Велосипед – руль, сидение, колеса, педали, рама.
«Подбери слово» (подбор антонимов,
усвоение глаголов с разными приставками)
Грузовик подъехал к дому, а потом …(отъехал)
Грузовик въехал на горку, а потом …(съехал)
Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал)
Грузовик укатил, а потом …(прикатил)
Грузовик уехал, а потом …(приехал)
Грузовик отъехал, а потом…(приехал)
Инструменты
Дети должны знать.
Существительные: молоток, топор, пила, отвертка,
клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок, лопата,
грабли, наперсток, гвоздь, нож, дерево, металл,
стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага, камень.
Глаголы:
забивать, рубить, пилить, чинить, строить,
собирать, разбирать вскапывать, откручивать,
закручивать, шить ,резать, копать, сгребать.
Прилагательные:
кожаный, металлический, кирпичный, стеклянный, острый, тяжёлый.
«Назови действие» (подбор слов – действий к словам)
Иглой (что делают?) - шьют, вышивают, зашивают.
(лопатой – копают; метлой - подметают, метут;
топором – рубят; мастерком - штукатурят;
валиком – красят; молотком - вбивают, забивают;
ножом – режут; пилой - пилят;
ножницами - разрезают, стригут;
ключом закручивают (гайку); кистью - …
«Сосчитай»
Один топор, три топора, пять топоров
(нож, пила, метла, карандаш,
отвертка, иголка, кисть, коса,
ключ, валик, молоток, указка, фен)
«Назови ласково»
Топор - топорик
(кисть, пила, молоток, тяпка,
карандаш, ручка, грабли, ножницы
иголка, отвертка, лопата)
Профессии
Родителям рекомендуется:
Расширять представления детей о труде взрослых:
— названия разных профессий; инструментов;
— назначение разных профессий, инструментов.
Знать! Чем занимаются мама и папа на работе, как называются их профессии.
Расширять, уточнять словарь по теме:
Существительные: работа, труд, профессия, учитель, врач, строитель, рабочий, сапожник, летчик, водитель, парикмахер, милиционер, пожарный, инженер, нефтяник, газовик, геолог, вахта, вышка, буровая, буровик, качалки, нефть, газ, оленевод, рыболов; воспитатель, учитель, библиотекарь, медсестра, повар, швея, парикмахер, продавец, почтальон, домохозяйка…
Прилагательные:
нужный, полезный, интересный, трудный, нефтяной, газовый, буровой, школьный, медицинский, домашние, рабочие…
Глаголы:
работать, трудиться, создавать, лечить, учить, строить, охранять, спасать, чинить, бурить, добывать, качать, разведывать, искать, охотиться, ловить, разводить; шить, готовить, воспитывать, стричь
Объясните детям значение выражений:
- Мастер на все руки.
- Золотые руки.
Игра «Великан и Гномик»
У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)
У Великана гвоздь, а у Гномика …
У Великана топор, а у Гномика …
У Великана лопата, а у Гномика …
«Сосчитай до 5»
Один подъёмный кран, два … три … четыре … пять …
Одна кирпичная стена, две … три … четыре … пять …
Защитники Отечества
Дети должны знать
Существительные: армия, защитник, воин, солдат, боец, танк, танкист, ракетница, ракетчик, граница, пограничник, самолет, летчик, пилот, зенитка, зенитчик, корабль, лодка, крейсер, капитан, моряк, матрос, юнга, медаль, орден, значок, погоны, форма, салют, парад.
Прилагательные: смелый, храбрый, отважный, сильный, хитрый, смекалистый, спортивный, ловкий, меткий, зоркий, внимательный, солдатский, защитный, боевой, танковая, ракетные, летные, пограничные, парадный.
Глаголы: защищает, служит, охраняет, воюет, стережет, оберегает, стреляет, занимается (спортом), марширует, одерживает победу.
Расскажите ребенку
о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;
посмотрите вместе с ребенком фотографии и картинки, имеющие отношение к Армии;
познакомьте ребенка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.
Поиграйте в игру «Скажи какой»:
защитник Отечества (какой?) – смелый, храбрый, отважный….
Посчитайте боевую технику:
Один танк, два танка, …, пять танков.
Один самолет, два самолета, …, пять самолетов…и т. п.
Прошагай слово. разделить слова — названия профессий на слоги.
Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.
Почитайте
стихи, рассказы и загадки об Армии, солдатах и т.п.
Весна. Цветы.
Подготовьте с ребёнком ответы на вопросы:
-Какое время года наступило? Что изменилось в природе?
Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением ранней весны
Выучите с ребёнком приметы ранней весны.
Приметы весны:
- Солнышко ярко светит и начинает пригревать.
- Тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки.
- На крышах появились сосульки.
- Дни становятся длиннее, а ночи – короче.
- Весело зачирикали воробьи, скоро прилетят первые перелётные птицы.
- Люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Упражнение «Посчитай»
Один ручей — два ручья — пять ручьев,
одна сосулька — две сосульки — пять сосулек,
Так же со словами: лужа, луч, дерево, птица, куст, цветок
Упражнение «Назови ласково»
Образование существительных с
уменьшительно-ласкательным суффиксом
Лужа — лужица, ручей — ручеек, льдина — льдинка,
гнездо ________________ почка______________
лист__________________ трава _______________
солнце ________________ луч _________________
пень __________________ огород ______________
облако ________________ дерево _______________
8 Марта
Игра «Кем работает мама?»
формировать грамматический строй речи.
Моя мама учит детей, она ... (учительница).
Моя мама шьёт одежду, она ... (швея, портниха).
Моя мама готовит еду, она ... (повариха).
Моя мама занимается спортом, она ... (спортсменка).
Моя мама делает массаж, она ... (массажистка).
Моя мама продаёт одежду, она ... (продавщица).
Моя мама поёт, она... (певица).
Моя мама пишет картины, она... (художница).
Моя мама пишет книги, она... (писательница).
Упражнение "Подбери признак" на согласование прилагательных с существительными.
Мама (какая?) - добрая, заботливая, любящая, ласковая нежная, красивая и т.д.
Бабушка (какая?) - ...
Сестра (какая?) - ...
Тетя (какая?) - ...
Упражнение "Назови слова-родственники"
- учимся подбирать однокоренные слова.
Мама - мамочка, матушка, мамуля, мамин и т.д.
Бабушка - ...
Тетя - ...
Сестра - ...
Упражнение "Скажи наоборот"
на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...
Продукты
«Какие ты знаешь продукты питания?»
Молочные: кефир, … (перечислить)
Мясные продукты: сосиски, …
Рыбные продукты: рыба копчёная,
Хлебобулочные изделия: хлеб, …
Кондитерские изделия: мармелад, …
«Что лишнее и почему?»
Молоко, сыр, огурец, сметана
Сарделька, сосиска, ветчина, зефир
Торт, мармелад, рыба жареная, шоколад
«Как называется?»
Бульон Каша Суп
из курицы - куриный из гречи - гречневая из грибов - …
из рыбы - … из риса - … из риса - …
из мяса - … из пшена - … из гороха - …
«Сосчитай до 5»
одна жареная котлета один яблочный пирог
две жареные котлеты два яблочных пирога
три … четыре … пять … три … четыре … пять …
«Выучить стихотворение»
«Жили – были сыр, котлеты,
Мармелад, зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты,
Называем их - продукты,
Называем их - еда,
Очень любим их всегда!»
«Подбери действия» (что делает?)
Каша – варится, греется, пахнет, остывает; яйцо, пирог, рыба.
Откуда хлеб пришел?
Предметы:
зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, бублик, пряник, печенье, крошки, корка, мякоть, сухарь, …
Действия: выращивать, убирать, жать, молоть, печь, резать, есть, беречь…
Признаки: золотой, свежий, мягкий, черствый, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный…
«Подбери признаки»(не менее трех признаков)
булка (какая?) – …
пирог (какой?) — …
тесто (какое?)….
«Назови ласково»
булка – булочка
колос — … зерно — … хлеб – … сухарь — … пряник — …
« Образуй признаки» (от предметов)
хлеб – хлебный пшеница — … рожь — …
«Один – много» (множественное число существительных):
батон – батоны
колос —колосья
зерно — зёрна
булка – … комбайн — … крошка — …
« Есть – нет» (родительный падеж единственного числа)
батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
«Посчитай»
Один колос, два…, три…, четыре…., пять…
Одна мельница, две …, три…, четыре…, пять…
Посуда
Мама сыплет соль в солонку
Масло я кладу в ... (масленку).
Много хлеба в хлебнице,
А конфет в ... (конфетнице).
Льется чай из чайника,
Кофе — из ... (кофейника).
Вот салат в салатнице,
А сухарь в ... (сухарнице)
Все разложим по местам,
А теперь закончи сам!
Описывать посуду по плану.
- Как называется?
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Какого размера?
- Из какого материала сделана?
- Из каких частей состоит? (стенки, дно, крышка, ручки, носик)
- Для чего нужна посуда?
Образовывать относительные прилагательные.
Из фарфора – фарфоровый.
Из дерева – деревянный.
Из стекла – стеклянный.
Из глины – глиняный.
Из металла – металлический.
Из пластмассы – пластмассовый.
Составить предложения с предлогом с (употребление творительного падежа существительных).
С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, морс, кисель)
С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?
С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?
С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?
Мой дом
Дети должны усвоить: названия основных частей дома;
свой домашний адрес; на каком этаже они живут;
городской, загородный дом.
Лексика
Словарь ребенка должен включать слова: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; кухня, ванная, спальня, гостиная; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, многоэтажный, красивый и т.д.
1 «Какой - какая?» (дать полный ответ)
Дом из соломы — соломенный.
Дом из кирпича — кирпичный.
Дом из камня — каменный.
Дом из дерева — деревянный.
Дом из брёвен — бревенчатый.
Крыша из железа — железная.
Окна из стекла — стеклянные.
Фундамент из цемента — цементный.
Труба из кирпича — кирпичная.
2. «Сколько их?»
Одна дверь, две двери, пять дверей.
(комната, квартира, окно, стена, крыша, балкон,
лоджия, ступенька, труба, подъезд, подвал, лифт)
3. «Дом. С чем?» (усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со)
Дом + крыша = дом с крышей.
Дом + потолок = дом с потолком.
Дом + стены = дом со стенами.
Дом + пол = дом с полом.
Дом + комнаты = дом с комнатами.
Дом + этажи = дом с этажами.
Дом + окна = дом с окнами
Дом + подъезды = дом с подъездами.
Дом + ступеньки = дом со ступеньками.
Космос
Существительные: космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
Глаголы: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
Прилагательные: первый, космический, межпланетный, звёздное.
ВЫУЧИТЬ СЧИТАЛКУ
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН,
Кто не видит — выйди вон!
Скажи наоборот.
Далеко- близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Взлететь - …
Темно - …
Ярко - …
Тесно - …
Где какой?
На Земле – земной.
На Луне - … лунный
На солнце - … солнечный
«Дикие животные жарких стран»
Дидактическая игра «Добавь словечко»
В Африке живут ловкие, хвостатые ... (Обезьяны.)
В Африке живут большие, толстокожие ... (Бегемоты.)
В Африке живут сильные, гривастые ... (Львы.)
В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые ... (Зебры.)
В Африке живут пятнистые, длинношеие ... (Жирафы.)
А также выносливые, двугорбые ... (Верблюды.)
И еще огромные, сильные... (Слоны.)
«Как сказать по- другому?»
Образец: У медведя не лапы, а лапищи.
У тигра не когти, а … У жирафа не шея, а ….
У льва не зубы, а …. У крокодила не хвост, а ….
У жирафа не пятна, а …. У слона не ноги, а…
У кенгуру не сила, а …. У льва не голос, а ….
«Кто в Африке живет?» (согласование существительных
во множественном числе, роде, падеже)
В Африке живут гориллы:
(лев, черепаха, зебра, верблюд, бегемот, носорог, горилла,
крокодил, пантера, леопард, дикобраз, обезьяна)
«Назови ласково» (образование существительных в уменьшительной форме)
Слон - слоник
(тигр, лев, черепаха, кенгуру,
зебра, верблюд, бегемот, носорог,
горилла, удав, крокодил, кобра, пантера, леопард, дикобраз)
Игра «Чей? Чья? Чьи?»
Голова льва \ чья голова?\ – львиная голова
Хвост льва\ чей хвост ? \– львиный хвост
Лапы льва\чьи лапы?\ - ….
Уши обезьяны \чьи уши? \- ….
Хвост обезьяны \чей хвост?\ -
Голова обезьяны \чья голова?\
Лапы крокодила \чьи лапы ? \-
Пасть крокодила \чья пасть?\ -
Хвост крокодила \чей хвост?\
Горб верблюда \ чей горб?\-…
Домашние и дикие птицы.
Дети должны знать: понятие “Домашние животные”,
“домашние птицы”
Как называется помещение, в котором живут
домашние животные и домашние птицы;
Чем они питаются;
Названия частей тела, чем оно покрыто;
О пользе домашних птиц и домашних животных;
Для чего люди разводят домашних птиц и животных.
Расширение словарного запаса:
предметы: утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, курятник, насест
Назови по действию “Кто что делает?”
Игра «Кто как голос подает».
Кукушка-кукует,
скворец, соловей –поет,
утка –крякает,
журавль – курлычет,
воробей –чирикает,
гусь – гогочет.
Игра «У кого кто?»
У кукушки-кукушонок, кукушата;
у грача – грачонок, грачата;
у утки-утенок, утята;
у вороны – вороненок, воронята и т.д.
Игра «Назови ласково».
Лебедь –лебедушка,
скворец – скворушка,
гнездо –гнездышко,
перо-перышко,
воробей –воробушек,
журавль – журавушка,
утка - уточка и т.д.
Дикие животные и их детеныши
«У кого — кто?»
У белки — бельчонок, бельчата,
у зайчихи — зайчонок, зайчата,
у лосихи — лосенок, лосята,
у слонихи — слоненок, слонята,
у лисы — лисенок, лисята,
у волчихи — волчонок, волчата,
у моржихи — моржонок, моржата,
у тигрицы — тигренок, тигрята,
у тюленихи — тюлененок, тюленята,
у львицы — львенок, львята,
у медведицы — медвежонок, медвежата.
«Один — много»
Белка — много белок — бельчат, лиса — лис — лисят, еж — ежей — ежат, заяц — зайцев — зайчат, волк — волков — волчат, лось — лосей — лосят, медведь — медведей — медвежат, морж — моржей — моржат, тюлень — тюленей — тюленят, олень — оленей — оленят, слон — слонов — слонят.
«Чей хвост?»
У лисы хвост — лисий,
лапы — лисьи,
морда — лисья,
по образцу: у медведя, волка, зайца.
Построение монолога «Опиши любого зверя по плану»
1) название;
2) где живет (Север, жаркие страны ...);
3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки — у слона хобот и т.п.);
4) жилище (берлога, нора, дупло ...);
5) повадки;
6) как добывает корм;
7) как защищается;
8) чем питается;
9) кто является его врагом;
10) как называются его детеныши
Страна. Наш край. Мой город.
Флаг России классный:
Белый-синий-красный!
Игра «Какое слово не подходит?»:
Россия, российский, роса,россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
Игра «Города России» ( разделить на слоги, слова — названия городов России): Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень,Ме -ги -он.
Продолжи предложение:
В нашем городе много улиц (домов, людей…)
Дома бывают одноэтажные (многоэтажные, деревянные, кирпичные, большие, новые, маленькие…)
«Улицы бывают широкие (узкие, ровные, прямые, новые…)»
«Сосчитай до десяти и обратно»
Один большой город, два больших города...
Одна красивая улица…
Один высокий дом…
Связная речь
Как называется наша страна?
Как называется столица нашей Родины?
Что находится в Москве?
Кто руководит нашей страной?
Как называется город, в котором ты живешь?
Главная улица в твоем городе.
Какие достопримечательности есть в твоем городе?
Где ты любишь гулять в своем городе?
День Победы
СЛОВАРЬ:
Существительные: солдат, Родина, победа, ветеран, память,
памятник, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник,
полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник,зенитчик,пехотинец, предатель, китель, пилотка, шинель, бескозырка.
Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязывать,
вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться.
Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный.
«Как называется человек, который…»
Летает на вертолете – вертолетчик
Ездит на танке - …
Служит в пехоте - …
Прыгает с парашютом - …
Служит на подводной лодке - …
Стреляет из пушки - …
Служит на корабле - …
«Какое слово не подходит?»
Ветеран, ветер, ветеранский.
Память, памятник, помять, помнить.
Граница, заграница, пограничник, граната.
Таня, танк, танкист, танковый.
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
Солдат, солдат, комбат, солдат, солдат.
ПОСЛОВИЦЫ:
Бой отвагу любит.
Смелость города берет.
За правое дело стой смело.
Храбрость и умение рождают победу.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
С.Алексеев, «Первый ночной таран», «Дом».
А Твардовский, «Рассказ танкиста».
А. Митяев, «Мешок овсянки»
З.Александрова, «Дозор»
Рыбы
Родителям рекомендуется:
-рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
- обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
- объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова - ... акулья.
У щуки плавники - ... У лягушки лапки - ...
У рыбы глаза - ... У черепахи панцирь - ...
У кита хвост -... У дельфина глаза - ...
Запомни и повтори!
Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы.
Карп, карась, плотва — это озерные рыбы.
Акула, мурена, щука — это хищные рыбы.
Какие рыбы?
Щука (какая?) – хитрая, быстрая, скользкая …
Карась (какой) – маленький, блестящий …
Ерши (какие) – шустрые, колкие…
Акула (какая?) – хищная, страшная, зубастая..
Кит (какой?)- большой…
Насекомые
Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.
Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.
Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.
Дети должны уметь.
Подбирать признаки.
Бабочка – красивая, яркая, пестрая…
Муравей – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик - …
Пчела - …
Подбирать действия.
Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик – прыгает, стрекочет…
Описывать по плану.
- Название
- Внешний вид
- Чем питается
- Способ передвижения
- Пользу или вред приносит
- Какие звуки издает.
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У комара писк - комариный
У пчелы мед - ...
У муравья лапка - ...
У шмеля жужжание - ...
У таракана усы - ...
У паука паутина - ...
Лето
Существительные:лето, июнь, июль, август, солнце, жара,
роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка,
василёк, одуванчик, незабудка, панама, шорты, футболка, платье, туфли, сандалии, восход, закат.
Глаголы:плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать,
путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать,
ухаживать, согревать, светить.
Прилагательные:яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний; белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо).
Наречия :жарко , сухо , пасмурно , ясно , тепло .
Выучить с детьми
Не спит всю ночь болотный лунь,
Светлей всех месяцев июнь.
Варенье варится буль-буль,
Из ягод, что собрал июль.
Всем дарит яблоки на радость
Последний летний месяц август.
«Подбери слово-действие»
Солнце …. ярко.
Лес … красивый.
Река … быстро.
Ягоды … в лесу.
Цветы … на лугу.
Стрекоза … над водой.
Муравейник … муравьи.
«Цветы»
Садовые – роза, гвоздика, тюльпан
Полевые – ромашка, одуванчик, василек.
Лесные – фиалка, ландыш, колокольчик.
«Назови ласково»
Солнце -солнышко, лес-, река-, ягоды-, цветы-, стрекоза-, птицы-, муравей, муравейник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.
В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Данные упражнения полезно использовать родителям по формированию у детей грамматического строя речи в домашних условиях....
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...
Рекомендации для родителей по формированию словаря и лексико-грамматического строя речи у детей 4-5 лет по лексической теме «ОВОЩИ»
Речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И на...
Рекомендации родителям по формированию лексико-грамматического строя речи у детей «Не уча, учить!»
Пройдет немного времени, и ваши дошколята станут первоклашками. Какими они будут учениками, будут ли испытывать трудности в усвоении школьной программы, зависит только от нас с вами. Прислушайтесь к р...
Практические рекомендации для родителей по формированию лексико – грамматического строя речи для детей от 6 до 7 лет по лексическим темам.
Лексико – грамматические задания – это наглядная информация для родителей, которая предлагается на стенде «Советы логопеда» в приёмной группы. Задания соответствуют лексической...
Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звука [С] по лексической теме «Транспорт».
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 6 лет с РАС....