Сценарий НОД по речевому развитию детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сысоева Мария Николаевна

Знакомство детей со звуками "С и Сь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий  НОД  по речевому развитию детей

в старшей группе

«Поможем лисичке»

Цель: Знакомить детей со звуком «С» и «Сь».

Задачи:

  1. Учить детей  правильному  произношению  звука «С».  
  2. Упражнять в правильном, чётком  его произношении (в отдельных словах, фразах)
  3. Упражнять в произнесении звукоподражаний с разной громкостью.
  4.  Развивать фонематический слух.
  5. Воспитывать интонационную выразительность речи.

Оборудование. Костюм лисы.  Презентационный материал  «С и Сь».

Ход занятия

В группу входит воспитатель в костюме лисы:

- Мы едем, едем, едем,

В далёкие края

Весёлые соседи, счастливые друзья…

Ой, здравствуйте, ребята. Я так спешила  к вам, у меня печаль, мои лисята не умеют говорить звук «С».  И я очень из-за этого расстроена. Я их прошу сказать:  мы маленькие лисята, а  они говорят:  мы маленькие «лията». Я им показываю грибочки «лисички» и говорю – это лисички, а они мне отвечают «лиички».

Пойдём, ребята, я покажу вам. (дети садятся на стульчики и смотрят презентацию)

- Вот мои,  лисятки. (слайд 1)

- А теперь, мы посмотрим , как живёт наш язычок. (Слайд 2)

«Жил-был Язычок в своём домике, — говорит воспитатель-лиса.

— А домик у Язычка — это рот. Он  открывается и закрывается.

(Губы в положении улыбки. Рот медленно открываем и закрываем).  Язычок выглядывает из домика, а затем  прячется». (Слайд 3)

Наш язычок очень любит зарядку, давайте сделаем ее вместе: артикуляционная гимнастика: «Горка» - «Чашечка», «Лопатка» - «Качели».  (Чередование упражнений  показом слайда 4)

- Ребята, а что это у нас за окном?  Какое сейчас время года? Какая сегодня погода?  (ответы детей)

– Когда на улице плохая погода, нам грустно. Покажите, как вам  грустно. (Дети изображают грусть).

– Когда хорошая погода и светит солнышко, нам радостно и хорошо. Покажите, как вам весело. (Дети изображают радость).

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес и полюбоваться его красотой и узнать, что новое и интересное.

- На чём мы можем отправиться в лес? Отгадайте загадку.

Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен.

Дети – Автобус. (Слайд 5)

- Ну, что поехали на прогулку в лес?

«Язычок очень любит петь. Однажды он пел: „Е-е-е". Как он пел? Хотите спеть вместе? Помогайте мне: „Е-е-е". (дети поют вместе негромко.)

_ Ой, ребята, что то автобус  остановился, у него наверное что то сломалось? Слайд 6

- У автобуса спустилось колесо.

- Что нужно, чтобы починить колесо?

- Варианты ответов детей  (насос)

- Какую песенку поёт насос, когда накачивает колесо?

- с-с-с-с-с

- Давайте ещё раз споем песенку насоса вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо сомкнуть зубы, а  кончик языка прижать к нижним зубам.  Сделать вдох носом и выдохнуть воздух так, чтобы он прошёл через зубки.

(Повторяем упражнение несколько раз)

- А теперь каждый поможет накачать колесо автобусу (опрос детей по отдельности каждого)

А теперь все вместе ещё раз поможем насосу, только внимательно слушайте. Сначала надо делать звук тихо - тихо, потом громко-громко, а затем снова тихо.

- Какие вы молодцы, устали? Давайте намного отдохнём.

Физкультминутка. (Слайд 6) 

Ветер тихо клён качает,

Влево, вправо наклоняет.

Раз — наклон

И два наклон.

Зашумел листвою клён.

(Руки подняты вверх, движения по тексту)

- Ну, что отдохнули? Тогда поехали дальше.

Слышно пение птиц.

-Ой, ребята, вы слышите? Кто это?

- Ответы детей: Птицы.

-А каких птиц вы слышите?

-  Сова, синица, снегирь, сорока.

- Какой звук в этих словах встречается? (Ссс)

- Ой, кто, это?

- Осы, пчелы, шмели…

А чтобы они нас не покусали, мы с ними поиграем.

Игра «Доскажи словечко».

СА-СА-СА – укусила в нос …оссса.

СО-СО-СО – стал мой нос как …колесссо

СУ-СУ-СУ – видел я… осу.

СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой …осссы.

ОС-ОС-ОС – на поле много… оссс.

УС-УС-УС – какой сильный был…укуссс.

Слышен лай собаки…

- А это ещё кто?

- Собака. (Слайд 7)

- С какого звука начинается слово «Ссссобака».

- Посмотрите, собака нам, что то принесла.  Давайте посмотрим.

Дети называют предметы, воспитатель расставляет их на столе: сумка, стакан,  слива, посуда, поднос, бусы, апельсин.

-Я буду говорить слова, а вы будете показывать предметы, к которым они подходит:

Модная (сумка), стеклянный (стакан), ароматная (слива), чистая (посуда),

красивый (поднос), разноцветные (бусы), вкусный (апельсин).

Динамическая пауза

У болота вдоль опушки. ( Руки вытянуть вперёд, поднять вверх,)

Мимо вспаханных полей. ( Развести в стороны.)

Шли весёлые лягушки. ( Ходьба на месте)

В гости к бабушке своей. ( Губы растянуты в улыбку.)

- Молодцы. А теперь посмотрите на нашу полянку, что вы видите?

- Дети перечисляют: молоко, сыр, горох, сливы и пр.

- А как назвать их одним словом?

-  Продукты питания

- Давайте соберём в корзинку, только продукты, в названии которых есть звук «С».

- Молодца, ребята. Большое вам  спасибо. Я теперь знаю, как научить своих лисят говорить звук «С» правильно. Мне очень понравилось наше путешествие, а вам?

- Да.

- А теперь вы вернётесь в свою группу обратно на автобусе, а я пойду к своим лисятам.

- До свидания ребята.

Воспитатель-лиса уходит, а дети вместе с младшим воспитателем «возвращаются в группу». Воспитатель снимает костюм лисы и приходит обратно.

- Ребята, как у вас тут весело, а чем вы занимались? Вам понравилось?

- Варианты ответов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...