"Составление рассказа по картине (игрушке) "
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни.
Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sostavlenie_rasskaza_moya.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
СЕРИИ КАРТИН, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ: 1.Предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные). 2.Сюжетные картины , где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
Младший дошкольный возраст: осуществляется подготовительный этап, цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины, формировать умение замечать в них самое главное и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки .
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН: содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
Общие требования к организации работы с картиной: Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
Приёмы Вводная беседа , цель которой - выяснить представления и знания детей об изображенном, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия картины Вопросы воспитателя Пояснения , уточнения Добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно. После беседы рассказ воспитателя о нарисованном на картине. Использование художественного произведения ( рассказ , стихотворение, потешка , загадка, песенка) Использование игровых приёмов («Расскажем кукле», «Что мы расскажем собачке» ) Рассказ для пришедшей в гости кукле (игрушке ) Рассматривание предметной картины можно связать и с рассматриванием похожей игрушки. После занятия картина остается в группе на несколько дней.
Игрушка В основе высказывания детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка оказывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию
Виды игрушек: Дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); Образные: куклы, машины, животные; Готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор… Наборы, составленные воспитателем или детьми (сюжетные): -мальчик, девочка, сани, собака; -девочка, домик, курица, кошка; -заяц и собака…
Требования к игрушкам: 1. Игрушка должна содействовать развитию ребёнка, на каждой возрастной ступеньке дошкольного возраста (то есть игрушка должна соответствовать возрасту). 2. Игрушка должна соответствовать тематике и содержанию характера игры. 3. Игрушка должна быть динамичной (то есть побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре). 4. Игрушка нуждается в привлекательном красочном оформлении, чтобы вызывать у ребёнка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус 5. Игрушка должна соответствовать гигиеническим требованиям (то есть игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка).
Виды занятий: Занятия по развитию связной речи с использованием игрушек разнообразны Рассматривание игрушек и предметов Описание игрушек (описание детьми единичного предмета и группы родственных предметов) Занятия могут проводится в виде дидактической игры «магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?» «Почтальон принес посылку» и др. Отгадывание загадок Придумывание детьми загадок об игрушке Сюжетный рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации Сюжетный рассказ по одной игрушке – связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки Рассказы - инсценировки с игрушками Занятия - выставки (по описанию игрушек)
Младший возраст Постепенно малыши подходят к составлению описательного рассказа по образцу, фактически повторяя его. Вначале стоит задача научить детей сосредоточиться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Дети подходят к составлению высказываний об игрушках из 2-3 предложений с помощью воспитателя. Организуется беседа (индивидуально или по подгруппам): какие игрушки у тебя есть дома? Какая она (размер, цвет, материал, форма)? Как ты с ней играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию (составление рассказа по картине) в старшей группе «Идём на выставку картин «Зимушка-зима»»
Составление рассказа, развитие речи...
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Составление рассказа по картине «Дети играют в кубики». «Игрушки»
В этом занятии учим составлять рассказ по картине по образцу воспитателя.Содействуем развитию связной речи у детей, формированию умения рассматривать картину, акцентируя внимание на сюжете; способство...
Конспект занятия по развитию речи Составление рассказа по картине "Троллейбус и игрушки"
Конспект занятия по «Развитию речи» во второй младшей группе (3-4 года)Тема: «Составление рассказа по картине«Троллейбус и игрушки»Доминирующая образовательная деятельнос...