Комплексное итоговое занятие в старшей группе по теме: «Откуда к нам хлеб пришёл?» с использование ИКТ и ТСО
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» (лепка из солёного теста).
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная.
Цель занятия: закрепить пройденный материал и выявить уровень его освоения.
Задачи:
Образовательная:
-Закрепитьи расширить знания детей, что хлеб – ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди; как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
- закрепить знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит;
- закрепить название профессий людей, растящих хлеб.
- закрепить и расширить знания о зерновых культурах, из которых делают муку.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые, выращивают и пекут хлеб;
- воспитывать самостоятельность, развивать творчество;
- воспитывать интерес к народному творчеству;
Развивающая:
- обогащать словарный запас по теме "Хлеб";
- развивать речь детей, внимание, память, мышление;
- продолжать обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста: калачей, хлебов, батонов и т. д.; формировать навыки работы с соленым тестом;
-закреплять умение детей работать с тестом;
-развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа: 1.Чтение русских сказок о хлебе « Колосок», «Вершки и корешки», «Легкий хлеб»,чтение книги А. Мусатова “Как к нам хлеб пришел». 2. Рассматривание колосков пшеницы, ржи, овса, гречихи, кукурузы. 3. Заучивание пословиц о хлебе,знакомство с новыми словами.
Словообразование: хлеб- хлебороб; трактор – тракторист; комбайн – комбайнёр; пшеница – пшеничный хлеб; рожь – ржаной хлеб; овёс – овсяная каша; кукуруза – кукурузные хлопья.
Обогащение словаря: рожь, пшеница, овес, гречиха, кукуруза, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, хлеборобы, комбайнер, хлебороб, комбайнёр, урожай,элеватор, мука, мукомолы,тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные.
Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы – выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Оборудование:магнитофон: аудио сказки «Колобок», «Вершки и корешки», «Колосок». Интерактивная доска с презентаций – «Откуда хлеб пришёл»; кукла-Незнайка, солёное тесто, подкладки, стеки, салфетки. Колосок пшеницы, картинки хлебобулочных изделий для игры, мука в мешочке.
Ход занятия
Воспитатель:Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и присядем на стульчики (заставка – СЛАЙД №1).
Ребята сейчас я вам предлагаю внимательно послушатьнесколькоотрывок из сказок. И тогда вы догадаетесь, о чём у нас сегодня будет с вами разговор.
Как сказка называется? Назовите сказочных героев?
Дети: Называют название сказки («Колосок» - СЛАЙД №2); «Вершки и корешки» - СЛАЙД № 3); «Колобок» - СЛАЙД №4).
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран, и скажите, кто из вас уже догадался, о чём мы будем сегодня говорить?(СЛАЙД №5)
Дети:О колосках, о хлебе, о зерне.
Воспитатель: Правильно мы сегодня с вами поговорим о том, как хлеб попадает к нам на стол.
Раздаётся стук в дверь. Воспитатель вносит Незнайку.
Незнайка: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня?
Дети: Незнайка.
Незнайка:Ребята, а я вам принёс хлеб (показывает муку в мешочке).
Дети: Это не хлеб, а мука.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а Незнайка расстроился, и ему стало, грустно он говорит, что ничего не знает о хлебе. Но хотел бы знать о том, как выращивают хлеб, расскажите.
Дети: Да.
Воспитатель: Слушай Незнайка и запоминай, ребятам не мешай.
Ребята посмотрите на экран, кто сможет сказать, какое время года и что происходит в поле.(СЛАЙД №6)
Дети:Весной на полях тракторист пашет землю железным плугом.
Воспитатель: Что происходит дальше? (СЛАЙД №7)
Дети: Тракторист прикрепляет борону в виде железной расчёски,чтобы разбить комья земли.
Незнайка:Я понял, я понял, а потом получится хлеб.
Дети: Нет.
Воспитатель: Что же делают дальше? (СЛАЙД №8)
Дети:Тракторист прикрепляет сеялки и засеивает поля.
Воспитатель:Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеялив поле.
Физкультминутка.
«Колоски» (релаксация)
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрна и сажаю в землю (дети присаживаются).
- Тёплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зёрна росли, росли и стали колосками (дети встают, поднимают руки вверх).
- Колоски тянутся к солнышку (дети протягивают руки вверх).
- Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
- И вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Что нужно для того чтобы зерна проросли и стали колосками? (Солнце, вода, тепло, удобрение). Незнайка, а ты знаешь из чего, состоит колосок? Молчит. Ребята, а кто из вас сможет выйти и показать и рассказатьиз чего состоит колосок?(СЛАЙД № 9)
Дети: Колос состоит из стебелька, зерна, чешуек и усиков.
Воспитатель: Незнайка ты понял, из чего состоит колосок?
Незнайка: Я понял, понял, из чего состоит, колосок. Вот я вам принёс колосок ржи(показывает колосок пшеницы).
Воспитатель:Ребята посмотрите это колосок ржи?
Дети:Нет. Колос пшеницы.
Воспитатель:Опять ты Незнайка всё напутал. Ребята, а как вы догадались, что это не рожь, а пшеница?
Дети: Колос у ржи тонкий с длинными и густыми усиками. У пшеницы колос толстый. Он также имеет усики, но они в период созревания зерна обламываются. Зёрна пшеницы круглые жёлтого цвета, а зёрна ржи длинные серо-зелёного цвета.
Воспитатель: Колосья и зёрна – это ещё не хлеб. Зерно проходит долгий путь, требуется много труда, чтобы хлеб посеять и убрать. Ребята, а вы любите хлеб?
Дети: Да.
Воспитатель:Ребята, Незнайка посмотрите, что я принесла вам? (показываетна тарелочке кусочки белого и ржаного хлеба). Из зёрен ржи получают тёмную ржаную муку и пекут ржаной хлеб, а из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, и пекут белый пшеничный хлеб.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.Пройдём за столы. И я посмотрю, кто из вас понял какой хлеб пшеничный, а какой ржаной. А ты Незнайка внимательно смотри и запоминай.
Дидактическая игра «Что, из какой муки испекли?»
-Ребята у вас на столах рисунки, вам надо соединить линиями хлебобулочные изделия с колосьями, из которых они сделаны, пшеницы или ржи.
А сейчас ребята, давайте посмотрим на экран и проверим, правильно мы сделали или нет (СЛАЙД №10). Кто сделал, не правильно исправляйте.
Расскажите: - Если батон из ржи, это какой батон? Если калач из пшеницы, это какой будет калач? Если рожок из пшеницы, это какой будет рожок?Незнайка ты понял, какой хлеб пшеничный, а какой ржаной?
Незнайка: Понял.
Воспитатель:Молодцы! Справились с заданием. А сейчас проходим на свои места.
Слушай дальше Незнайка внимательно и не отвлекай нас. Ну, вот и у нас урожай созрел, посмотрите на экран (СЛАЙД №11). Поле, становится каким?
Дети: Поле становится жёлтым, золотым, спелым, сухим, колосистым.
Воспитатель: Ребята кто выращивает хлеб?Как можно назвать людей, которые участвуют в выращивании хлеба.
Дети: Хлеборобы.
Воспитатель:Когда поспевают зерновые культуры, у хлеборобов начинается (что?)жатва, т. е. – уборка урожая.
Что происходит дальше? (СЛАЙД № 12)
Дети: Комбайнёрскашивает спелые колосья. Отделяет от колосьев зерно. Эти зерна по длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Кто управляет комбайнам? (комбайнёр)
Воспитатель: Что происходит дальше? (СЛАЙД № 13)
Дети: Машины везут зерно на элеваторы, для хранения и сушки зерна.
Незнайка: Я понял, потом будет хлеб.
Дети: Нет.
Воспитатель: Что потом происходит с зерном? (СЛАЙД № 14)
Дети:Везут на мукомольный завод. Мукомолы перемалывают зерно в муку.
Воспитатель:Ну и это ещё не всё, слушай дальше. Ребята хлеб мы получили или нет? Нет. Что происходит дальше с мукой? (СЛАЙД №15)
Дети:Муку везутна хлебозавод, пекарню в магазины в школы в больницу.
Незнайка:Теперь я всё понял, потом будет хлеб. Ребята, а я вам принёс картинки,здесь везде хлеб.
Игра «Магазин хлебобулочных изделий».
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, какие ты нам принёс картинки(раскладывает на коврике). Ребята посмотрите внимательно на картинки, Незнайка говорит, что здесь везде хлеб. А вы как думаете? Пожалуйста, разместите на одном мольберте те продукты питания, в состав которых входит мука, а на другой мольберт, если есть картинки, в состав которых не входит мука. Дети должны объяснить свой выбор. Ребята давайте с вами рассмотрим, какие здесь продукты? (хлебобулочные изделия, мясные продукты, молочные и т.д.)
Воспитатель:Опять ты Незнайка всё напутал. А вы ребята молодцы. Справились с заданием.Незнайка понял, какие хлебобулочные изделия?
Незнайка: Понял, понял.
Воспитатель:Ребята, давайте незнайке красиво расскажем, какой бывает хлеб. Каждый из вас придумайте слова-признаки.
Дидактическая игра с колоском, « А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. Для этого мы встанем в круг. Будем передавать по кругуколосок,и называть хлеб (какой?) - румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, пышный, поджаренный, вкусный, приятный, хрустящий, пропечённый, витаминный, полезный, пахучий.
Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Хлеб – это главное богатство нашей страны.А кто знает пословицы про хлеб?(«Хлеб – всему голова», «Плох обед, когда хлеба нет», «Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори», «Без труда хлеба не вырастешь»).
Как называют людей, которые выращивают хлеб?
- кто хочет стать хлеборобом?
А что ты будешь делать?
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами превратимся в пекарей, хотите?
Дети: Да
Воспитатель:А ты Незнайка смотри и учись.
Воспитатель:Тогда проходите за столы. Мы будем лепить баранки, хлеб и тортики для нашего магазина. (СЛАЙД №16)
Практическая работа
Для того, чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
Торт, то педагог объясняет детям, что нужно скатать толстую лепёшку и вырезать из неё ¼ часть как будто вы отрезали себе кусочек торта. Торт сверху можно украсить вылепленной из солёного теста вишенкой или свечкой.
Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.
Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.
(Выполнение работы детьми)Положим на поднос и отнесём сушиться.
Воспитатель: Ребята, Незнайке пора уходить. Он говорит вам большое спасибо за вашу интересную беседу о хлебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""
Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...
Конспект занятия для старшей группы на тему "Откуда к нам хлеб пришел"
Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.Активизировать речь детей....
Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для старшей группы на тему: « Откуда хлеб пришёл »
Программное содержание: · развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели;· дать представлени...
Непосредственно – образовательная деятельность в старшей группе на тему: «Откуда берется хлеб?»
Уточнить представление детей о хлебе...
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел"....
Открытое занятие в старшей группе по теме: «Откуда хлеб пришел?»
Пополнить и углубить знание детей о пользе и бережном отношении к хлебу, кто его выращивает и печет, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения....
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Откуда к нам пришёл хлеб?» Возрастная группа: 5 – 6 лет
Цель: формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.Задачи:Обучающие:- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнооб...