Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы на тему: "Откуда к нам хлеб пришел".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_k_nam_hleb_prishel.docx | 30.27 КБ |
duhovnyy_mir.pdf | 2.77 МБ |
prilozhenie_1.pdf | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему: «Откуда к нам хлеб пришел?»
для воспитанников старшей группы
(по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»).
воспитатель МБДОУ ЦРР , д/с №4 «Сказка»
г. Протвино
Тихомирова Елена Николаевна
Откуда к нам хлеб пришел?
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская , музыкально-художественная.
Задачи: расширять и уточнять представление об окружающем мире,
воспитывать чувство бережного отношения к окружающему миру (к земле) и
уважение к человеческому труду. Расширять представление о труде, как
заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности
людям за труд, воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать
бережное отношение к хлебу. Развивать речь ,как средство общения.
Привлечь внимание детей к целесообразности и премудрости устроения
мира. Дать представление о мире, в котором живет человек, как даре Бога
человеку. Воспитывать чувство благодарности к Создателю мира.
Материалы и оборудование: Добрый мир. Православная культура для
малышей. Книга 1,2011, стр. 37-40, презентация «Откуда берется хлеб?».
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли в зал, а здесь уже столько гостей!
Давайте поздороваемся и подарим им наши улыбки и наше замечательное
настроение.
-Сегодня мы снова отправляемся с вами в путешествие по окружающему
нас доброму и красивому миру. чем обычно люди путешествуют?
Дети: -На самолете, на поезде, на корабле.
Воспитатель: -А я предлагаю сегодня отправится в путешествие на ковре-
самолете. Вы согласны?
Дети: -Да!
Воспитатель: -Мы с вами уже знаем, что и вода и небо необходимы нам для
жизни. А сегодня мы узнаем еще об одном Божьем творении важном и очень
нужном для всех обитателей Земли. О чем пойдет речь догадайтесь сами.
Загадка: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я все терплю и всем
добром плачу. (Земля)
-Ребята,а вы знаете,что наши предки называли землю «кормилицей» или
«матушкой»? Как вы думаете,почему?
Дети:- На земле растут разные растения,которые можно кушать, овощи,
фрукты, ягоды, грибы.
Воспитатель: -Конечно! Без земли невозможно вырастить хороший урожай.
Поэтому люди бережно обращались с землей: никто не мусорил, не плевал на
землю, не кидался землей.
-Сегодня я предлагаю вам отправится в далекое прошлое,чтобы узнать,как к
нам на стол попадает то,без чего не обходится ни одна трапеза. Отгадайте,
что это?
Дети:- Это хлеб.
Воспитатель: -Правильно! А теперь нам пора в путь. Рассаживайтесь
поудобнее,а чтобы нам в пути сопутствовала удача, давайте поиграем в нашу
любимую игру «Обнимашки» ( дети по очереди обнимают друг друга и
называют добрыми словами).Ну , а теперь в путь! (музыка взлет).
-Как высоко мы уже поднялись! А что это движется нам на встречу?
Дети: -Облака.
Воспитатель: -И правда! А на что они похожи?
Дети:- На лошадку, на цветок, на сердечко, на бегемота….
Воспитатель: - Ребята, а посмотрите вниз. Обратите внимание на эту
голубую ленточку. Что это может быть?
Дети: - Река.
Воспитатель:- А зеленое покрывало?
Дети:- Луга.
Воспитатель: -А что это за желтый квадратик? Интересно? А давайте
приземлимся и посмотрим. (Дети встают с ковра, в это время звучит запись
пения птиц).
-Ребята, я вижу спелые золотые колосья. Да это же пшеничное поле!
(рассматривают колосья).
-Ой, ребята, мне кажется мы здесь не одни…( под народную музыку входит
второй воспитатель с караваем в руках, с ним двое детей в народных
костюмах, остальные дети садятся на стульчики)
Воспитатель: -В старину гостей встречали
Мягким, пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Вместе с хлебом соль подносим,
Поклонясь отведать просим.
Девочка:-Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый,золотистый,
Словно солнцем налитой!
В нем – здоровье наше, сила,
В нем- чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом теплым на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Мальчик: -Велика и необъятна наша русская земля,
Урожаями богаты наши нивы и поля.
-По полям,садам и селам, по стране из края в край
Загорелый и веселый ходит новый урожай!
Хочет он, чтоб полной чашей наша жизнь с тобой была,
Чтобы ярче,чтобы краше наша Родина цвела!
Воспитатель: - А хотите посмотреть откуда к нам хлеб пришел? Тогда
смотрите внимательно ( слайд шоу «Откуда хлеб пришел»).
Воспитатель: -Это сейчас у человека столько помощников, которые
помогают ему растить хлеб,а в давние-давние времена все было совсем по-
другому. А хотите узнать как? Тогда смотрите и слушайте.
(Входит первый воспитатель . На ногах лапти, холщовая рубашка, ситцевая
юбка и косынка на голове, в руках деревянный туес с зернами пшеницы).
Воспитатель:- В давние-давние времена тяжело доставался человеку хлеб.
Сначала пахали деревянной сохой на лошади землю, а потом выходили в
поле с семенами, которые висели у каждого на шее в специально
предназначенных для этого посудинах. Брали оттуда горстями зерно и
кидали во вспаханную землю. После того, как посеяли все зерно, крестьянам
оставалось только ждать и надеяться на хорошую погоду, ведь только
хорошая погода помогала людям вырастить хороший урожай. (Подносит к
детям туес, дети разглядывают пшеницу, набирают в ладошки, нюхают).
Физ.минутка «Зернышки»
Дети , присядьте и представьте,что вы маленькие зернышки,которые
посадили в землю.Прошел дождик, пригрело солнышко и зернышко начинает расти.
Подрастает зернышко (дети медленно встают)
Потянулось к солнышку (поднимают руки вверх)
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает (качают руками из стороны в сторону)
Вот как весело играем (медленно опускают руки вниз).
Воспитатель: -А что нужно, чтобы зернышки взошли?
Дети: - Нужно тепло и влага (дети читают заклички про дождик и солнце).
1.Мочи, мочи, дождь,
На нашу рожь,
На бабушкину пшеницу,
На дедушкин ячмень,
Поливай весь день.
2.Солнце, солнце,
Выгляни в оконце.
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос.
3.Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай
Хоть весь день поливай!
Воспитатель: -Ребята, а вы заметили, что люди к окружающей природе
обращались с любовью, бережно, называли ласково, как к живым созданиям
и Бог,видя такое хорошее отношение к природе, посылал людям и дождик и
солнышко. Колоски росли, поспевали и начиналась жатва, уборка урожая.
(Выходит воспитатель в белой одежде, в руках серп).
Воспитатель: - В старину машин не было и люди собирали хлеб вручную ( в
основном только женщины) и называли их – жницами. С утра и до вечера, не
разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок и складывали в
снопы. А перед сбором урожая люди надевали белую одежду и наводили в
доме порядок.
(Показ серпа- орудия труда).
-А после сбора урожая народ благодарил Бога в специальных жнивных песнях:
Ох ,и слава Богу,
Что жито пожали
И в копны поклали.
-Собранный урожай сушили в специальных помещениях (овин), а после
сушки рожь и пшеницу молотили и получали зерна. (Дети рассматривают
зернышки, трогают их).
-Зернышки отвозили на мельницу, там их мололи и получалась мука. (Дети
рассматривают муку, трогают ее).
- И ,только после этого, везли муку домой, а там пекли из нее хлеб, лепешки,
блины, оладышки, пироги и всякие другие хлебобулочные изделия.
-А давайте и мы с вами что-нибудь вкусненькое из теста приготовим.
(Дети подходят к столам, а там заранее подготовлен на каждого ребенка
кусочек теста и влажные салфетки. Дети рассматривают тесто, пробуют его,
лепят фигурки по своему усмотрению, затем складывают готовые изделия на
поднос и воспитатель уносит их «в печку». Пока пироги «пекутся» дети
играют в русскую народную игру «Золотые ручейки». После этого под
музыку в зал вносятся «испеченные» пирожки и раздаются детям.
Воспитатель: - И так, сегодня вы , ребята, узнали как хлеб попадает к нам на
стол. Легкое ли это дело растить хлеб и выпекать его?
Дети: -Нет. Для того, чтобы был урожай, нужно очень много трудиться .
Воспитатель: - Наши предки это прекрасно знали, поэтому берегли хлеб, не
играли с ним, не выбрасывали остатки, берегли каждую крошку! А кого
люди благодарили за богатый урожай?
Дети: - Бога.
Воспитатель: - Конечно! Ведь Он – Творец всем плодам, овощам, злакам.
Это Бог помогает людям растить хлеб, посылает дождь, тепло и ясное
солнышко. А вы,ребята, как теперь будете относиться к хлебу?
Дети: - Мы теперь будем очень аккуратно его кушать, не крошить, не
оставлять и не бросать!
Воспитатель: - Молодцы! Ну вот и подошло к концу еще одно наше
путешествие. Благодаря вам оно получилось таким интересным . Спасибо
вам , ребята , за это! А что нового вы узнали сегодня?
Дети: - Мы узнали как выращивали хлеб наши предки и как выращивают
его сейчас. Сколько разных машин и людей трудятся на полях , элеваторах и
хлебозаводах.
Воспитатель: -А что вам запомнилось больше всего?
Дети: -Старинные орудия труда, разные машины,которые помогают людям, а
еще самим лепить разные пирожки.
Воспитатель: -А сейчас вы можете попробовать наши пирожки. Приятного
аппетита!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию для детей старшей группы "постройки нашего города"
Познакомить с разными видами городских зданий, их назначением, познакомить с сооружениями культуры и досуга....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы "С чего начинается Родина?"
Формировать у детей представление о России как о родной стране, ее государственных символах....
Рекомендации для родителей по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Откуда пришла книга».
Читаем ребёнку стихотворение:Сегодня день у нас особый!Я познакомлю вас, друзья,С предметом, без которогоПрожить на свете нам нельзя. Загадайте ребенку, загадку.Не куст, а с ли...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Откуда к нам пришёл хлеб?» Возрастная группа: 5 – 6 лет
Цель: формирование бережного отношения детей к хлебу и углубление знаний о нём.Задачи:Обучающие:- Познакомить детей с главным богатством жизни и здоровья - хлебом, его красотой, с разнооб...
Программа духовно-нравственного кружка «Родничок» для детей старшей группы
СодержаниеЦели и задачи реализации программыЦель: Формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией через приобщение детей к истокам и традици...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...
Игры по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
игры по духовно-нравственному ,патриотическому воспитанию...