"Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ковалева Татьяна Владимировна

Развивать память детей, умение выразително рассказывать. Закрепить знания о временах года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Непосредственно - образовательная деятельность

по образовательной области «Речевое развитие»

в старшей группе

Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

                                                                                                                                                               Воспитатель:

                                                                          Ковалева Татьяна Владимировна

                                                                         

г. Дедовск

2017г.

Цель:

Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, зимних забавах;

Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, развивать поэтический слух;

Воспитывать любовь к родной природе.

Интеграция:

 физическое, познавательное, коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Наблюдения за погодой, природными явлениями; беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций.

Вступительная беседа:

- Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:

- Тройка, тройка прилетела!

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белолоба, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- Как вы думаете, что это за царица? А кто догадался, что за тройка белых скакунов? Правильно, молодцы. Догадались, о чём мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, о зимних приметах и явлениях)

- Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего?

-Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картинки зимней природы.  Сели по удобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…

- Какие картинки зимней природы вы мысленно себе представляли? (ответы детей)

- Великие художники много своих картин посвятили русской зиме. Вот только некоторые из них – (показывает репродукции, называет художника и название картины).

Просмотр презентации «Зима в картинах великих художников»

Физкультминутка «Путешествие по зимнему лесу»

- Ребята, скажите, а что вам нравиться делать зимой? (ответы детей)

- Молодцы! Вы любите активно отдыхать зимой. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам свой снежок, договорит недосказанное мной словечко:

- зимой метель (метёт)

- ночью ветер в трубах (воет, завывает)

- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)

- всю зиму медведь в берлоге (спит)

- мороз щёки и нос (щиплет)

-зимой вода в реке (замерзает)

- иней на ветках деревьев (блестит)

- зимой деревья (спят)

Воспитатель:

Знаете, не только композиторы и художники воспевали своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Есть у меня один любимый поэт Иван Захарович Суриков.

 Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.

Послушайте это стихотворение (запись стихотворения)

Слушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста, своим впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение.

Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

- о каком времени года пишет поэт?

- что вспоминает Суриков?

- как поэт пишет про гору? Какая она?

- как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб»

- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года?

- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом?

Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание, помогаем друг другу выразительными движениями.

Кто хочет рассказать стихотворение, так же красиво, выразительно? Не стесняйтесь, я вам помогу.

2-3 ребёнка рассказывают стихотворение.

Как же вы порадовали меня, ребята. Спасибо вам.

Детство  Иван Суриков

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)

Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)

Слева елка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)

И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .

Как красивы они!

В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)

А нам пора уже домой (шаги на месте) .

- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.

Лес волшебный, до свидания!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? (Да) . Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"

Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе...

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...