"Заучивание стихотворения И. Сурикова "Детство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Развивать память детей, умение выразително рассказывать. Закрепить знания о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Непосредственно - образовательная деятельность
по образовательной области «Речевое развитие»
в старшей группе
Тема: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Воспитатель:
Ковалева Татьяна Владимировна
г. Дедовск
2017г.
Цель:
Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, зимних забавах;
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, развивать поэтический слух;
Воспитывать любовь к родной природе.
Интеграция:
физическое, познавательное, коммуникативное развитие
Предварительная работа:
Наблюдения за погодой, природными явлениями; беседа о деревне, деревенских жителях, рассматривание иллюстраций.
Вступительная беседа:
- Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку. Слушайте внимательно:
- Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белолоба, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Как вы думаете, что это за царица? А кто догадался, что за тройка белых скакунов? Правильно, молодцы. Догадались, о чём мы с вами сегодня поговорим? (о зиме, о зимних приметах и явлениях)
- Расскажите, а что в зимней природе вам нравится больше всего?
-Сейчас мы с вами закроем глаза и мысленно представим себе картинки зимней природы. Сели по удобнее, закрыли глаза и начинаем мысленно представлять…
- Какие картинки зимней природы вы мысленно себе представляли? (ответы детей)
- Великие художники много своих картин посвятили русской зиме. Вот только некоторые из них – (показывает репродукции, называет художника и название картины).
Просмотр презентации «Зима в картинах великих художников»
Физкультминутка «Путешествие по зимнему лесу»
- Ребята, скажите, а что вам нравиться делать зимой? (ответы детей)
- Молодцы! Вы любите активно отдыхать зимой. Давайте поиграем. Вставайте в круг. Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам свой снежок, договорит недосказанное мной словечко:
- зимой метель (метёт)
- ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- в зимнем лесу голодный волк (воет, рыщет)
- всю зиму медведь в берлоге (спит)
- мороз щёки и нос (щиплет)
-зимой вода в реке (замерзает)
- иней на ветках деревьев (блестит)
- зимой деревья (спят)
Воспитатель:
Знаете, не только композиторы и художники воспевали своим искусством красоту зимней природы. Много поэтов посвящали ей свои стихи. Есть у меня один любимый поэт Иван Захарович Суриков.
Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.
Послушайте это стихотворение (запись стихотворения)
Слушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста, своим впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение.
Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.
- о каком времени года пишет поэт?
- что вспоминает Суриков?
- как поэт пишет про гору? Какая она?
- как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору, в сугроб»
- как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года?
- с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом?
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание, помогаем друг другу выразительными движениями.
Кто хочет рассказать стихотворение, так же красиво, выразительно? Не стесняйтесь, я вам помогу.
2-3 ребёнка рассказывают стихотворение.
Как же вы порадовали меня, ребята. Спасибо вам.
Детство Иван Суриков
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом;
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
И на землю красиво ложатся. (движение (фонарики) и смотрят вверх) .
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (шаги на месте) .
- Ну что ж, нам пора прощаться с лесом.
Лес волшебный, до свидания!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
- Закроем глаза и возвращаемся обратно. Раз, два, три…. Все на месте? (Да) . Раздеваемся, отряхиваем снег, греем руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия НОД по образовательной области «Коммуникация»: «Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения Е. Серова «Одуванчик».
конспект итогового занятия НОД по образовательной области "Коммуникация"....
конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...
Конспект заучивания стихотворения в старшей возрастной группе. Стихотворение Е. Благининой Посидим в тишине
Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение....
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...
Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"
Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе...
Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»
Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...
Чтение любимых стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать»
Занятие по развитию речи в средней группе....