Чтение стихотворений о весне. Заучивание стихотворения С. Есенина "Черемуха"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Образовательная деятельность по ресевому развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_zauchivanie_stihotvoreniya_cheremuha.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности
в старшей группе
по речевому развитию
Чтение стихотворений о весне.
Заучивание стихотворения С. Есенина «Черемуха»
Воспитатель:
Готовкина Эльвира Анатольевна
Елец-2015 г.
Цель: Учить детей эмоционально читать наизусть стихотворения о весне, замечать выразительные средства, развивать образность речи.
Задачи:
Образовательные:
- Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворения, развивать внимание и творческое воображение. Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.
- Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;
- Довести до сознания детей замысел поэта о красоте весны и таянии снега;
- Формировать умение понимать художественный образ веток черемухи через сравнение с кудрями.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения;
- Способствовать развитию процесса запоминания с использованием пиктограммы;
- Обогащать речь детей за счет слов: роса медвяная, зелень пряная, развесившись, волной гремучею.
Воспитательные:
- Вызвать интерес к стихотворению через мотивацию речевой деятельности и желания выучить его;
- Воспитывать любовь к художественному слову.
Оборудование: цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, иллюстрации черёмухи и других цветущих деревьев, текст стихотворения, портрет С. Есенина.
Предварительная работа: Наблюдение природы весной, беседы о весне, сезонных изменениях в природе, связанных с приходом весны, цветении деревьев, рассматривание иллюстраций цветущих деревьев, кустарников, цветов; чтение стихотворений о весне.
Ход ОД:
Вступительная часть.
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. (Весна.)
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием мяча с песком.
Воспитатель: Ребята, какие приметы весны вы знаете? Отвечайте и передавайте друг другу мяч.
Дети:
- солнце светит ярко и греет;
- тает снег, с крыш капает капель;
- появляются проталинки на земле;
- дни становятся длиннее, а ночи короче;
- бегут весенние ручейки;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустах появляются листья;
- птицы прилетают с теплых стран, строят гнезда;
- от спячки просыпаются зимующие звери;
- на полянках зацветают цветы;
- появляются насекомые.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: А какой у нас сейчас месяц?
Ответы детей: Май.
Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете?
Дети рассказывают стихотворения о весне.
Ласточка
Улетела Ласточка
За тридевять земель...
Возвращайся, Ласточка!
На дворе апрель.
Возвращайся, Ласточка!
Только не одна:
Пусть с тобою, Ласточка,
Прилетит Весна! (Борис Заходер)
Пришла весна
Шумят леса, цветет земля,
Поет-звенит ручей:
«Пришла весна, пришла весна —
В одежде из лучей!»
Ликуют детские сердца,
Стремясь в простор лугов:
«Пришла весна, пришла весна
В гирлянде из цветов!» (Мария Пожарова)
Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке! (Иван Муравейко)
Воспитатель: Да, замечательные стихотворения о весне! Весна – это время года, которое нравится всем. Люди творческие стараются отразить свои чувства и эмоции в произведениях.
Воспитатель: Что делают композиторы? Художники? Поэты? (пишут картины, сочиняют музыку, сочинят стихи) Каким другим словом можно назвать стихи? (поэзия)
Воспитатель: Из года в год весна приходит на землю, вызывая самые разные чувства у людей. Почти 100 лет назад было написано стихотворение «Черёмуха». Его автор С. А. Есенин, русский народный поэт. Стихи Есенина полны звуков, запахов и красок. Он называл свои стихи песней и говорил, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах.
Воспитатель: Как вы думаете, почему Есенин писал стихи о природе? (хотел, чтобы люди узнали, какую он видел красоту, чем он любовался, чему радовался; с помощью стихов можно сказать красиво о природе; чтобы рассказать о том, как выглядит черёмуха, когда цветёт; чтобы мы узнали о его чувствах, желаниях)
Воспитатель: Сегодня мы будем заучивать и запоминать знакомое вам стихотворение «Черёмуха»
Чтение стихотворения «Черёмуха» (смысловая пауза)
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Что почувствовали? Какие эмоции у вас вызвало это стихотворение? (Ответы детей)
Воспитатель: О чём рассказал поэт в стихотворении? (о черёмухе, о ручье)
Воспитатель: Что понравилось в стихотворении? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, в какую погоду писал поэт стихотворение? (погода была жаркая, ярко светило солнце)
Воспитатель: Я открою вам секрет, поэт писал стихотворение о черёмухе, любуясь на неё утром, а потом днём.
Этюд «Черёмуха утром» (физминутка) .
Воспитатель: Представим себя черёмухой в утренние часы. Солнце светит не ярко, слегка освещая деревья и землю, дует лёгкий ветерок, деревья тихо покачиваются.
Воспитатель: Я буду читать первую часть стихотворения. А вы с помощью жестов будете показывать о чём я рассказываю.
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре.
Воспитатель: Как поэт рассказал о черёмухе в начале стихотворения? (2-3 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Воспитатель: Черёмуха душистая, а как её по-другому можно назвать? (ароматная, пахучая, вкусная)
Воспитатель: Какую черёмуху вы представили, когда услышали эти строчки? (большая, белая, вся в цвету)
Воспитатель: Почему ветки золотистые? (много жёлтых тычинок на цветах)
Воспитатель: Черёмуха дерево медоносное. Почему поэт называет росу медвяной? (капельки сока черёмухи похожи на капельки мёда, с запахом мёда)
Воспитатель: Цветы черёмухи душистые, ароматные, а вот запах черёмухи отпугивает даже насекомых. Почему? (сильный, резкий)
Воспитатель: Вспомним, как о красоте листьев черёмухи говорит поэт? (2-3 ответа)
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Воспитатель: А теперь вспомним, как в начале стихотворения выглядела черёмуха?
Чтение первого четверостишья. (1-2 ответа)
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сверкает в серебре
Воспитатель: А о чём ещё идёт речь в стихотворении? (о ручье)
Воспитатель: Где спрятался ручей? (в траве, между корней)
Воспитатель: Я прочту как поэт говорит об этом.
Воспитатель: А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей
Воспитатель: Ребята, а теперь покажем, как изменилась черёмуха днём.
Воспитатель: Я буду читать вторую часть стихотворения, а вы показывать.
Этюд «Черёмуха днём» (физминутка)
Воспитатель: Солнце светит ярко, ветки черёмухи раскрылись, тянутся к солнцу.
Воспитатель: Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Вспомните, какая стала черёмуха днём? (ответы детей)
Воспитатель: Как автор об этом говорит?
Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит
Воспитатель: Давайте расскажем каким стал ручей?
Воспитатель: Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поёт
Воспитатель: Где протекает ручей? Что такое проталинка? (место, где растаял снег, открылась земля)
Воспитатель: Почему у ручья волна гремучая? (ручей гремит, шумит, течёт, не стоит на месте)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «обдаёт»? Каким другим словом можно заменить его? (обливает, окатывает, обрызгивает)
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «вкрадчиво песенки поёт»? (осторожно, нежно, ласково)
Воспитатель: Расскажите, как поэт говорит о черёмухе днём?
Воспитатель: Кто запомнил всё стихотворение, расскажите его.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение любимых стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать»
Занятие по развитию речи в средней группе....
Конспект НОД на тему «Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
...
Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство"
Данное занятие разработано с учетом ФГОС ДО и соответствии с возрастными задачами, отраженными в Образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» №1 п.Энергетик ...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Конспект по развитию речи в старшей группе.Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Задачи. 1. Приобщать детей к восприятию поэти...
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет. Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
Восприятие художественной литературы с детьми 5-6 лет.Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» Цель: Познакомить детей со ст...
Конспект НОД на тему «Чтение стихотворении о зиме. Заучивание стихотворения С. Маршака «ЯНВАРЬ». (Образовательная область «Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста).
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение с опорой на мнемоcхему.Задачи:Образовательные: Передавать интонацией любование зимней природой.Формировать у детей умение слушать и п...