«Взаимосвязь мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Майкова Юлия Павловна

В.А.Сухамлинский писал: Истоки способностей и дорования детей находиться на кончиков пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaopendocument_5.odt27.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимосвязь мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Майкова Юлия Павловна

Воспитатель ГБОУ д/с №11 г. Санкт-Петербург

Аннотация: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

Ключевые слова: Развитие речи, мелкая моторика, пальчиковая гимнастика.

 Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.  Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики ребенка

В.А. Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребѐнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребѐнка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребѐнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? 

 Развитие мелкой моторики ребѐнка – тонких движений кистей пальцев рук - один из показателей психического развития дошкольника

 Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребѐнка к школе.

 Мелкая моторика-основа развития психических процессов; внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственные представления.

При недостатках развития мелкой моторики руки дети:

 Неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).

 Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

 В школе, очень медленный темп письма.

Поэтому мелкую моторику нужно тренировать с самого раннего возраста, для этого вам помогут такие простые упражнения как пальчиковая гимнастика для малышей. 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

  Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика "Моя семья»

Рука сжата в кулак

Этот пальчик-дедушка (поднимается большой палец)

Этот пальчик- бабушка (поднимается указательный)

Этот пальчик- папа ( поднимается средний)

Этот пальчик — мама (безымянный)

А этот пальчик — я . (мизинец)

и вся моя семья (хлопают в ладоши)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»»

-Мы капусту рубим, рубим ( стучим по ладошке одной руки ребром ладоней другой)

-Мы капусту жмем, жмем (сжимаем и разжимаем ладони)

-Мы капусту солим, солим (имитируем движения)

-Мы капусту трем, трем. (Сжимаем одну руку в кулак и трем по ладони другой).

Пальчиковая гимнастика«Солнышко и тучка»

Тучки прибежали солнышко прогнали ( кулачками стучат друг о друга)

Солнышко проснулась, мама улыбнулось ( руки крест накрест и раскрыть, пальцы разжать и перебирать.)

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один.
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа, 
Эта долька – для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

"Пальцы здороваются" 

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.     

Народные игры – потешки такие как:

- «Сорока-сорока...», - «Ладушки-ладушки...», - «Идет коза рогатая...», - «Пальчик-мальчик, где ты был?...»и другие.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"

"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...

Формирование мелкой моторики рук, как потенциалразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Возрастная категория, на которую расчитаны цели учебного проекта: дети 3-4 лет (младшаягруппа). Цель проекта: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы фомирования мелкой моторик...

«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогрес...

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...