Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
статья (младшая группа)
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 393.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
« Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Мелкая моторика – это движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на занятиях.
Цель: Изучение эффективности системы работы по развитию мелкой моторики дошкольников через использование комплекса нетрадиционных методов и приёмов, обеспечивающих развития речи детей раннего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы по развитию мелкой моторики с детьми раннего дошкольного возраста позволит улучшить показатели развития речи и совершенствование мелкой моторики, если:
- использовать комплекс разносторонних приёмов и методов развития речи и мелкой моторики, таких как: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук; работа с предметами и материалом (пластилин, бумага, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.); различные виды пальчиковых игр, движения с мелкими предметами.
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики и развитию речи регулярной и исправной, включив её в учебно-воспитательный процесс.
- проявлять заботу и поддержку индивидуального развития каждого ребёнка с опорой на его личные достижения.
Средства развития мелкой моторики.
Работа с бумагой, складывание (оригами), плетение, аппликации, массаж кистей рук и пальцев, игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками, графические упражнения, штриховка, пальчиковая гимнастика, рисование и раскрашивание, вырезание ножницами, игры с конструктором, мозаикой , шнуровки, игры с пластилином.
Методы исследования:
Теоретический:
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
Эмпирический:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- обобщение психолого-педагогического опыта педагогов-психологов.
Данной проблеме уделяли большое внимание ученые и педагоги
В. А. Сухомлинский Н.И. Новиков И. П. Павлов
Л.С. Выготский М. М. Кольцов Марии Монтессори
Совместная деятельность педагога с детьми:
- дидактические игры
- индивидуальная работа
- сюжетно-игровые ситуации
- экспериментирование с материалом
- Рисование пальчиками, ладошками
- Лепка из пластилина
- Развивающие игры
- Индивидуальная работа
- Мастер класс с родителями.
Рекомендации родителям:
1. Игра с родителями из серии «Расскажи стихи руками»
2. Игры с прищепками.
3. Игра "Волшебный мешочек"
4. Застегивание пуговиц
5.Шнуровка
6.Переберание круп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский образовательный проект: "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"
"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей младшего дошкольного возраста"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игры и специальные упражнения.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Мелкая моторика и координация движений рук – это система разнообразных дв...
Игровое дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук «Познаю мир руками» для детей младшего дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, речью ребенка, пис...
Развитие мелкой моторики и координаций движений рук у детей в дошкольном возрасте
Информационный доклад для родителей дошкольников...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"...