Формирование мелкой моторики рук, как потенциалразвития речи у детей младшего дошкольного возраста.
статья на тему
Возрастная категория, на которую расчитаны цели учебного проекта: дети 3-4 лет (младшаягруппа). Цель проекта: состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы фомирования мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр, упражнений, массажа пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vjnjhbrf.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мелкой моторики рук, как потенциал развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование мелкой моторики рук , как потенциал развития речи у детей младшего дошкольного возраста». Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта:Дети 3-4 лет (младшая группа) Цель проекта: Состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирование мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр, упражнений, массажа пальцев. Формировать мелкую моторику рук развивая мыслительную деятельность; интеллектуальную готовность, память, внимание, речь ребенка, посредством упражнений, игр укрепляющих мышцы кистей рук, пальцев, пальчиковой гимнастики. Методические задачи: изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; • провести диагностику среди воспитанников на выявление уровня сформированности мелкой моторики рук; • осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию мелкой моторики рук, пальчиковой гимнастики; • разработать систему игр и упражнений; • определить способы диагностики и показателей достижения результатов. - Пальчиковые игры, массаж, игры и упражнения. Образовательные области, в рамках которых проводится проект: Познание, социализация, физическая культура, художественное творчество Актуальность заявленной мною темы обусловлено с тем, что дети с плохо развитой ручной моторикой чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на него самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Уровень развития движения ребенка определяет уровень его физического и психологического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем что его окружает, показывать картинки и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают: - различные игры пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; - игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку; - игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать, выливать-наливать, насыпать, высыпать, проталкивать в отверстия и.т.д; - рисование карандашом, кистью, фломастером; - застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и.т.д; Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и.т.д.). Также упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения направленные непосредственно на мелкую моторику. Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населений мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятия искусства и музыки. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) подтверждали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развитие речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Путем выявления и диагностики сформированности мелкой моторики рук выявлено, что у детей низкий уровень ручной умелости. Дети не имеют навыков застегивания, расстегивания пуговиц, не умеют одеваться, раздеваться, самообслуживать себя (аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами, правильно умываться, вытираться полотенцем, расчесывать волосы). Поэтому с целью устранения проблемы и недостатков я провела в группе игры и упражнения
: «Переложи игрушки». Ребенок сидит за столом, перед ним высокий прозрачный сосуд, справа лежат мелкие предметы (пуговицы, фишки). Ребенок должен, держа сосуд левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и ребенок действует левой рукой
. «Забей мяч в ворота». Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола - «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда педагог и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.
«Перебираем крупу». Необходимы две пустые коробочки и одна - со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая двумя руками, ребенок должен разделить смесь на две части
. «Разорви лист по линиям». Лист бумаги произвольно счерчивается на части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге фигуры, предметы.
«Шаловливый котенок». Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.
«По кочкам через болото». На столе рассыпают, мелкие камешки ¬«кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5 пальцы одной руки, ребенок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно нарисовать и на бумаге.
Также проводится пальчиковые игры в группе и в семье. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировав внимание на одном виде деятельности. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру» он обязательно будет стараться придумать инсценировку для других стишков и песенок. Дети до года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например: одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики. Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь я создала все условия для игровой деятельности. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы» «Мозаика», приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей: « Сенсорный коврик», «Мягкие книжки малышки» , «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое. В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются. Развивающую среду моей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики
. Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, проведены практические семинары, круглые столы, собрания где родителям даны рекомендации:
1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша
. 3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей малыша.
4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно
. 6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т.п
. 7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения после освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием стихотворения
. 9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием
. Предполагаемый результат: Дети: проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и играм для развития моторики: увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной. возросла речевая активность детей в различных видах деятельности; дети используют пальчиковую гимнастику,игры ,упражнения в повседневной жизни; отзывы родителей и педагогов; у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь. Родители: родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми; родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе по формированию мелкой моторики и проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогрес...
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
«Взаимосвязь мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
В.А.Сухамлинский писал: Истоки способностей и дорования детей находиться на кончиков пальцев....
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...
Развитие мелкой моторики как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мо...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»...