Материалы по теме: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» (для воспитателей, родителей)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

людмила васильевна ковалева

советы воспитателям по развитию связной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение». Д. Родари

Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «баять», «рассказывать» Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Однако уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.

Ярким собирателем русских сказок был А.Н.Афанасьев. С 1857-1862 годы им создаются уже сборники русских народных сказок. В словаре В.И.Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: «Либо дело делать, либо сказки сказывать», «Сказка складка, а песня быль». Уже из этих пословиц ясно: сказка- вымысел, произведение народной фантазии- «складное», яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Русская народная сказка- это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка- один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Существует несколько классификаций сказок:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (психолог, директор института сказкотерапии) предложила типологию сказок, которая включила в себя:

-художественные (народные и авторские) сказки;

-психотерапевтические сказки (обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Эти сказки должны оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму);

-дидактические (Цель дидактической сказки скромна- передать ребёнку некое новое знание, умение, навык, а также показать смысл и важность этого умения);

-медитативные (самые сложные, т.к. требуют создание насыщенного эмоционального состояния у слушателей, ярких сказочных образов, которые без труда смогут визуализировать слушатели, глубокое погружение слушающего в сказочный процесс).

2. В фольклористике принята классификация сказок Проппа В.Я. (русский филолог-фольклорист), в которой выделяются:

-сказки о животных;

-сказки о людях (волшебные, новеллистические, анекдоты);

-кумулятивные (многократное повторение одних и тех же действий или элементов).

3. В педагогике на сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

-Сказки о животных (человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая, отсюда очеловечивание животных и птиц…)

-Волшебные сказки (сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические сюжеты, в их основе лежит чудесный мир-это предметный, фантастический, неограниченный мир).

-Бытовые сказки (характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы).

Строение сказки одинаково во всех типах:

  1. Зачин (эта часть сказки всегда обозначает место и время действия и знакомит с некоторыми героями, зачину иногда предшествует присказка, обычно шутливая, она украшает сказку. Она обычно ритмична и рифмована. Цель её- привлечь внимание слушателей к тому, о чем далее пойдет речь).
  2. Основное повествование (развитие сюжета, события и приключения)
  3. Концовка (любая сказка имеет счастливый конец, кроме концовки может быть конечная присказка, которая иногда соединяется с концовкой: «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил ложку; кто легок на ножку, тот сбегай по ложку!»)

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства- регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение»,- Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это- сказка. И постепенно малыши запоминают, что "Курочка Ряба", "Теремок" - это сказки. Перед чтением сказки можно провести дидактическую игру с участием героев сказки. Во время чтения воспитатель должен следить за реакцией детей. После чтения педагог спрашивает, понравились ли детям герои (необходимо вспомнить их основные черты и поступки) сказки.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка- знакомство с новыми словами (лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто и др.). Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел- долго искал (сказка "Лиса и козел"; кинулась туда- сюда - в разные стороны; кликала- звала ("Гуси-лебеди"). После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею. В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

В старшей группе дошкольники учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняют специфику.

В подготовительной к школе группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку как единое целое. При вторичном ознакомлении следует обращать внимание на средства художественной выразительности. Здесь особую нагрузку несут вопросы: " О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?". С помощью вопросов можно выяснить, какие средства выразительности используются в сказке. Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Работая со сказкой в области развития связной речи преследуются такие цели, как:

-создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

-совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

-развитие диалогической и монологической речи;

-приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: 

-слушаем,

-рассказываем,

-проживаем

-сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой- организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

Каждая организованная образовательная деятельность, в том числе работа со сказкой, сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, сказочных историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связанной, логической речи. На решение этих проблем направлен раздел речевая зарядка. Кроме спонтанного формирование устной речи требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеют конструирование слов, словосочетаний и предложений. Нужно обратить внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности, а использование нетрадиционных методов и приёмов в работе со сказкой помогут поддержать интерес ребёнка к книге и чтению.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые игры и игровые приемы с использованием сказок:

  1. Определение лишнего слова.

Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное. Например: из ряда слов Лиса, заяц, избушка, собака, петух- ребенок определяет лишнее слово- избушка.

  1. Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

  1. Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

  1. Шагаем в сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

  1. Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев, и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

  1. Действия героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

  1. Отправим письмо или смс-сообщение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Воспитатель предлагает детям «написать» в письме или смс-сообщении пожелание герою сказки.

  1. Диалог со сказочным героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. - Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

  1. Мимы.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

  1. Сказочные слова.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают из сказок (Сим-сим, открой дверь, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

  1. Шкатулка.

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

  1. Что было бы, если бы…

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

  1. Верно - неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут… Позвала внучка мышку… Снесла курочка яичко, не простое, а фарфоровое...

  1. Хорошо-плохо.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

  1. Реклама.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интерес к сказке.

Воспитатель предлагает детям прорекламировать (рассказать), чем понравилась сказка.

  1. Ложная альтернатива.

Цель. Развитие внимания, связной речи.

Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов "или-или", но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо - утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок - заяц или волк? Кто помог вытянуть репку - дедка или бабка?

  1. Собери цепочку.

Цель. Активизировать словарь, учить правильно, воспринимать содержание сказки, развивать внимание и память.

Воспитатель предлагает детям выбрать сказку, из которой они будут собирать цепочку. Затем дети пересказывают собранную сказку. Затем все дети участвуют в пересказе сказки, по цепочке продолжая сюжет.

  1. Что сначала, что потом.

Цель. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

Сказка для ребёнка- это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.



Предварительный просмотр:

Интерактивная игра «Путешествие в сказку».

Программное содержание: Повторить содержание сказки. Закрепить умения отгадывать и загадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации. Помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий. Формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости. Воспитывать умения  сопереживать и сочувствовать.

Оборудование: куклы Маша и Братец, иллюстрация печки, речки, яблоньки, избушка, Баба Яга.

Ход
Оргмомент «Улыбка». Воспитатель: предлагает детям улыбнуться:

- Как клоун в цирке;

- Как кот на солнышке;

- Как улыбаетесь своей маме.

- как мы улыбаемся друг другу

Сюрпризный момент

Дорогие ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в сказку. А вот в какую, мы с вами сейчас и узнаем….

— Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.

Мультфильм. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит — а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда — нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

В: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется? это русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему ты плачешь?

Маша (Голос): Я потеряла своего братца. Не знаю, что мне делать, куда идти?

В: Поможем Машеньке, ребята,

Братца ей вернуть обратно?

Нам нужно Иванушку срочно найти,

Но ждут преграды на нашем пути.

С чего начнем, ребята?

В Отправляемся в путь.

Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?

Гимнастика для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано —

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

В: — Ребята, как вы думаете, что нам встретится первым на пути? печка.
Печка- голубушка, скажи–ка нам ты,

Куда Гуси улетели?

Куда Ваню унести посмели?

А печка в ответ:

— Я вам, дети, помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите-

Мои волшебные пирожки — правильно назовите, тогда скажу.

Игра «Испечем пирожки»

В:перед вами картинки с разными начинками для пирожков:
-из картофеля, капусты, моркови, яблок, рыбы, мясо, клюквы.

Пока пекутся пирожки, мы с вами еще в одну игру поиграем.


Игра «Скажи наоборот»
Дети встают в круг на ковре, воспитатель бросает им мяч, называя слово, тот, кто поймал, называет слово наоборот. (вкусный- невкусный, сладкий — соленый, горячий -холодный, мягкий- жесткий, огонь-вода, соль-сахар, целый пирог- часть пирога, горячий завтрак- холодный ужин и т.д.)

Печка: Молодцы, выполнили задание. А я вам подарю вам свой вкусный пирожок.

В: Кладем его в корзинку и отправимся дальше.
Куда дальше наш путь лежит? К яблоньке.

В:Яблонька – душенька,

Будь нам подруженькой,

Скажи, куда гуси полетели?

Куда Ваню унести посмели?

Ребята, яблонька нам поможет, если вы выполните её задание.

Игра « звуки»
В: Ребята, а от яблоньки нам задание. На какие звуки начинаются эти слова? Соедините картинки, которые начинаются на одни и те же звуки. (картинки: телефон, чайник, зонт, часы, зайчик, барабан… и т. д.)

В: Вы ребята, молодцы! Яблоня, тоже нам дарит свое наливное яблочко, кладем его тоже в корзину.

— Ну что продолжим искать Иванушку?

А что дальше встретим мы на пути? речка.

В: — Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?

Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: — Я рада вам помочь, но налетел ветер и сломал мост.

В: Речка нуждается в нашей помощи. А как мы сможем помочь речке? Надо отремонтировать мост.

А как это можно сделать?

Игровое упражнение «Составь предложение»
Стоит, холодильник, в Сметана. (Сметана стоит в холодильнике)
Дает, корова, молоко (Корова, дает, молоко)
Из, Масло, Делают, молоко (Масло делают из молока)

В: Молодцы, ребята, речка вас благодарит за помочь и дарит нам бутылочку Йогурта. Так же кладем его в нашу корзинку .

А тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Добрались мы до братца Иванушки.

Баба-Яга: — Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?

Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.


Физкультминутка «Баба Яга»
В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки.

Загадки:

1. Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

2. Над водой, над рекой,

Стоит с красной бородой. (Калина)

3. Много дружных ребят

На одном столбе сидят.

Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится. (Метла)

4. Попало наше тесто,

В горячее место.

Попало – не пропало,

Румяной булкой стало. (Печь)

5. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею. (Веретено)

6. Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне, и в прихожей,

В спальне я бываю редко,

А зовусь я … (Табуретка)

Баба-яга: Спасибо, вам за угощение. Вот спасибо вам, ребятки! Я вам как и обещала, отпускаю Иванушку домой. А вернут его домой гуси –лебеди.

В: Ребята, Машенька , благодарна вам за помощь- Так как Машеньке пора домой к родителям, мы её отпустим, и скажем ей «До свидания! »

Рефлексия:
В: Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?

— Как вы считаете, мы помогли Маше?

— Тяжело было Маше помогать?

— Ребята, что было самым интересным? Весёлым?

— А какое было самым лёгким?

— Какое задание вам показалось самым сложным?

— А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Читайте детям сказки»

В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет, как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно. Почему это происходит??? Может - быть родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка полюбить книгу.

А какова же польза сказок???

1) Сказки развивают внимание. Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Прививают понятия о добре и  зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.   В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

4) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей. В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

5) Учат справляться с трудными ситуациями . Ребенок, который сталкивается с какой- либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет. Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

6) Утешают. Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же  делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

7) Развивают  речь и  фантазию детей. Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»). Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития. Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев.

8) Польза сказок перед сном. Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.                                                                                                     

Вместе с ребёнком станьте сказочником. Ведь никакая аудио и видеотехника, никакое профессиональное исполнение не заменят малышу вашего присутствия и внимания. Не стесняйтесь, придумывайте и рассказывайте сказки своим детям, тем более что слушатели вам достались внимательные и благодарные. При помощи сказок, взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам. А это, в свою очередь, помогает им стать более уверенными и успешными людьми.

Сказка воздействует на чувства ребёнка. Слушая сказку, ребёнок неосознанно в своём воображении отождествляет и идентифицирует себя с героями, если они ему симпатичны.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства малышу не в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме. Кроме того, слушая сказку, ребёнок получает красивый и правильный образец речи, что чрезвычайно важно для речевого развития. Дети, которым с самого раннего детства читают сказки, стихи. Потешки, гораздо быстрее начинают правильно говорить.

До 5-6 лет не надо заставлять ребенка читать самого, пусть он научится слушать вас и смотреть книги самостоятельно. Пусть самые маленькие разглядывают книжки, где только картинки с подписями, года в два можно смело начинать изучать буквы, уже в три можно покупать первые энциклопедии (только смотрите, чтобы они были написаны все же доступным языком - если в них будет много незнакомых слов, ребенок быстро потеряет интерес). Но если вы с детства читали ребенку, ему потом будет самому легче научиться читать, потому что он будет знать, что это интересно, а ведь когда что-то интересно, то учиться гораздо приятнее.

Проживайте сказку вместе, и вы получите необыкновенное удовольствие от общения со сказкой и своим мудрым ребенком. Вероятно, он попросит еще раз прочитать туже сказку, сделайте это. Для него в этой сказке есть что-то очень важное. Полезно читать короткие сказки и  вместе с ребенком переделывать их в большие сказочные истории. Помимо усвоения духовных ориентиров, ваш ребенок начнет развивать воображение и станет маленьким творцом сказочного мира. И, я надеюсь, со временем, он захочет претворить свою добрую сказку в жизнь. Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним в любом возрасте. И вы всегда будете находить в старых сказках что-то новое, иначе и быть не может, ведь в них живет душа. В дошкольном возрасте воспитательное воздействие сказки не уступает воспитательному воздействию ролевой игры. Овладевая действиями игры, изобразительной деятельностью и слушая сказки, ребёнок одновременно осваивает произвольные стороны психических процессов, подготавливая себя к следующему насыщенному жизненному периоду.



Предварительный просмотр:

Памятка  для воспитателей по теме: "Каждому возрасту своя сказка"

                                          Рекомендуемые сказки для детей 1-3 лет

 «Колобок», «Курочка Ряба»; «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Теремок», (обр. М. Булатова);  «Маша и медведь», (обр. М. Булатова) ; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского).

Рекомендуемые сказки для детей 3-4 лет

Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко», «Снегурушка и лиса».

Сказки народов мира: «Как лисичка бычка обидела» (эск.), «Крошка Малышка» (шотл.), «Упрямые козы» (узб.), «Воробей и лиса» (болг.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Кого испугались» (алб.), «Колосок» (укр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «У солнышка в гостях» (словацк.).

                          Рекомендуемые сказки для детей 4-5 лет

Русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Лиса привередница», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Смоляной бочок», «Снегурушка и лиса», «У страха глаза велики».

Сказки народов мира: «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.), «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.), «У солнышка в гостях» (словац.), «Хвастливый заяц» (узб.).

                                                Рекомендуемые сказки для детей 5-6 лет

                                          Русские народные сказки:

Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и серый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему велению», «Семь Симеонов — семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист—Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили- были два братца...», «Рассказать ли тебе...».

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Муромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Сказки народов мира «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустовского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее — тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер. Б. Немцова.), «Храбрый мальчик» (даг.).

Сказка-повесть. А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»; А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»; А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»; Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»; Дж. Родари «Джип в телевизоре», «Путешествие Голубой Стрелы»; Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»; Туве Янссон «Волшебная зима», «Мумми-Тролли».

 

Рекомендуемые сказки для детей 6-7 лет

Русские народные сказки:

Волшебные сказки «Белая уточка», «Заговоренный клад», «Заколдованная королевна», «Василиса Прекрасная», «Волшебное кольцо», «Жар Птица и Василиса Царевна», «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Марья Моревна», «Окаменелое царство», «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Семь Симеонов», «Снегурочка», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Финист—Ясный сокол», «Хрустальная гора», «Царевна-змея».

Бытовые сказки. «Две загадки», «Иван-солдат», «Мудрая дева», «Петр и Петруша», «Солдат и царь в лесу», «Солдат и черт», «Ум».

Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья избавляет Царьград от Идолища», «Илья Муромец и Калин-царь», «Как Илья Муромец богатырем стал», «Как Илья поссорился с князем Владимиром», «На заставе богатырской», «Про прекрасную Василису Микулишну», «Садко», «Святогор -Богатырь», «Сказка о русских богатырях и нечистой силе», «Три поездки Ильи Муромца».

Сказки народов мира:  «Айога» (нан.), «Джек, покоритель великанов» (вал., пер. К.Чуковского), «Золотой холм» (чеш. нар. ск.), «Кот в сапогах», «Мальчик-с-пальчик» (фр.), «Наказанная гордыня», «Про трех заколдованных князей» (чеш. нар. ск.).

Поэтические произведения

Поэтические сказки П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»; К. Чуковский «Бармалей», «Одолеем Бармалея».

Басни поэтические и прозаические. И. Крылов «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська»; С.Михалков «Аисты и Лягушки», «Осел и Бобр», «Слон-живописец», «Соловей и Ворона»; По мотивам текстов Эзопа «Кошка и Куры», «Лисица и виноград», «Лисица и Лев», «Лягушки», «Орел и Жук».

 



Предварительный просмотр:

Экологическая  сказка.  «Сказка про озеро».

Программное содержание: формировать представления о красоте природного мира, о положительном воздействии человека на этот мир;  учить детей устанавливать зависимости между действиями человека и положительными и отрицательными изменениями, происходящими в природе вследствие этого. Воспитывать чувство сопереживания природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: конверт с письмом, ребусы (слова «сом», «лебедь», «стрекоза»), иллюстрации

с изображением озера.                                             

 

Ход

Орг.момент «Внимание»!

Внимание!Дорогие зрители,Чудеса сейчас придут.Интересно будет тут!Я на вас погляжу ,Да и сказку расскажу!Вы на ус всё намотайте,Сказку рассказать мне помогайте!Не грусти, улыбнись!Сказка дарит нам сюрприз!

Дети рассаживаются на ковре.  Воспитатель неожиданно спрашивает:

-Дети, посмотрите какой красивый мешочек лежит у нас в коробке. Давайте, посмотрим. В мешочке лежит конверт с письмом.  Что же в нём написано?

«Дорогие дети! Мы жители одного дома.  Мы хотим вам рассказать историю, которая произошла с нашим домом. А что это за дом вы догадаетесь, если правильно разгадаете ребусы и узнаете кто мы».

Дети выполняют задание «Разгадай ребус» (по первым звукам картинок составить слова: «сом, «лебедь», «стрекоза»).

В: Дети, как вы думаете, что за дом, в котором живут сом, лебедь, стрекоза?  Это водоём.

А какие водоёмы вы знаете? Море, океан, река, озеро, болото.

В:  А как вы думаете, какой из этих водоёмов подходит больше для жизни сома, лебедя, стрекозы?

Правильно, ребята. Этот дом называется озером. А сейчас давайте послушаем историю об озере.

«Жило-было одно маленькое озеро. Вода в нём была прозрачная.  Если посмотреть в него, можно увидеть, как резвятся рыбки – яркие, серебристые Поэтому озеро называли Чистым.

Вокруг озера рос камыш– высокий, стройный, красивый. Над камышом летали большие зеленоглазые стрекозы. Одна из них была очень весёлая и озорная.

Каждую весну на озеро прилетали прекрасные белые птицы – лебеди. Они вили в камышах гнездо, а летом в этом гнезде появлялись малыши-лебеди.

Глубоко на дне озера жил старый сом. Он был очень большой и умный. Он всё знал.  Озорные жители – рыбки, лебеди, стрекозы – уважали его.

Солнышко своими лучами согревало маленькое озеро.  Все вокруг любили чистое озеро и заботились о нём.

Но вот однажды пришли к озеру нехорошие люди. Их сердце было закрыто на замок и никого не впускало.  Эти люди решили, что Чистое озеро теперь принадлежит им. Они построили на берегу озера огромный дом В этом доме никто не жил, у него была большая труба, а оттуда в Чистое озеро стекала грязь чёрная – чёрная.

Маленькое Чистое озеро заболело – оно стало совсем чёрным.  Думали-гадали друзья озера: что же делать, ведь злые люди совсем погубят его. Рассердился старый сом на этих людей, хлопнул по дну хвостом, поднялась большая волна и разрушила дом. Дом-то разрушила, да вся грязь от него и чернота попали в озеро Поняли все обитатели озера, что без солнца не обойтись, не справиться с бедой.

Посылает солнышко свои лучики по всему миру: может, попадут они в добрые сердца людей, а они помогут озеру. И, правда, нашлись такие люди. Их сердца были открыты, пришли на помощь. Лебеди, стрекозы, сом, солнышко и добрые люди долго чистили озеро. Трудная была эта работа, но все вместе справились.

Стало маленькое озеро опять чистым.  Друзья заботились о нём. Теперь рядом были добрые люди с открытыми сердцами. Они заботились об озере, оберегали его и любили все вокруг».

Вот такая была история.  

 

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут.

Нагнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Беседа:

В: Ну, вот мы и отдохнули, а сейчас давайте немного побеседуем. Скажите, пожалуйста, почему маленькое озеро называли Чистым? Кто жил в глубине озера? Кто прилетал на озеро каждую весну? Что сделали злые люди? Кто помог озеру? А если бы вы услышали зов о помощи, помогли бы вы озеру? Часто ли вы выезжаете со своими родителями на природу? Давайте вспомним с вами как нужно вести себя на природе.

Дети:  Не бросать мусор, перед отъездом костёр потушить, мусор закопать, пластиковые пакеты и бутылки забрать с собой, потому что природа не сможет их переработать.

В:  Вы хорошо знаете правила поведения в природе.  Сами знаете и другим расскажите.

Игра м/п «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в.круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

 

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?

                      

  Включается фонограмма.

В: Дети, я приглашаю вас на берег моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (все рассаживаются на ковре, на колени и на пятки). Представьте, что вы расписной кувшинчик, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Давайте «выльем» из кувшинчика то, чего не должно быть там сейчас: боль, обиду, злобу (дети медленно наклоняют голову к полу). А сейчас «набираем» чистой водицы. Вот у кого-то появилась улыбка на лице. Поделитесь улыбками друг с другом.  Молодцы, я надеюсь, что у вас всех хорошее настроение!



Предварительный просмотр:

«Салат из сказок».

Программное содержание: Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом. Упражнять в подборе определений, сравнений, антонимов; формировать умение четко и громко произносить слова и фразы. Упражнять в умении имитировать движения героев. Развивать творческое воображение, активизировать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Воспитывать добрые чувства, любовь и интерес к сказкам.

Материал: иллюстрации сказки «Три поросенка» и «Колобок», мяч, волшебный сундучок

Ход

Оргмомент «Скажи хорошее о друге»: По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций

В:- Ребята, у нас в группе появился Волшебный сундучок

Потому что в нём хранились сказкиСказки бывают волшебные, бывают сказки о животныхсказки о разных предметах и много других сказок. Интересно, а каких волшебников-героев из сказок вы знаете?

- А какие в сказках бывают волшебные предметы?

- Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, волшебная дудочка, волшебный клубок.

- Верно. Ведь только в сказках мы встречаем волшебство, превращения, красавиц и чудовищ и т. д. Сказки, которые мы все так любим, сочинял народ, и поэтому они какие?

В:- Но есть такие люди, которые хорошо сказывают сказки, а называют их сказители. Тех, кто сам сочиняет сказки, называют сказочниками. А Вы хотели бы вы сами стать

(волшебниками, сказочникамипридумывать свои необычные чудесные сказки. Тогда эта сказка для вас.

- Ну что вам не страшно? Мы будем открывать волшебный сундучок? Ведь мы не знаем, что в нём находится, справимся ли мы с «работой» сказочника?

Воспитатель берёт сундучок и ставит его в середину круга. Дети садятся кругом на ковре.

- Что же приготовил нам волшебный сундучок. Открываем 1,2,3.

Воспитатель аккуратно достает по одному предмету.

- Посмотрите внимательно и скажите, кто был в сундуке? Герои каких сказок пришли к вам сегодня в гости? Давайте вместе вспомним эти сказки.

- Чем похожи между собой братцы поросята? Какие они? Какие у них носики, хвостики? Какой волк? Как его часто называют в сказках? А Колобок какой? 

- А теперь представьте, что в сказку «Три поросёнка» попал «Колобок» из другой известной вам сказки. Что он будет там делать? Как изменится от этого поведение и судьба героев сказки?

- Давайте объединим две сказки в одну с новым сюжетом. Вспомните, как начинается сказка про поросят?

- Жили-были на свете три поросёнка. Три брата.

Сочинение сказки идёт в быстром темпе.

В:- Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми весёлыми хвостиками. Всё лето они кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Но вот наступила осень, и поросята отправились искать строительный материал для своего нового домика. Как вдруг по тропинке навстречу катится Колобок…

В:

- Как обычно заканчиваются сказки?

Дети: С этих пор братья стали жить дружно вместе под одной крышей. Вот и всё, что знаем про трёх маленьких поросят – Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

В:

- Попробуем рассказать всю сказку целиком.

2-3 ребенка рассказывают сказку, можно даже с разным сюжетом.

В:

- А теперь давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом):

Волк – злой, а колобок - ….,

Поросята – маленькие, а волк - ….,

Колобок – сытый, а волк -,

Волк глупый – а колобок….

Волк старый – а поросята ….

Волк страшный – а колобок…

У волка настроение плохое – а у поросят…

В:- Предлагаю поиграть еще в одну игру.

Воспитатель по считалке выбирает волка, все остальные дети - поросята.

Поросята поют громко песню:

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый, страшный волк?

Воспитатель:- А за ними, разбуженный громкими голосами крадётся злой и голодный волк. Да как зарычит, а поросята бегом на свои места.

Необходимо изобразить действия волка и поросят.

Игра м/п «Король»

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3—4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, король!
Король:         Здравствуйте!
Работники:  Нужны вам работники?
Король:  А что вы умеете делать?
Работники:  А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам быть сказочниками? Получилось ли у вас сочинять сказки? Как вы думаете, у кого получилось интересней?



Предварительный просмотр:

Литературная викторина.

Программное содержание: Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.

совершенствовать диалогическую и монологическую речь; обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать умение  слушать собеседника, обдумывать ответ.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам. мешочек с предметами,

Ход

Оргмомент «Эстафета дружбы»

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Диме и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.

В: Ребята, сегодня мы отправимся в сказочный мир, чтобы вспомнить любимые сказки. Сейчас мы проведем викторину по сказкам. Мы вспомним с вами сказочных героев, с которыми познакомились, когда читали русские народные сказки и сказки разных авторов.

1 тур «Вспомни сказку». Назовите сказку и её героя.

Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный,

Но любил папаша сына, шалунишку. (Буратино.–«Приключения Буратино или сказка о золотом ключике»)

И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке. А спала у печки.

Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка).

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок…(Винни-Пух и все, все, все).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала(Дюймовочка)

Как-то книжку с картинками Герда и Кай
Про зверей и про птиц с интересом глядели.
На часах было пять…
Мальчик вскрикнул вдруг: «Ай!..
Что-то в сердце кольнуло и в глаз…»
(«Снежная королева»)

И заснула вдруг принцесса.

Вместе с ней заснул дворец.

И король‚ и королева‚

И слуга‚ и дровосек.

Спит принцесса очень долго.

Спит уж целых сотни лет.

И о спящем королевстве

Знает весь белый свет . («Спящая красавица»)

2 тур «Кто есть кто?» Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

  1. Наф-Наф (поросенок)
  2. Чипполино (мальчик-лук)
  3. Винтик, Шпунтик, Пончик (малыши из Солнечного города).
  4. Тотошка (собака).
  5. Серая Шейка (утка).
  6. Матроскин (кот).
  7. Колобок (хлебобулочное изделие).
  8. Дядя Федор (мальчик).

3 тур. «Кому принадлежат эти вещи? И какая это сказка?» 

 Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)

  1. Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)
  2. Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
  3. Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
  4. Горшочек меда (Винни-Пух, перевод Бориса Заходера, «Винни-Пух и все-все-все»)
  5. Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
  6. Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
  7. Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
  8. Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)
  9. Избушка (Зайцу – «Заячья избушка»)

Игра м/п «Паутинка».

Воспитатель говорит, что дети, как паучки, сейчас будут плести паутину-путанку. Дети встают в.круг, берутся за руки и, пролезая под руками по очереди не разжимая рук, запутывают паутинку, а затем распутывают ее.

4тур. «Чей это портрет?»

  1. она добрая, приветливая, милая…ее заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы…она спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке.. вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее …(Золушкой).
  2. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (Снежная королева).
  3. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело- отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики. (Страшила из «Волшебника Изумрудного города»).
  4. Сказочная красавица с голубыми волосами, которая любила всех воспитывать. (Мальвина).
  5. Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения превращаться в разных животных. (Людоед из сказки «Кот в сапогах»).
  6. Жизнерадостный, оптимистично настроенный, наивный, деревянный мальчик (Буратино из сказки «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

Рефлексия:

Вам понравилось? Что для тебя было самое интересное? На какого сказочного героя ты хотел бы быть похожим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Консультация для педагогов на тему: "Сказка как средство развития связной речи у дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребёнку узнать мири одарить его воображение». Д. Родари....

Презентация для воспитателей на тему: " Сказка как средство развития связной речи дошкольников"

Цель работы :доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вк...

Консультация для родителей «Русская народная сказка, как средство развития связной речи старших дошкольников».

Таким образом, работу над связной речью ребёнка с использованием русских народных сказок необходимо проводить систематически, начиная с дошкольного возраста. Это позволит ребёнку:o...