Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказку".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Башар Лариса Сергеевна

Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе  

   Тема занятия: Путешествие в сказку.

   

Цель: учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.

Задачи: 

- помочь понять содержание сказки, обратить внимание на необычное название (это пословица)

- учить объяснять значение слов

- продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными)

-  расширять словарь детей

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству

Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов  физминутки.

Оборудование: клубок, ширма, 4 ведра разной величины, «яблоня», картинки-схемы с героями заменителями, фланелеграф, корзина с яблоками, нарисованные ступеньки, картинки животных (волк, медведь, лиса, кот и заяц).

   

                                               Ход занятия

 I. Организационный момент (дети заходят, здороваются с гостями).

– Ребята, встаньте в круг. Посмотрите, что это? (клубочек).

– Как вы думаете, какой он? (…, …, волшебный).

– Да, клубочек волшебный. Волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубок и скажу ласковое слово, передам следующему и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово (дети говорят и передают клубок).

Вот клубок вернулся ко мне. Он стал больше от добрых слов. Клубку, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми в сказку.

 II. Речевая разминка.

 – Возьмитесь за руки и чётко повторяйте за мной волшебные слова:

«Ра-ра-ра – в сказку нам пора,  Ги-ги-ги – нам клубочек помоги.

Раз, два, три, четыре, пять –    Можно сказку начинать»

(отодвигается ширма, а за ней  – «яблоня» и 4 разной величины ведра).

III. Основная часть.

– Вот мы и в сказке. Все эти предметы из русской народной сказки, с которой мы сегодня познакомимся, а называется она «У страха глаза велики».

 1. Воспитатель читает сказку.

 2. Беседа по сказке.

– Какую сказку я вам прочитала?

– Назовите главных героев сказки?

– Как их в сказке называют? Почему водоносы?

– С какими вёдрами они ходили?

– Как они воду носили домой?

– Что с ними случилось однажды?

– Кто на самом деле испугал водоносов?

– Кому что померещилось?

– Ребята, есть такая же пословица, как и название нашей сказки: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях так говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).

 3. Физминутка.

«Бабушка-старушка ведёрки взяла.  И по воду пошла.

А за ней вприпрыжку  Внучка да мышка.

А за ними бегом  Курочка с ведром.

Воды набрали и  Домой зашагали» (дети имитируют движения).

 4. Подготовка к пересказу сказки.

– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями заменителями.

– Как вы думаете, что это за герои?       (бабушка, внучка, курочка ,мышка, заяц)

Перед вами 3 картинки-схемы с героями заменителями. Чтобы использовать эти схемы при пересказе, расставим их в нужном порядке.

5. Повторное чтение сказки.

 6. Пересказ сказки детьми с опорой на схемы (по 3 человека 2 раза).

 7. Игра «Ступеньки».

– Каждому водоносу из сказки что-то почудилось. Перечислите, что именно и кому (медведúще, лиса, котúще, волк). Сейчас мы с этими словами поиграем в игру «Ступеньки».

– Поднимаемся по ступенькам вверх, а потом вниз и преобразовываем слова. На нижней ступеньке слово обозначает маленький предмет, а чем выше поднимаемся, тем предмет увеличивается, и вместе с ним преобразовывается обозначающее его слово (волчонок-волк-волчúще и т.д.).

 8. Игра «Закончи предложение».

– А теперь поиграем в игру «Закончи предложение», а поможет нам яблочко из сказки. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете словами из сказки.

– У бабушки были большие вёдра, а у внучки – ….(поменьше).

– У мышки вёдра были с напёрсток, а у курочки – …(с огурчик).

– Внучка брала воду из колоды, а бабушка – …(из колодца).

– Мышка брала воду из поросячьего копытца, а курочка – …(из лужицы).

– Бабушка испугалась и на лавку упала, а внучка – …(за бабушку спряталась).

– Курочка на печку взлетела, а мышка – …(под печку схоронилась).

– Бабушке привиделся медведúще, а мышке – …(котúще).

 IV. Подведение итогов.

 – Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

                             «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»

                                  (ширма ставится на место).

– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

Ребята, вы сегодня все молодцы. За хорошую работу на занятии бабушка-старушка с внучкой-хохотушкой вам передали угощение – корзину с яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Закончи сказку"

Творческое рассказывание «Закончи сказку». Программное содержание: продолжать учить детей составлять короткие сюжетные рассказы; продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, ...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе "Зимняя сказка"

В конспекте решаются задачи коммуникативного развития детей через использование игровых и развивающих методов и приемов....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки "Хитрый козел"...

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе. Персказ сказки "Лиса и рак"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки "лиса и рак". Цель: формировать умение пересказывать небольшие произведения....

План-конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки Ш.Перро "Красная шапочка"

Учить детей пересказывать сказку Ш. Перро "Красная шапочка .Активизация словаря Игра "Закончи предложения"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Весенняя сказка"

Закреплять представления о временах года. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к животным и заботу о них, доброжелательное отношение к друг другу....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Любимые сказки»

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Родители, которые серьезно относятся к воспитанию...