Конспект НОД по речевому развитию для детей с ОНР в подготовительной группе «Приходи весна скорей, нашу землю обогрей»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ганецкая Анастасия Сергеевна

 Закреплять знания детей о весне. Совершенствовать  грамматический  строй  речи:  упражнять в образовании  прилагательных   от существительных, в образовании притяжательных прилагательных;  в согласовании числительных с существительными вроде, числе, падеже.

Развивать связную  речь:   продолжать учить  детей употреблять в речи предложения  разных типов. Совершенствовать   фонематическое восприятие, развивать навыки фонематического анализа и синтеза, упражнять  в  делении слов на слоги.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД по речевому  развитию для детей с ОНР в

подготовительной группе «Приходи весна скорей,  нашу землю обогрей»

 Воспитатель: Ганецкая Анастасия Сергеевна

Цель: Закрепление знаний о весне, как времени года.

Задачи:

  • Уточнять и систематизировать знания детей о весне.
  • Расширять и активизировать словарь детей в рамках лексической темы.
  • Совершенствовать   фонематическое восприятие, развивать навыки фонематического анализа и синтеза, упражнять  в  делении слов на слоги.
  • Продолжать учить дифференциации твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих согласных;   упражнять в дифференциации  звуков  [ Р-Л].
  • Совершенствовать  грамматический  строй  речи:  упражнять в образовании  прилагательных   от существительных, в образовании притяжательных прилагательных;  в согласовании числительных с существительными вроде, числе, падеже.
  • Развивать связную  речь:   продолжать учить  детей употреблять в речи предложения  разных типов.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно - следственные связи.
  • Воспитывать  самоконтроль за  поставленными звуками.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других  детей.
  • Воспитывать любовь к родной природе в разное время года.

Ход НОД

Воспитатель:

У апреля  есть волшебный ключик

Солнечный,  весёлый,  тёплый лучик

Повернёт – и  почки открывает,

Повернёт – и травка вырастает.

Злая  туча   набежала, у  солнышка  лучи забрала

Дети: Надо нам как-то солнышку помочь,  не будут лучики землю согревать -  не зазеленеет травка, не зацветут цветочки…..  Попросим тучку вернуть лучи:

 Дети: Туча - тучка верни лучик (темп  речи: медленный, средний, быстрый)

Появляется « Тучка»: так и быть  верну лучи, только  вы со мной играйте и заданья выполняйте; за каждое правильно выполненное задание я верну  лучик.

Воспитатель: Дети, вы согласны?

Задание первое: что вы знаете о звуках?

Дети;   звуки бывают  гласные и согласные. Согласные  делятся   на твёрдые и мягкие; на  звонкие и глухие.

Воспитатель: молодцы! первый лучик у нас

Д/упражнение « Волшебные часы» (часы с картинками,  дети подбирают слова - паронимы)

Дети: Бочка – почка, сайка- зайка, тачка – дачка и т.д.

Воспитатель: умники!  Ещё один « лучик» заработали….

Д/игра« Замени звук» (с мячом) (логопед бросает мяч и называет слово на твёрдый согласный – дети заменяют первый звук в слове на парный мягкий)

Дети: лук – люк,  мышка – мишка,  тапки – тяпки, пальцы- пяльцы….

Воспитатель: третий  «лучик» у нас

 А вот ещё «лучик» только он высоко на дереве,   за веточку зацепился,  давайте лесенку построим и достанем лучик.

Д / игра  «Собери лесенку» (дети подбирают картинки)

кошкА

АвтобуС

СамолёТ

ТопоР

РанеЦ…

(Достают  «лучик»)

Тучка: мой друг ветер так сильно дул, что  цветок сломал,  сможете его собрать?      (отдаёт конверт с лепестками цветка, на них изображения  предметов со [ р ] и [ л ]

Воспитатель: дети, да это лепестки ромашки, давайте соберём цветок.

Какой первый звук в слове   ромашка?

Дети: слово ромашка начинается со [ р ]

Игра «Собери  цветок»

Воспитатель:  берите лепестки   с  изображениями  в названии которых есть [ р ]

Дети: это  роза, - в начале слова  [р], это барабан –  [ р ] слышится в середине  слова и т. д.

Воспитатель: справились отлично – ещё один « лучик» наш.

Воспитатель: Ребята смотрите, какие  интересные иллюстрации( картинки со скороговорками)

Дети  проговаривают скороговорки:

=Сорок  сорок  в короткий . срок.  съели сырок

=Три сороки тараторки тараторили на горке.

=Роет землю серый крот, разоряет огород.

=Одна сорока одна морока –сорок  сорок ,  сорок морок

=Старик Скороговоров купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку

=Маша дала Ромаше сыворотку из-под  простокваши.

=Как на утренней на зорьке два Петра и три  Федорки, соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой.

Воспитатель: Дети, а вы читать умеете? Следующее  задание: прочитайте  слова.

Д/упражнение «Слоги перепутались» ( по индивидуальным карточкам – последнее слово: ла–шко –Школа)

Воспитатель: а  теперь  давайте  составим предложение с  этим словом.

П\игра «Собери предложение» (раздать детям слова – дети запоминают)

Воспитатель:  друг за другом побежали, покружились, разбежались,   в предложение  собрались: Осенью мы пойдём в школу.

(Дети встают в том порядке, в каком  логопед  проговорила  это предложение).

Воспитатель:  Подберите схему  к этому предложению (предлагается несколько схем, дети должны выбрать правильную).

Воспитатель:  Молодцы все лучики собрали,  а тучку давайте попросим  уйти.

Физ. пауза:               Вверх поднимем наши ручки   и дотянемся до тучки

                                  Уходи от нас скорей,  не  пугай ты нас, детей.

Вот к нам солнышко пришло, стало  весело, светло.

Воспитатель: Солнечные лучи согревают  всё на земле, и людей и животный мир… возьмите  по одному лучику, посмотрите,  на каждом лучике кто-то есть  (у каждого ребёнка индивидуальная картинка).

Воспитатель: Составьте схему,  каждый своего слова – обозначающего название животного на вашей картинке (дети выполняют звуко-слоговой анализ слова).

Воспитатель:   Молодцы! Все выполнили правильно.

А теперь, возьмите  лучики.   Давайте вернём их солнышку.

Дети собирают солнышко  (на  полу)

(дети   выкладывают солнышко и  одновременно образовывают притяжательные прилагательные).      

Д / упражнение  «Чей, чья, чьи?»

Воспитатель:  Маша,  у тебя на  « лучике»… белка.  Чьи ушки согрел лучик?

Маша: лучик согрел беличьи уши

Воспитатель: Дима, на чей носик попал солнечный лучик?

Дима: солнечный лучик попал на  лисий нос……

Воспитатель:  Посмотрите,  какое весёлое  солнце, снова оно отправит свои лучи на землю и запоют птицы, зацветут сады,   придёт настоящая  весна (встают  в хоровод вокруг солнца).

Дети: Весна, весна  красная!

Приди весна с радостью, с великой милостью.

Со льном высоким, с хлебом обильным.

К нам  в   гости просим.

Приди  скорей, нам тепла не жалей

Весна: Здравствуйте, ребята!

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня…
 
Дети: Весна!
 
Весна: Да, это я.
Предлагаю вам отгадать мои весенние загадки:

  • Что весной голубое, высокое, чистое (небо)
  • Что в небе легкое, белое, пушистое (облако)
  • Что весной бежит, журчит, поет (ручеек)
  • Что с крыш свисает, капает, тает (сосульки)
  • Что весной темнеет, тает, водой убегает (снег)
  • Что весной греет, светит, припекает (солнышко)

Весна: Молодцы, ребята. Хорошо вы знакомы с моими приметами. А вы знаете, какой сейчас месяц?

Дети: Апрель!

Весна: Правильно! Ребята помогите мне подобрать слова к картинкам про апрель.

Дид. упр. « Какой Апрель?» подборка прилагательных с использованием картинок.

Весна: Молодцы ребята. Давайте с вами немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Весна - красна»

К нам весна - красна идёт,

Что с собой она несёт?

Таянье снегов,

Капели,

Звон ручьёв

И птичьи трели,

Сонных почек набуханье

И цветочков распусканье.

Весна: Ребята у меня в корзинке есть красивые картинки с моими цветами. А вы знаете, как называют первые цветы?

Дети: Да. Первоцветы.

Весна: Правильно! Ребята давайте посчитаем наши цветы. Я каждому дам картинку с первоцветом, а вы мне посчитаете, сколько цветков у вас нарисовано и как они называются.

Игровое упражнение "Посчитай и назови"

( на согласование числительных с существительными).

Весна: Молодцы ребята. Только что-то я устала. Давайте с вами посидим и поговорим

Игра « Знаете ли вы…».

Знаешь ли ты, Варя, что весной набухают почки, а потом они лопаются и появляются зеленые, клейкие листочки.

- Весной ярко светит солнце, начинает, тает снег и появляются проталины и лужи.

- Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда и откладывают яйца.

- Весной появляются сосульки, бегут ручьи, идет дождь и  день становится длиннее.

- Весной появляется трава и первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха, ландыши.

- Весной просыпается медведь после зимней спячки, заяц меняет свою шубку, зимой была белая, а весной серая, просыпаются насекомые.

- Весной кукушка не вьет гнезда, она откладывает яйца в чужие гнезда.

Весна: Спасибо вам, ребята. Вы меня очень порадовали! А мне пора лес наряжать лето красное ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Откуда приходят звуки?".

Дать детям элементарное понятие об органе слуха; способствовать развитию слухового внимания; дать понятие о звуке; учить различать звуки....

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы тема "Весна на Кубани"

Этот конспект поможет воспитателям подготовительных групп провести НОД по ознакомлению с окружающей действительностью....

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы» нацелен на систематизирование и уточнение знаний о весне и её призна...

Конструкт НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходи, весна!»

Конструкт НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходи, весна!»...

Конспект занятия в старшей группе «Приход весны»

Конспект занятия в старшей группе«Приход весны» Подготовила и провела:учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с №33 Бадалян Д.Я. Цель: обобщить представления детей о весне и весенних яв...

Конспект занятия в старшей группе «Приход весны»

Конспект занятия в старшей группе «Приход весны» Подготовила и провела: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с №33 Бадалян Д.Я. Цель: обобщить представления детей о весне и весенних явлениях. Задач...

Конспект сценарий праздничного мероприятия для детей старшей и подготовительной групп "Крымская весна-10 лет".

Задачи: - Формировать  у детей представления об истории , о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации,  чувство патриотизма, уважения к людям, принимавшим участ...