Конспект НОД по речевому развитию для детей с ОНР в подготовительной группе «Приходи весна скорей, нашу землю обогрей»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Закреплять знания детей о весне. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных; в согласовании числительных с существительными вроде, числе, падеже.
Развивать связную речь: продолжать учить детей употреблять в речи предложения разных типов. Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать навыки фонематического анализа и синтеза, упражнять в делении слов на слоги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект НОД по речевому развитию для детей с ОНР в
подготовительной группе «Приходи весна скорей, нашу землю обогрей»
Воспитатель: Ганецкая Анастасия Сергеевна
Цель: Закрепление знаний о весне, как времени года.
Задачи:
- Уточнять и систематизировать знания детей о весне.
- Расширять и активизировать словарь детей в рамках лексической темы.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, развивать навыки фонематического анализа и синтеза, упражнять в делении слов на слоги.
- Продолжать учить дифференциации твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих согласных; упражнять в дифференциации звуков [ Р-Л].
- Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании прилагательных от существительных, в образовании притяжательных прилагательных; в согласовании числительных с существительными вроде, числе, падеже.
- Развивать связную речь: продолжать учить детей употреблять в речи предложения разных типов.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно - следственные связи.
- Воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.
- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.
- Воспитывать любовь к родной природе в разное время года.
Ход НОД
Воспитатель:
У апреля есть волшебный ключик
Солнечный, весёлый, тёплый лучик
Повернёт – и почки открывает,
Повернёт – и травка вырастает.
Злая туча набежала, у солнышка лучи забрала
Дети: Надо нам как-то солнышку помочь, не будут лучики землю согревать - не зазеленеет травка, не зацветут цветочки….. Попросим тучку вернуть лучи:
Дети: Туча - тучка верни лучик (темп речи: медленный, средний, быстрый)
Появляется « Тучка»: так и быть верну лучи, только вы со мной играйте и заданья выполняйте; за каждое правильно выполненное задание я верну лучик.
Воспитатель: Дети, вы согласны?
Задание первое: что вы знаете о звуках?
Дети; звуки бывают гласные и согласные. Согласные делятся на твёрдые и мягкие; на звонкие и глухие.
Воспитатель: молодцы! первый лучик у нас
Д/упражнение « Волшебные часы» (часы с картинками, дети подбирают слова - паронимы)
Дети: Бочка – почка, сайка- зайка, тачка – дачка и т.д.
Воспитатель: умники! Ещё один « лучик» заработали….
Д/игра« Замени звук» (с мячом) (логопед бросает мяч и называет слово на твёрдый согласный – дети заменяют первый звук в слове на парный мягкий)
Дети: лук – люк, мышка – мишка, тапки – тяпки, пальцы- пяльцы….
Воспитатель: третий «лучик» у нас
А вот ещё «лучик» только он высоко на дереве, за веточку зацепился, давайте лесенку построим и достанем лучик.
Д / игра «Собери лесенку» (дети подбирают картинки)
кошкА | ||||
АвтобуС | ||||
СамолёТ | ||||
ТопоР | ||||
РанеЦ… |
(Достают «лучик»)
Тучка: мой друг ветер так сильно дул, что цветок сломал, сможете его собрать? (отдаёт конверт с лепестками цветка, на них изображения предметов со [ р ] и [ л ]
Воспитатель: дети, да это лепестки ромашки, давайте соберём цветок.
Какой первый звук в слове ромашка?
Дети: слово ромашка начинается со [ р ]
Игра «Собери цветок»
Воспитатель: берите лепестки с изображениями в названии которых есть [ р ]
Дети: это роза, - в начале слова [р], это барабан – [ р ] слышится в середине слова и т. д.
Воспитатель: справились отлично – ещё один « лучик» наш.
Воспитатель: Ребята смотрите, какие интересные иллюстрации( картинки со скороговорками)
Дети проговаривают скороговорки:
=Сорок сорок в короткий . срок. съели сырок
=Три сороки тараторки тараторили на горке.
=Роет землю серый крот, разоряет огород.
=Одна сорока одна морока –сорок сорок , сорок морок
=Старик Скороговоров купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку
=Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
=Как на утренней на зорьке два Петра и три Федорки, соревнуются с Егоркой говорить скороговоркой.
Воспитатель: Дети, а вы читать умеете? Следующее задание: прочитайте слова.
Д/упражнение «Слоги перепутались» ( по индивидуальным карточкам – последнее слово: ла–шко –Школа)
Воспитатель: а теперь давайте составим предложение с этим словом.
П\игра «Собери предложение» (раздать детям слова – дети запоминают)
Воспитатель: друг за другом побежали, покружились, разбежались, в предложение собрались: Осенью мы пойдём в школу.
(Дети встают в том порядке, в каком логопед проговорила это предложение).
Воспитатель: Подберите схему к этому предложению (предлагается несколько схем, дети должны выбрать правильную).
Воспитатель: Молодцы все лучики собрали, а тучку давайте попросим уйти.
Физ. пауза: Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей.
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло.
Воспитатель: Солнечные лучи согревают всё на земле, и людей и животный мир… возьмите по одному лучику, посмотрите, на каждом лучике кто-то есть (у каждого ребёнка индивидуальная картинка).
Воспитатель: Составьте схему, каждый своего слова – обозначающего название животного на вашей картинке (дети выполняют звуко-слоговой анализ слова).
Воспитатель: Молодцы! Все выполнили правильно.
А теперь, возьмите лучики. Давайте вернём их солнышку.
Дети собирают солнышко (на полу)
(дети выкладывают солнышко и одновременно образовывают притяжательные прилагательные).
Д / упражнение «Чей, чья, чьи?»
Воспитатель: Маша, у тебя на « лучике»… белка. Чьи ушки согрел лучик?
Маша: лучик согрел беличьи уши
Воспитатель: Дима, на чей носик попал солнечный лучик?
Дима: солнечный лучик попал на лисий нос……
Воспитатель: Посмотрите, какое весёлое солнце, снова оно отправит свои лучи на землю и запоют птицы, зацветут сады, придёт настоящая весна (встают в хоровод вокруг солнца).
Дети: Весна, весна красная!
Приди весна с радостью, с великой милостью.
Со льном высоким, с хлебом обильным.
К нам в гости просим.
Приди скорей, нам тепла не жалей
Весна: Здравствуйте, ребята!
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна
Зовут меня…
Дети: Весна!
Весна: Да, это я.
Предлагаю вам отгадать мои весенние загадки:
- Что весной голубое, высокое, чистое (небо)
- Что в небе легкое, белое, пушистое (облако)
- Что весной бежит, журчит, поет (ручеек)
- Что с крыш свисает, капает, тает (сосульки)
- Что весной темнеет, тает, водой убегает (снег)
- Что весной греет, светит, припекает (солнышко)
Весна: Молодцы, ребята. Хорошо вы знакомы с моими приметами. А вы знаете, какой сейчас месяц?
Дети: Апрель!
Весна: Правильно! Ребята помогите мне подобрать слова к картинкам про апрель.
Дид. упр. « Какой Апрель?» подборка прилагательных с использованием картинок.
Весна: Молодцы ребята. Давайте с вами немного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Весна - красна»
К нам весна - красна идёт,
Что с собой она несёт?
Таянье снегов,
Капели,
Звон ручьёв
И птичьи трели,
Сонных почек набуханье
И цветочков распусканье.
Весна: Ребята у меня в корзинке есть красивые картинки с моими цветами. А вы знаете, как называют первые цветы?
Дети: Да. Первоцветы.
Весна: Правильно! Ребята давайте посчитаем наши цветы. Я каждому дам картинку с первоцветом, а вы мне посчитаете, сколько цветков у вас нарисовано и как они называются.
Игровое упражнение "Посчитай и назови"
( на согласование числительных с существительными).
Весна: Молодцы ребята. Только что-то я устала. Давайте с вами посидим и поговорим
Игра « Знаете ли вы…».
Знаешь ли ты, Варя, что весной набухают почки, а потом они лопаются и появляются зеленые, клейкие листочки.
- Весной ярко светит солнце, начинает, тает снег и появляются проталины и лужи.
- Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы, вьют гнезда и откладывают яйца.
- Весной появляются сосульки, бегут ручьи, идет дождь и день становится длиннее.
- Весной появляется трава и первые цветы: подснежники, мать-и-мачеха, ландыши.
- Весной просыпается медведь после зимней спячки, заяц меняет свою шубку, зимой была белая, а весной серая, просыпаются насекомые.
- Весной кукушка не вьет гнезда, она откладывает яйца в чужие гнезда.
Весна: Спасибо вам, ребята. Вы меня очень порадовали! А мне пора лес наряжать лето красное ждать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Откуда приходят звуки?".
Дать детям элементарное понятие об органе слуха; способствовать развитию слухового внимания; дать понятие о звуке; учить различать звуки....
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы тема "Весна на Кубани"
Этот конспект поможет воспитателям подготовительных групп провести НОД по ознакомлению с окружающей действительностью....
Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы» нацелен на систематизирование и уточнение знаний о весне и её призна...
Конструкт НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходи, весна!»
Конструкт НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходи, весна!»...
Конспект занятия в старшей группе «Приход весны»
Конспект занятия в старшей группе«Приход весны» Подготовила и провела:учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с №33 Бадалян Д.Я. Цель: обобщить представления детей о весне и весенних яв...
Конспект занятия в старшей группе «Приход весны»
Конспект занятия в старшей группе «Приход весны» Подготовила и провела: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с №33 Бадалян Д.Я. Цель: обобщить представления детей о весне и весенних явлениях. Задач...
Конспект сценарий праздничного мероприятия для детей старшей и подготовительной групп "Крымская весна-10 лет".
Задачи: - Формировать у детей представления об истории , о будущем Крыма, Севастополя как субъектов Российской Федерации, чувство патриотизма, уважения к людям, принимавшим участ...