Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы» нацелен на систематизирование и уточнение знаний о весне и её признаках, развитие связной речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №17 Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Ганецкая Любовь Викторовна

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы «Весна. Прилетели птицы»

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Цель: Систематизирование знаний о весне и её признаках, развитие связной речи детей

Задачи:

образовательные:

  • Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
  • Отрабатывать навыки вопросно-ответной беседы, составлять предложения, используя союз потому что.
  • Продолжать знакомить детей с художественными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
  • Учить составлять сложноподчинённые предложения по символам
  • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы  словообразования. навык произношения звука [Ч’)]
  • Совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных.
  • . Уточнять словарь по теме «Весна. Перелётные птицы.».

развивающие:

  • Развивать произвольное зрительное внимание и умение дифференцировать зимующих и перелётных птиц
  • Развивать активный и пассивный словарь.
  • Совершенствовать фонематическое восприятие.
  • Развивать внимание и образную память, логическое мышление.

воспитательные:

  • Формировать навыки учебной деятельности.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: магнитофон, конверт с письмом, изображения перелётных и зимующих птиц, аудиозапись голосов птиц, карточки с графическим изображением картинок-символов, солнце с лентами для «Веснянки, конверты с заданиями, цветок, шапочки для птиц, сеть для птицелова,

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель: - Ребята, я сегодня шла, шла
И конверт нашла.
Посмотрите, вот письмо,
Очень странное оно.
Вместо марок - три сосульки,
На конверте есть следы? Чьи это следы? (птичьи).

 Давайте прочитаем письмо: «После холодной зимы торопится к нам снова весна. Да, вот беда, не пускает её к нам злая Зима , заколдовала Весну и мы перелётные птицы не можем к вам прилететь.» Это птицы прислали нам  письмо, а в нём карта которая поможет нам расколдовать Весну. Вы готовы им помочь? (ответы детей)

рис.1 

Посмотрите на карту, здесь нарисованы по порядку места в которых мы должны побывать. Куда сначала мы отправимся? (Место обозначенное цифрой один)

Воспитатель:  – Давайте посмотрим в бинокли (дети из пальчиков изображают бинокли), близко ли это место?

Дети: – Далеко.

-Я предлагаю вам отправиться туда на поезде

Поезд спешит вот так, (дети идут в колонне согнув руки в локтях )

Стучат колеса в такт :

Чу-чу-чу-чу, чу-чу-чу-чу (звукопроизношение)

Я до места вас домчу.

Дети передвигаются по группе к месту №1).

  1. Под цифрой 1 они находят конверт, в нём картинки-символы с признаками весны

Воспитатель: – Давайте расскажем о весне, помогут нам маленькие картинки из конверта.

(По картинкам-символам составляют рассказ о весне, достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на фланелеграф).

Признаки весны

• Дети: – Весной теплее греет солнце.
• Появляются проталины.
• Тает снег, и бегут ручьи.
• Начинается капель.
• Появляются насекомые
Появляются первоцветы
Прилетают птицы.

Воспитатель: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу  цветок и говорить красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная.

Посмотрим на карту, что там нарисовано?

Дети: – Снежинка и сосулька.

-Сели на поезд и поехали.

Поезд спешит вот так, (дети идут в колонне согнув руки в локтях )

Стучат колеса в такт :

Чу-чу-чу-чу, чу-чу-чу-чу (звукопроизношение)

Я до места вас домчу.

(Дети передвигаются по группе к месту №2).

  1.  Воспитатель: Посмотрите, здесь находится два символа «снежинка» и «солнышко», а ещё много изображений разных птиц.

 Кто догадался, что обозначают схемы? –

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас?

Найдите зимующих птиц на картинках и назовите их.

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной?

- Давайте расселим птиц правильно, под знаком «солнышко» поместим картинки с перелётными птицами, а под знаком «снежинка» с зимующими.

– Возьми по две картинки , назовите птиц, куда поселите и почему?

(Дети выполняют задание, отвечают на вопросы). 

  1. Воспитатель: Пора отправляться дальше, к месту обозначенном цифрой 3

-Сели на поезд и поехали.

Поезд спешит вот так, (дети идут в колонне согнув руки в локтях )

Стучат колеса в такт :

Чу-чу-чу-чу, чу-чу-чу-чу (звукопроизношение)

Я до места вас домчу.

(Дети передвигаются по группе к месту №3).

Воспитатель: Здесь птицы просят объяснить, почему так происходит, только отвечать нужно правильно используя в ответе слово «потому что».

(Составление предложений с союзом «потому что»)

Воспитатель: – Почему этих птиц называют перелётными? (потому что...они осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

- Почему первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми? (потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.)

- Почему дятла можно назвать лесным доктором? (потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/).

- Почему кукушка не высиживает своих птенцов? (потому что …/она не вьет себе гнезда/).

- Почему все люди любят слушать соловья? (потому что …/он красиво поет, заливается/). и др.

- Почему весной перелетные птицы прилетают назад? (потому что … /им нужно выводить птенцов/).

- Почему птиц называют друзьями человека? (потому что...приносят пользу.. Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить). –

Воспитатель: А покажите как вы умеете составлять новые слова?

- Игровое упражнение «Составь слово»:

-У соловья звонкий голос, значит он какой? (Звонкоголосый соловей)

-У трясогузки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая трясогузка)

-У журавля длинные ноги, значит он какой? (Длинноногий журавль)

-У аиста длинный клюв, значит он какой? (Длинноклювый аист)

-У ласточки острые крылья, значит она какая? (Острокрылая ласточка) –

-У журавля длинные ноги, значит он какой? (Длинноногий журавль)

-У лебедя длинная шея, значит он какой? (Длинношеий лебедь)

Воспитатель: Отправляемся к следующему месту, обозначенному на карте

-Сели на поезд и поехали.

Поезд спешит вот так, (дети идут в колонне согнув руки в локтях )

Стучат колеса в такт :

Чу-чу-чу-чу, чу-чу-чу-чу (звукопроизношение)

Я до места вас домчу.

(Дети передвигаются по группе к месту №4).

(Находят следующий конверт с письмом): «Помогите! Некоторые люди не знают, чего в природе делать нельзя! Составьте таблички по охране птиц!»

Воспитатель: – давайте составим таблички, и в них расскажем о том, что нельзя делать и почему.

(Дети парами составляют из картинок-символов фразы). 

рис.5

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Педагог: – Теперь все посетители леса будут знать эти правила, и вы их не забывайте.

(Звучит фонограмма птичьих голосов)

Воспитатель: -Слышите как птицы расшумелись

ИНСЦЕНИРОВКА

Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского “Пойманная птичка”

Ход инсценировки: (птицелов под музыку ловит птичку и накрывает сеткой)

Птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

Птицелов:

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка:

О! Не бойтесь, в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе — светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Птицелов:

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой — лети

И живи на воле!

(Птицелов убирает сеть и отпускает птичку, которая радостно улетает.).

Воспитатель: -А как зовут тебя милая птичка? (Птичка представляется)

Мы хотим чтобы и вы представились (обращается к остальным птицам), а мы постараемся угадать.

Загадки:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад – вперед по пашне скачет,

А зовется птица - …грач

Эту птицу всякий знает:

На шесте ее дворец,

Червяков птенцам таскает,

Да трещит весь день - …скворец.

  Хоть и скромен с виду он:

Пестренькие перья, маленький носок,

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет,

Всю весну и лето песенки поет. (жаворонок)

Нам часто слышится в леску  

Между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! 

 Какая птичка  

В  чужом гнезде снесла яичко? (кукушка)

Появилась к нам с теплом

Путь такой был длинный

Лепит домик под окном

Изо мха и глины (ласточка)

Воспитатель: -Мы рады гостям и предлагаем вам поиграть с нами в игру

Физкультурная минутка

Грач качался в гамаке (наклоны)
Гуси в волнах на реке (наклоны вперед, назад)
Мимо ласточки летели (помахать руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачать руками)
Неплохо получается.
Птичка трясогузка весело живёт(хлопать руками по бокам)
Головой мотает  (повороты головы в стороны)
Хвостиком трясёт.  ( полуприсед)
Крылышки расправит, в небо упорхнёт,  (руки в стороны)
Мошку в клюв поймает  ( соединить ладони вместе)
И к Птенцам нырнёт.  (подняться на носочки)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что показывает карта. Смотрите тут показано, что наши пути расходятся вы остаетесь выполнять задания здесь, а мы с птицами и птицеловом пойдем выполнять другое задание ( выходят из группы)

Возвращение в группу

Воспитатель: -А вот и мы вернулись. Мы принесли вам солнышко, давайте беритесь за его лучики и споем «Веснянку».

 Речь с движением «Веснянка»

Солнышко, солнышко,
Золотое донышко,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей.
Прилетело сто грачей.
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают
Снова птицам не до сна,
И вернулась к нам Весна!.

Идут по кругу, взявшись за ленты.

 

Бегут по кругу, друг за другом.

Плавное движение свободной руки

Взмахи рук (крылья)
Приседают медленно.
Тянутся на цыпочках, руки вверх.

Разойтись в стороны натянуть ленты,

Помахать поднятой вверх рукой

Рефлексия:

Воспитатель: -Вот мы и помогли птицам расколдовали весну и мы снова услышим пение птиц. В благодарность птицы оставили вам подарок, вы сможете найти его по этой записке.

(Дети читают записку из картинок-символов (Рисунок 6)).

рис.6

В первой записке надо «Заглянуть в вазу». В вазе находят следующую записку «Смотреть на книге». На книге находят ещё одну записку «Смотри под шляпой». Под шляпой обнаруживают сундучок с «золотыми монетами» (конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Автопортрет"? авторы ст.восптатель Ежова М.В. воспитатель Котова Л.В.

Методическая разработка разработана в соответствии с реализуемой ОП ДО ГДОУ детский сад № 30 Петродворцового района. Тема методической разработки может реализоваться с детьми подготовительного к школе...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «В гости к жителям планеты «математика»

В методической разработке конспекте по формировнию у детей подготовительной группы элементарных математических представлений закрепляются умения по соотносению количества предметов с числом, реше...

Методическая разработка: конспект непрерывной образовательной деятельности для детей по речевому развитию в первой младшей группе "К мишке в гости"

Данное занятие помогло нашим детям развить навык речи, улучшить слуховое восприятие и вызвало много положительных эмоций....

Методическая разработка "КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)"

Приоритетная область: Речевое развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстет...

Методическая разработка: Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) по теме «Домашние птицы». «Курочка – хохлатка»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.Коррекционно – образовательные задачи:образовывать и употреблять существительные с суффиксом – онок);согласовывать им...