"Дифференциация звуков С и Сь"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Совместная образовательная деятельность

по звуковой культуре речи

( подгТема: Дифференциация звуков С и Сь

Программные задачи: обеспечить формирование закрепления навыков определения места звука в слове, делать звуковой анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове и их порядок; согласовывать числительные с существительными.  Способствовать развитию у детей фонематического слуха и восприятия, закреплению навыков четкого произношения звуков С и Сь в словах и фразах; развивать умение произносить фразы в разном темпе; упражнять детей в произношении слов, меняя силу голоса; развивать логическое мышление, зрительную координацию, внимание, память, мышление; формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Создать условия для воспитания доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Предварительная работа: знакомство со звуками С и Сь, игры на нахождение звуков С и Сь в словах и картинках, придумывание слов с определенным звуком; раскрашивание картинок со звуками С и Сь.

Оборудование: различные предметные картинки; интерактивная доска; презентации: «Найди первый звук», «Посчитаем сов», «Назови ласково»; мольберт с незаконченной картиной, мяч.

 

Содержание

Организационный момент

(Дети стоят в центре группы)

- Ребята, посмотрите внимательно, вы что-нибудь заметили необычное в группе?

(Ответы детей)

- Верно ребята, незаконченная картина. Интересно, почему же художник её нам оставил? И что он хотел на ней нарисовать?

(Раздаётся телефонный звонок, воспитатель разговаривает с художником)

- Художник сказал, что он приготовил для нас задания и если мы с ними справимся, то сможем закончить картину сами. И пожелал нам успеха.

 

 

 

Основная часть:

Воспитатель. Ребята, вы готовы выполнить задания художника? (ответы детей). Ну тогда начнём. И так первое задание.

«Разгадай загадку» (На столе разложены картинки дети берут по одной, воспитатель зачитывает загадку, а дети показывают у кого эта отгадка и в конце определяют какой общий звук в отгадках.)

Я кругла и крепка,

Тёмно — красные бока,

Я гожусь на обед –

И в борщи, и в винегрет.

                     (Свёкла)

Кругленькая спинка,

Белая щитинка,

Хвост крючком,

Нос пяточком.

                     (Свинья)

Всем знакомые девчонки

Носят синие юбчонки

Они, без сомнения,

Попадут в варенье.

                    (Сливы)

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто нос лет тысячу рос.

                     (Слон)

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось

С неба на землю свалилось.

                       (Снег)

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

                    (Синичка)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а он дрожит?

                      (Осина)

Ты со мною не знаком

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног

Вот и весь я…

                      (Осьминог)

 - Молодцы ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель. «Деление слов на слоги» Во втором задании нужно разделить слова на слоги. (На столе лежат перевёрнутые картинки: осёл, синтезатор, слон, сирень, сова, кастрюля, синица, собака.)  Надо взять одну картинку назвать предмет изображенный на ней и разделить его на слоги разными способами. 

И с этим заданием справились.

Воспитатель. «Найди первый звук» В этом задании надо найти первый звук. (презентация: 1 слайд …уп; 2 слайд …ыр; 3 слайд …ок; 4 слайд …ом; 5 слайд …ук; 6 слайд …ад; 7 слайд …он; 8 слайд …ын.)

  • Хорошо ребята, вы меня порадовали.

 

 

 

Воспитатель. Следующее задание: «Продолжи слово» (игра с мячом) Я произношу первый слог, и бросаю мяч ребенку. Он называет двусложное или трёхсложное слово, в котором есть звук С или Сь и бросает мяч обратно. В первый раз громко, а во второй раз тихо. (ка...; па...;  ла...; ли...; со...; са...; си...; се..; за...; но...; ;де...; на...; ве...; ле...; ко...; ма...).

Воспитатель. «Посчитаем сов» (презентация количество сов от 1-10)

В этом задании надо согласовать числительные с существительными.

  • И с этим заданием вы справились.

 

Воспитатель. А сейчас давайте поиграем в игру: «Хлопни-топни». Я называю слова с твердым звуком «С» - вы хлопните, с мягким звуком «Сь» - вы топните.

  • Хорошо играли, никто не ошибся.

 

            Воспитатель.  Последнее задание сложное. «Назови ласково» (презентация 1слайд- савок; 2слайд-сова; 3слайд-сито; 4слайд-стул; 5слайд- солнце; 6слайд- синица; 7слайд- сыр; 8слайд- сом).

    - Ребята, вы молодцы! Заданий больше нет. 

        Рефлексия.

  1. Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями?
  2. А что вам больше всего понравилось?

 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, художник оставил свой этюдник. Так как мы выполнили все задания, поэтому можем его открыть. (Дети переходят к продуктивной деятельности, заканчивают картину не оконченную художником.)отовительная группа)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6

Слайд 7

7

Слайд 8

8

Слайд 9

9

Слайд 10

10


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...