НОД по развитию речи и социальному миру Тема «Ваши права, дети»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.
Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_vashi_prava_deti.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванцова Наталья Александровна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»
ЯНАО, г. Салехард.
НОД по развитию речи и социальному миру
Тема «Ваши права, дети»
Коррекционно-обучающие цели: В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». Дать понятие о том, что каждый человек имеет право на имя, на проживание в семье, право на гражданство.
Коррекционно-развивающие цели: Закрепить понятия «семья», «отношения в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), признаков. Продолжать учить составлять грамматически правильные предложения, активизировать словарь за счет новых слов.
Коррекционно-воспитывающие цели: Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения и уважения к членам семьи.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Дидактическая игра «Копилка имен». Каждый ребенок называет свое имя и бросает фишку в «копилку». |
Введение в тему | На столе у логопеда находятся две одинаковые куклы. - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две куклы. Посмотрите на них и скажите мне, пожалуйста, эти куклы чем-нибудь отличаются друг от друга? (Нет, ничем не отличаются) |
Обучающий этап |
- Этих кукол, как и маленьких детей, очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет. Поэтому люди придумали давать всем имена. - Как вы считаете, зачем люди придумали имена? У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке. - Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на собственное имя. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя». - Когда вы родились, то родители выбирали вам имя, в которое они вложили все свои надежды и пожелания. Каждое имя что-то означает. Логопед берет семейный альбом, показывает фотографии детей группы и называет значение их имен. Богдан – богом данный Владлен – сокращение от Владимир Ленин Давид – любимый Данил – мой судья – Бог, добрый, общительный Иван – милость Божья Илья – сила Бога Ярослав – сильный и славный Вероника – несущая правду Виктория – победительница Дарья – сильная, побеждающая Карина – впередсмотрящая - Ребята, каждого из вас можно назвать ласково и нежно. Назовите друг друга ласково. Дети называют ласково по имени своего соседа.
- Когда рождается ребенок, ему дают имя, и он получает первый в своей жизни документ, который называется «Свидетельство о рождении». В этом документе указано его имя. Логопед и дети рассматривают «Свидетельство о рождении»: графы, печать, герб. - Посмотрите: на документе изображен герб нашей страны – России. Мы имеем право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России. Ребенок имеет право на гражданство. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство». - В «Свидетельстве о рождении» записано ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени вашего отца. |
Динамическая пауза | Выполнение движений по тексту. «Дом имен» Эй, ребята! Встаньте в круг! Вот как стало много рук! Чьи же руки, подскажите И ладошки покажите. А теперь за руки взялись И по кругу пробежались. Сделали поуже круг Крышу сделали из рук. Получился дом имен. В этом доме мы живем. |
Этап закрепления |
- Все дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна? (Логопед и дети формулируют понятие «семья».) - Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Логопед предлагает послушать детей стихотворение о семье. Вместе – мама, папа, я – Называется семья. По фамилии одной Мама, я и папа мой. Я спросил у муравья: - Для чего нужна семья? - Просто вместе легче жить И работать и дружить. Логопед предлагает детям рассмотреть семейный альбом и поиграть в игру.
Логопед показывает фотографии родителей детей, и спрашивает: Чья мама? Чей папа? Чьи родители? Чья бабашка? Чей дедушка? - Скажите, какой должна быть семья? (дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой…) - Запомните, ребята, вы имеете право жить в семье. Логопед повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье». |
Итог занятия | - Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право? Дети перечисляют права, о которых узнали на занятии, с опорой на символы. - Все ваши права записаны в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребенка». (Дети рассматривают иллюстративное изображение прав ребенка). - О других ваших правах мы поговорим на следующих занятиях. |
Текущие изменения и дополнения |
Интегрированное занятие по развитию речи и по изобразительной деятельности.
Тема «Животные»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей о домашних и диких животных; обучение верно располагать геометрические фигуры в пространстве; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; обучение детей технике рисования тычками и мелкими мазками (штрихами).
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Дикие и домашние животные»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к животным; воспитание художественного вкуса.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг. - Ребята, вы хотите отправиться в интересное путешествие? Мы поедем с вами в страну умных игр. Но с нами хочет поехать один сказочный персонаж. Отгадайте, кто это. Логопед загадывает загадку: - Этот мальчик в синей шляпе С белой челкой на лице (Незнайка) Дети отгадывают загадку. - Правильно, Незнайка. Возьмем его с собой в страну умных игр? А как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Дети перечисляют транспорт) |
Введение в тему | - А поедем мы на … Вы узнаете, если отгадаете загадку: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И умчались в путь далек, Лишь оставили дымок (Поезд) Дети отгадывают загадку. - Сядет в вагоны тот, кто назовет домашнее животное. Звучит песня «Голубой вагон», дети проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом. |
Обучающий этап | - Вот мы и приехали в страну умных игр. Страна эта очень загадочная и необычайная. На доске расположен цветик-семицветик, а на столе у логопеда лежат 7 конвертов таких же цветов с заданиями для детей. Каждый лепесток цветка пронумерован (от 1 до 7). После каждого задания логопед выставляет лепестки с изнаночной стороны, на которых написаны буквы (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы). - Ребята, как вы думаете, почему этот цветок называется «Цветик-семицветик»? - У него для вас есть задания. Кто выполнит все задания, получит приз. Об этом попозже, а пока первое задание – загадки.
- Незнайка уже попытался отгадать загадки. Проверим, правильно ли он их отгадал? Логопед загадывает загадки: А) Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (Белка) Б) Он в берлоге спит зимой, Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь) В) Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы. (Заяц) Г) Кто зимой холодной Бродит в лесу злой, голодный? (Волк) Д) Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса) Дети анализируют отгадки Незнайки. По мере отгадывания логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки-отгадки с изображением диких животных.
- А сейчас поиграем в следующую игру. Это будет второе задание «цветика-семицветика». Во втором конверте лежат картинки с изображением жилищ диких животных (берлога, нора, дупло, логово, куст). Дети распределяют жилища под каждым животным, анализируя свой выбор.
- «Цветик-семицветик» подготовил для вас третье очень трудное задание – сложить животных из геометрических фигур. Как же нам это сделать? Помогут вам волшебные карточки. Логопед выставляет образцы животных, выложенные из геометрических фигур (кошка, собака, белка). - Давайте внимательно рассмотрим этих животных. Из каких геометрических фигур состоят наши животные? Дети отвечают. Берут стулья и садятся за столы, на которых лежат конверты с заранее приготовленными геометрическими фигурами и составляют силуэты животных по образцу. - Ребята, «Цветик-семицветик» шепнул мне, что вы немного устали, и он предлагает вам физкультминутку. Это будет его четвертое задание. |
Динамическая пауза | Подвижное упражнение «Лошадка» (по стихотворению А. Барто) Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним. Я люблю свою лошадку, Поглаживание ладонью по голове Причешу ей шерстку гладко. воображаемой лошади, Гребешком приглажу хвостик потом по спинке и по хвостику. И верхом поеду в гости. Бег по кругу с высоким подниманием колена. - Молодцы! Справились и с этим заданием. |
Этап закрепления |
Логопед помещает на доску иллюстрации Е.И. Чарушина. - А вот и следующее задание. Посмотрите на доску, и скажите, иллюстрации какого художника вы видите? Дети отвечают. Логопед выставляет очередной лепесток на доску с буквой Д.
- Давайте посмотрим, какое ещё задание приготовил нам «Цветик-семицветик». Он просит вас раскрасить силуэт животного. - Как же на рисунке показать, что животные пушистые и мех у них переливается? - Мы будем работать мелкими мазками или штрихами, а также воспользуемся приемом тычка, если вы выберите краски. Будем использовать в своей работе разные оттенки нужных цветов. Первой портрет животного нарисую я, а вы посмотрите. Логопед показывает последовательность и технику рисования животного, например, белки. - А теперь ваша очередь рисовать животного. Дети рисуют. После логопед выставляет на доску сделанные работы.
- Рисунки животных готовы, и «Цветик-семицветик» просит вас выполнить его последнее задание. Подумайте и назовите добрые и ласковые слова про животных, которых вы нарисовали. - А теперь забирайте свои работы, потому что нам нужно возвращаться в детский сад. И дома расскажите своим родителям, куда мы сегодня путешествовали. |
Итог занятия | - Незнайке очень понравились ваши работы, и «Цветику-семицветику» тоже понравилось, как вы выполняли все его трудные задания, поэтому он решил вас наградить – конфетами из страны умных игр. - А теперь посмотрите на доску. Все лепестки выстроились в один ряд. Это послание из страны умных игр. Здесь написано, что вы МОЛОДЦЫ! |
Текущие изменения и дополнения | Оборудование: Жесткие кисти, цветные карандаши, акварельные краски; Бумага для рисования с силуэтами животных по количеству детей; Картинки с изображением диких животных и их жилища; Геометрические фигуры, вырезанные из картона (в конвертах) по количеству детей; Иллюстрации Е.И. Чарушина; Запись песни «Голубой вагон»; «Цветик-семицветик» и 7 конвертов такого же цвета с заданиями; Конфеты для призов. |
Интегрированное занятие по развитию речи и ручному труду.
Тема «Прощание с осенью»
Цели занятия
Образовательные: Уточнение представлений детей об осени и её признаках; обучение последовательному зрительному обследованию и описанию предмета; учить детей выполнять аппликацию из природного материала в технике растертых в крошку сухих листьев.
Коррекционные: Развитие мелкой моторики и сенсорных ощущений; развитие зрительного восприятия, образного мышления; уточнение и расширение словарного запаса по теме «Осень»; совершенствование грамматического строя речи.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к природе; воспитание у детей литературно - художественного вкуса.
Этапы занятия | Ход занятия |
Организационный момент | Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать в круг. Логопед читает стихотворение Е. Трутневой «Осень». Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят, летят, летят… - О каком времени года говорилось в стихотворении? - Вы знаете, что осенью часто идут дожди, и на земле образуются лужи. Представьте себе, что это не обручи, а лужи и вам нужно перешагнуть через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени. |
Введение в тему | - Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем говорить об осенней поре. Дети, перешагивая обручи, проходят к доске и садятся на стулья, стоящие полукругом. |
Обучающий этап |
На доске картина «Ранняя осень». Логопед дает детям одну минуту для свободного рассматривания, а затем задает вопросы, с помощью указки привлекая внимание детей к той части картины, о которой идет речь. - Какое время года нарисовано на картине? - Какая осень изображена на картине? (золотая, ранняя) - Почему вы так думаете? - Назовите, какие ещё признаки осени вы видите на картине? При затруднении логопед помогает детям с помощью картинок-подсказок (схемы-кружочки).
- Листья осенью, какие? (разноцветные, сухие, багряные, золотые, желтые, красные…) - Что делают листья? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются…) - Как называется природное явление, когда опадают листья? (листопад) |
Динамическая пауза | Подвижное упражнение «Ветер дует нам в лицо» Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. Логопед предлагает детям встать в круг и выполнять движения вместе с ним с листьями в руках. - А сейчас вы изобразите листочки, которые срывает ветерок, и они опадают и медленно кружатся в воздухе. Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево- вправо. Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках. |
Этап закрепления |
Дети берут стулья и садятся за столы, а логопед в это время помещает на доску предметную картину «Осеннее дерево». - Ребята, посмотрите на это дерево и скажите, какое оно? - Правильно, осеннее, золотое, красивое. Я предлагаю вам сегодня вместе со мной сделать аппликацию «Золотое дерево». Но сначала посмотрите на моё дерево, и скажите оно такое же красивое как на картине? Ребята, а вы хотите сделать из листьев, которые лежат у вас на тарелках, такое же красивое осеннее дерево, как на картинке? - Тогда расскажите мне правило выполнения задуманной работы, а помогут нам в этом наши пальчики. 1. Что мы решили сделать? 2. Какой материал нам для этого потребуется? (бумага, сухие листья) 3. Какие инструменты мы будем использовать в своей работе? (кисточка, клей, руки) 4. Как мы будем делать эту аппликацию? (Логопед показывает образец растирания листьев) 5. Какой мы получим результат? После этого, дети приступают к выполнению работы (растирают сухие листья в крошку над тарелкой), а логопед наносит клей ПВА вокруг веточек дерева и под ним. Когда крошка из листьев будет готова, дети подходят по одному к столу логопеда и высыпают крошку на места, смазанные клеем. Работа остается на столе до полного высыхания клея. После завершения работы, дети садятся на свои места. |
Итог занятия | - Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, ребята, о чем мы говорили на занятии? - А чем мы ещё занимались, в какие игры успели поиграть? - Какие задания было интересно выполнять? Логопед положительно оценивает работу каждого ребенка. |
Текущие изменения и дополнения | Оборудование: Сюжетная картина «Ранняя осень», обручи (3-4 штуки), «Копилка слов», кружочки по количеству детей, кружки-символы (признаки осени), по 2 листочка на каждого ребенка, предметная картина «Осеннее дерево»; Ватман с изображением дерева без листьев, кисть для клея, клей ПВА, сухие листья (2-3) на каждого ребенка, тарелки по количеству детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей «Ваши права, дети»
Непосредственно-образовательная деятельность по социально-личностному развитию детей ...
Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания старших дошкольников "Ваши права, дети".
Занятие проводилось в саршей группе по теме: "Правовое воспитание дошкольников"...
Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста
Конспект ООД по познавательному развитию "Ваши права, дети!" для детей старшего дошкольного возраста. Полезен в работе воспитателям....
Занятие по развитию речи и социальному миру "Ваши права" для детей средней группы.
Конспект занятия о конвеции о правах ребенка для средней группы....
«Ваши права, дети». Занятие познавательного цикла по развитию правового сознания дошкольников
Программное содержание:- Максимально способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний.- Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способст...
"Ваши права дети,или мы тоже имеем право"
Цель: 1) Дать детям знания о гражданских правах и обязанностях. 2) Закрепить знания детей о "Конвенции прав ребенка" П/С 1) В доступной форме познакомить детей с Конвенции по правам ребенка. 2) Дат...
ОД по развитию речи «Ваши права, дети»
ОД по развитию речи «Ваши права, дети»...